Магический реализм Рене Магритта

В Сыктывкаре открылась выставка известного художника-сюрреалиста

Трубка и яблоко, которые таковыми не являются, ночная улица под ясным дневным небом и загадочный мужчина в шляпе-котелке – эти образы стали знаковым явлением в культуре прошлого века. Автор образов – бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт. Многие знают его картины по обложкам книг, музыкальных дисков, но побывать на его персональной выставке можно было лишь за рубежом.

В российских музеях собрания его работ не было. Цветные литографии художника из нескольких частных европейских коллекций (из Франции, Бельгии и Скандинавии) сейчас собраны в Санкт-Петербурге – Арт-центре в Перинных рядах. Из Северной столицы работы Магритта вывозят на выставки в города России и СНГ.

На этой неделе экспозиция «Рене Магритт. Вероломство образов» открылась в Сыктывкаре. Полсотни литографий мастера представлены в выставочном зале Национального музея Коми. Они охватывают период творчества Магритта от начала 1920 до 1960 года. Сыктывкарцы могут увидеть автопортрет художника «Сын человеческий», один из вариантов картины «Влюбленные», русалку наоборот в картине «Коллективное изобретение» и другие известные работы. Образ «Сына человеческого» был использован в кинематографе. В частности, в фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в строгий костюм и котелок для финального ограбления музея.

Представленные на выставке литографии побуждают к размышлению об иррациональном устройстве бытия. «Видимое таковым не является», – провозгласил Рене Магритт, предлагая зрителю ответить на вопрос: что будет, если соединить вместе яблоко и венецианскую маску, паровоз и камин, облако и дверь? Причудливым образом объединяя их в своих работах, Магритт нарушает привычный порядок и заставляет задуматься о парадоксах логики и пофантазировать. Его картины как ребусы, на которые не существует однозначного ответа. «Когда я смотрю на свои работы, мне кажется, что меня со всех сторон окружает тайна и в мире нет ей разгадки», – писал сам художник.

Некоторые предметы и образы постоянно повторяются в картинах Магритта. Это яблоки, шляпы-котелки, птицы, странные сферы и валуны, закрытые тканью лица. Также часто присутствуют обнаженные женщины. Может, поэтому выставка в Сыктывкаре получила ценз 12+.

Хотя, по мнению директора Национального музея Коми Ирины Котылевой, эта выставка, как и многие другие, для всех возрастов:

– Детям нужно показывать разные формы искусства, стили и направления, как только ребенок начал говорить. Музей – это то место, куда можно и нужно приходить с детьми. Мне кажется, что подростки должны прийти на Рене Магритта. Их нужно чем-то заинтересовать и не шокировать.

Рене Франсуа Гислен Магритт родился в 1898 году в бельгийском городе Лессин. Рене начал рисовать после того, как утопилась его мать. Первая выставка начинающего художника прошла в 1926 году, но она оказалась провальной. На живописца повлияли модные в те годы кубизм, дадизм и футуризм. В 1927 году Магритт переехал в Париж и познакомился с сюрреалистами. Именно в парижский период творчества Магритта на свет появляется «Вероломство образов (Это не трубка)». Картину можно трактовать так: описание реальности не является самой реальностью. Детально нарисованную нельзя выкурить.

Сам Магритт не называл себя сюрреалистом, а считал свое творчество магическим реализмом. Он всю жизнь придерживался социалистических взглядов. После войны в третий раз вступил в коммунистическую партию Бельгии. Большую часть денег Магритт зарабатывал рекламой и дизайном. Чтобы избежать этой работы, Рене стал тиражировать свои работы на продажу. Популярность пришла к Магритту только в конце 1950-х годов. Внезапный интерес к нему связывают с появлением поп-арта. Образы художника стали часто использоваться в массовой культуре. Умер Рене Магритт в 1967 году.

При жизни художника было сделано всего 18 литографий, несколько из них представлено на выставке в Сыктывкаре. Остальные были отпечатаны посмертно. Литографии изготовлены Фондом Рене Магритта в граверной мастерской Филиппа Морено. Две подписаны вдовой художника Жоржеттой Магритт.

Для того чтобы привезти работы Магритта в Сыктывкар из Минска, где до этого «гостила» выставка, понадобилось четыре бронированных больших ящика. Эту спецтару журналисту «Республики» продемонстрировала куратор выставки Дарья Юркина.

Выставка «Рене Магритт. Вероломство образов» будет работать в Сыктывкаре до 5 декабря. Затем, как рассказала «Республике» Ирина Котылева, ее сменит экспозиция «Этноджинс».

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Магический реализм Рене Магритта"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.