Бог чудов найден

Шушуны, рубахи, сарафаны, прялки, сундук, вязаные носки и чулки – все можно увидеть на выставке-инсталляции «Бог чудов найден! Кандинский». Этнографическая экспозиция открылась в Национальной галерее Коми и удачно дополнила выставку «Василий Кандинский и Россия», на которой представлены подлинные работы всемирно известного художника-абстракциониста.

Выставка оформлена в виде инсталляции-лабиринта. Здесь представлены фрагменты из дорожного дневника поездки в Коми край будущего художника, фотографии коми-зырян, сделанные Сергеем Сергелем в 1906 году, украшенные яркими геометрическими орнаментами многочисленные предметы народной культуры вычегодских коми конца XIX века, а также демонстрируется фильм «Путешествие Кандинского к «вратам смерти».

Аудиоэкспонатом стала старинная коми песня «Плач вдовицы», записанная современными этнографами в Керчомъе. Вполне возможно, что именно эту песню Кандинский услышал там в 1889 году.

Все экспонаты выставки представлены Национальным музеем Коми. Его директор Ирина Котылева рассказала, что в этом году в музей попали старинные столешницы из верхневычегодского села Керчомъя, аналогичные тем, что видел Кандинский. На выцветшей столешнице заметны следы росписи – мальтийский крест, полустертые дата изготовления столика и русская народная пословица «От работы не будешь богат, а будешь горбат». Эта новая находка, о которой мы уже писали, на выставке в галерее не представлена.

Поездка Кандинского по Коми краю проходила в начале лета и была совсем непродолжительной – всего неделю. Но за этот короткий срок местные жители буквально «влюбили» в себя будущего художника.

В дальних селах студент-этнограф записывал старинные песни, загадки и все пытался выяснить, как на коми языке будет слово «жена». Ездил Кандинский верхом и на таратайке в Богородск, Подъельск, а на лодке плавал в Шой-яг. В этом селении, которое отсутствует на современных картах, по его словам, жили «совершенные дикари», они смотрели на приезжего как на нечто чудесное и никогда не виданное: «Кто посмелее, те трогали мои очки, а робкие издали тыкали пальцами и быстро тараторили». Современные исследователи так и не смогли определить, что за поселение автор дневника назвал Шой-ягом.

На страницах своего путевого дневника Кандинский некоторые свои рисунки подписывал коми словами и названиями. Например, под зарисовкой бани было указано, что это «пывсян», а под овином – «рыныш». Судя по всему, студента интересовали коми слова, и он отмечал в дневнике, что на коми языке морт – это человек, а войтыр – люди. Дневник с этими записями сейчас хранится в парижском музее современного искусства Центра Жоржа Помпиду.

В одном месте дневника его автор с восторгом написал, что в Усть-Куломе «Бог чудов найден!». Что он имел в виду, так и осталось неясным. Но именно эта загадочная фраза дала название выставке.

Итогом поездки Кандинского стала его статья «Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям)». В этой работе он упоминал языческих богов Чурилу, Войпела, Йомалу, лешака-морта, полудницу и предвестника смерти – орта. Также студент написал рецензию на книгу Георгия Лыткина «Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык». А вот записи коми песен, которые он делал во время поездки, бесследно исчезли.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Бог чудов найден"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.