Иван Монахов: «Я учу своих студийцев быть счастливыми»

Семь лет при Республиканском центре дополнительного образования существует студия «Театр плюс». В этом году состоялся первый ее выпуск. По словам руководителя студии Ивана Монахова, работа с юными актерами в первую очередь предполагает воспитание личности. О том, как он решает эту задачу на своих занятиях, руководитель «Театра плюс» рассказал «Республике».

– Несмотря на попытки государства поднять престиж профессии учителя, педагоги-мужчины все еще редкость и в школе, и в системе дополнительного образования. Как вы пришли в эту сферу?

– Когда в 2008 году после школы я выбирал, куда идти учиться дальше, я, честно говоря, не очень задумывался, кем конкретно хотел бы стать и насколько будет востребована на рынке труда моя профессия. Поэтому документы подал сразу в два учебных заведения – в колледж культуры имени Чисталева и в КГПИ. Почему именно колледж культуры? Да просто я еще в школе любил выступать, в десятом классе даже получил приз на районном конкурсе самодеятельных театров за лучшую мужскую роль. Ну и решил: почему бы не попробовать стать артистом? В колледж меня приняли сразу, а результатов поступления в пединститут я не дождался, уехал домой. А когда узнал, что поступил и туда тоже, решил остаться в колледже, так как меня уже зачислили на отделение постановки театрализованных представлений. В группе из 11 человек я был единственный парень, все остальные – девушки.

Мне нравилось там учиться. Мы, студенты, устраивали для детских коллективов утренники, с братьями Басковыми ездили по районам с новогодними детскими программами. После окончания колледжа какое-то время оставался без работы. В составе небольшой группы аниматоров организовывал детские праздники. Но когда за полтора месяца получил 800 рублей, понял, что нужно срочно искать работу, которая позволила бы жить, а не выживать. И судьба улыбнулась мне. Именно в этот период мне позвонили из Республиканского центра дополнительного образования и пригласили на работу педагогом-организатором. Когда-то еще во время учебы в колледже я с одногруппниками проводил в РЦДО какое-то мероприятие, и меня тогда заметили. Как выяснилось позже, найти меня и взять на работу очень рекомендовала моя преподавательница из колледжа. В сентябре 2011-го я пришел работать в РЦДО педагогом-организатором. А через два года мне предложили набрать группу детей в театральную студию «Театр плюс».

– Почему название звучит именно так? И что означает «плюс»?

– Плюс означает, что к театру можно много чего еще подвести. Да, мы занимаемся сценической речью, ставим небольшие сценки, но пробуем себя и в роли конферансье, развиваем еще кучу всяких необходимых актеру навыков. В первый набор записалось 12 человек. Как это обычно бывает, часть отсеялась. Не только самим детям, но и многим родителям кажется, что жизнь артиста – это очень просто: дали тебе слова, ты их выучил и пошел выступать. Но такого не бывает. Прежде нужно очень много и над собой работать, и учиться работать в команде. Надо много читать, думать, обуздывать свое эго и доверять учителю, который видит тебя именно в этой, а не в другой роли.

Сегодняшние дети очень мало читают, потому что гаджеты заменили книгу. Мне приходится учить их читать. Причем читать обязательно вслух или шепотом, чтобы мозг запоминал слова и словесный багаж пополнялся. Родители, конечно, мечтают скорей увидеть своего ребенка на сцене, но приходится объяснять им, что, прежде чем выйти на сцену, ребенок должен сначала накопить определенный багаж знаний.

– Но как же актеру, пусть даже начинающему, без сцены? По сути, выход на сцену – это то, ради чего многие идут в театральную студию.

– В первый год обучения мы обычно по желанию самих ребят практикуем выходы на сцену в качестве конферансье или участника творческого конкурса. Так, например, в начале ноября в Сыктывкаре будет конкурс «Живая музыка стихов». Некоторые ребята первого года обучения готовятся к нему, но участие строго по собственному желанию. По окончании какого-то раздела программы, например, сценическая речь, тоже нужно выводить ребенка на сцену, чтобы он мог продемонстрировать усвоенные навыки.

– Много читать, думать – это очень похоже на школу. Это не отпугивает ребят, которые наверняка приходят в кружки, чтобы разнообразить свою жизнь и получить удовольствие от того, что делают?

– Конечно, если навязывать свое, то это кому хочешь надоест. Когда я только начинал работу в студии, по неопытности грешил авторитарностью: навязывал ребятам свое видение роли, манеру прочтения текста, сам подбирал тексты для работы. Но быстро сообразил, что не стоит этого делать, и поменял тактику. Сейчас я предлагаю им самостоятельно находить для работы тексты, которые им нравятся. Но при условии, что это не один текст, а хотя бы три. Из этих трех мы выбираем потом один.

– Как выглядит эта работа над текстом?

