Шушуны, рубахи, сарафаны, прялки, сундук, вязаные носки и чулки – все можно увидеть на выставке-инсталляции «Бог чудов найден! Кандинский». Этнографическая экспозиция открылась в Национальной галерее Коми и удачно дополнила выставку «Василий Кандинский и Россия», на которой представлены подлинные работы всемирно известного художника-абстракциониста.
Выставка оформлена в виде инсталляции-лабиринта. Здесь представлены фрагменты из дорожного дневника поездки в Коми край будущего художника, фотографии коми-зырян, сделанные Сергеем Сергелем в 1906 году, украшенные яркими геометрическими орнаментами многочисленные предметы народной культуры вычегодских коми конца XIX века, а также демонстрируется фильм «Путешествие Кандинского к «вратам смерти».
Аудиоэкспонатом стала старинная коми песня «Плач вдовицы», записанная современными этнографами в Керчомъе. Вполне возможно, что именно эту песню Кандинский услышал там в 1889 году.
Все экспонаты выставки представлены Национальным музеем Коми. Его директор Ирина Котылева рассказала, что в этом году в музей попали старинные столешницы из верхневычегодского села Керчомъя, аналогичные тем, что видел Кандинский. На выцветшей столешнице заметны следы росписи – мальтийский крест, полустертые дата изготовления столика и русская народная пословица «От работы не будешь богат, а будешь горбат». Эта новая находка, о которой мы уже писали, на выставке в галерее не представлена.
Поездка Кандинского по Коми краю проходила в начале лета и была совсем непродолжительной – всего неделю. Но за этот короткий срок местные жители буквально «влюбили» в себя будущего художника.
В дальних селах студент-этнограф записывал старинные песни, загадки и все пытался выяснить, как на коми языке будет слово «жена». Ездил Кандинский верхом и на таратайке в Богородск, Подъельск, а на лодке плавал в Шой-яг. В этом селении, которое отсутствует на современных картах, по его словам, жили «совершенные дикари», они смотрели на приезжего как на нечто чудесное и никогда не виданное: «Кто посмелее, те трогали мои очки, а робкие издали тыкали пальцами и быстро тараторили». Современные исследователи так и не смогли определить, что за поселение автор дневника назвал Шой-ягом.
На страницах своего путевого дневника Кандинский некоторые свои рисунки подписывал коми словами и названиями. Например, под зарисовкой бани было указано, что это «пывсян», а под овином – «рыныш». Судя по всему, студента интересовали коми слова, и он отмечал в дневнике, что на коми языке морт – это человек, а войтыр – люди. Дневник с этими записями сейчас хранится в парижском музее современного искусства Центра Жоржа Помпиду.
В одном месте дневника его автор с восторгом написал, что в Усть-Куломе «Бог чудов найден!». Что он имел в виду, так и осталось неясным. Но именно эта загадочная фраза дала название выставке.
Итогом поездки Кандинского стала его статья «Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям)». В этой работе он упоминал языческих богов Чурилу, Войпела, Йомалу, лешака-морта, полудницу и предвестника смерти – орта. Также студент написал рецензию на книгу Георгия Лыткина «Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык». А вот записи коми песен, которые он делал во время поездки, бесследно исчезли.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Бог чудов найден"