– Если, к примеру, это монолог, я предлагаю детям ответить на вопросы: «Как ты думаешь, какой это человек? Какие у него могут быть привычки? Где он находится, когда рассказывает этот монолог?» От того, каким представляется герой, будет выстраиваться и подача монолога. Дети учатся чувствовать и проживать роль. Это трудная работа. Потому что стереотипное мышление – беда современного человека. И чтобы вживаться в роль, надо ломать стереотипы. Поэтому один и тот же монолог мы читаем по-разному: к примеру, так, будто тебе кто-то наступил на ногу, или так, будто ты выиграл большой приз, стоя на одной ноге, сидя и так далее. В общем, играем с текстом. Учимся делать короткие и длинные паузы.

В работе с новым текстом я никогда не прошу детей заранее его выучить. Потому что у заучивания есть одна нехорошая сторона: ребенок запоминает интонацию, с которой он заучил. И потом бывает непросто его перестроить. А надо уметь по-разному варьировать текст.

– Безусловно, далеко не все ваши воспитанники станут впоследствии актерами. Как вы считаете, что дают детям занятия в студии?

– Во-первых, даже если они и не мечтают о большой сцене, талант перевоплощения в жизни просто необходим. Во-вторых, как бы это странно ни звучало, для меня самое главное – научить ребят творчески мыслить, быть внимательными к себе и к людям и привить им элементарную культуру поведения. То есть научить их быть просто хорошими людьми. Если я этой цели достигну, это уже дорогого стоит.

– Как же эту задачу вы решаете на своих занятиях?

– Я уверен, что хороший человек – это счастливый человек. А счастье – это умение во всем, даже на первый взгляд не очень веселом, находить позитив. Поэтому каждое занятие стараюсь выстраивать так, чтобы ребенок почувствовал себя хоть немного счастливее, чем был до прихода в класс. Обычно занятие начинаем со слов «сегодня хороший день, потому что…» И каждый ребенок сам продолжает эту фразу. Ведь в любом, даже ненастном дне можно найти что-то хорошее. Кому-то это бывает тяжело, несмотря на то, что они уже не первый год ходят в студию. Но обычно по мере поиска счастливых моментов хмурые лица просветляются. Подобные тренинги учат развивать воображение и память, не развивая которые мы очень обедняем свою жизнь.

Упражнения для развития воображения и памяти я даю им и в классе, и в качестве домашнего задания. Допустим, предлагаю во время прогулки прислушиваться к звукам и дорисовывать в своем воображении то, что услышал, но не увидел. Например, идешь по улице, а сзади проехала машина. Нужно по звуку определить, какая это машина – грузовая или легковая. А может, автобус. Иногда на занятиях мы специально уделяем время тренингу по развитию воображения и внимания. Я открываю двери, дети ложатся на коврики, закрывают глаза и просто прислушиваются к звукам. И потом по этим слуховым ощущениям мы проводим разбор того, что же происходило за стенами зала. Если на первых занятиях ребята обозначали по звуку только предполагаемые действия – кто-то пришел, хлопнул дверью и так далее, то уже на третьем занятии начали уточнять: пришла какая-то молодая женщина, потому что она шла легко и стучала тонкими каблучками. Судя по звуку, дверь была деревянная, а не пластиковая. Мальчик, который кричал, судя по голосу, невысокого роста. То есть они по звукам уже создают в голове определенную картину происходящего. Со стороны это может показаться несерьезным. Однако с развития внимания ко всему вокруг начинается внимание и к окружающим людям. А то мы ведь часто не замечаем людей, можем пройти и не поздороваться. Кроме того, умение быть внимательным к миру очень обогащает жизнь, наполняет ее красками, развивает осознанность.

– В этом году состоялся первый выпуск студийцев. В качестве отчетного спектакля вы поставили «Мэри Поппинс». Почему именно это произведение вы выбрали для постановки и как оцениваете качество игры ваших актеров?

– Как я уже сказал, я стараюсь не навязывать детям своего мнения, поэтому произведение для постановки они выбрали сами. Как я оцениваю? Я бы сказал, что это выше, чем хорошо. Однако нет предела совершенству. Конечно, как режиссер, глядя на готовый продукт, я бы и тут поправил, и там сделал иначе. Но в целом ребята молодцы. К великому сожалению, из-за пандемии нам пришлось работать на пустой зал. Ребята из Кванториума сняли спектакль на камеру, и представлять свою работу мы будем теперь в формате видео.

Работа с первой группой студийцев много мне дала в плане понимания того, как лучше выстроить занятия. Прежняя программа была рассчитана на шесть лет. Но сейчас мы с руководством центра решили поступить иначе и разбили программу на несколько курсов. Каждый курс длится три года. Первый курс «Юный артист» – для малышей. Второй курс называется «На подмостках» – для 3-5 классов. И третья группа «Театр плюс» – для старшеклассников. В планах у меня – со временем поставить разновозрастной спектакль, со всеми студийцами.

Беседовала Галина ГАЕВА

Фото предоставлены Иваном Монаховым

Оставьте первый комментарий для "Иван Монахов: «Я учу своих студийцев быть счастливыми»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.