Нина Степанова: «Школа – мое главное увлечение»

Полвека назад учитель истории и обществознания Нина Степанова пришла работать в только что открытую в Сыктывкаре школу №36 молодым, начинающим специалистом. Многие ее ученики уже приводят в эту школу своих внуков, а Нина Александровна до сих пор каждое утро спешит на уроки. Накануне Дня учителя опытный педагог рассказала «Республике» об истоках своего профессионального долгожительства и порассуждала о высоком призвании учителя.

– Что больше всего запомнилось вам из той поры, когда вы только пришли в новую школу?

– Это была первая в городе большая школа из стекла и бетона. Возвели ее в совершенно новом микрорайоне, состоявшем из пятиэтажных панельных новостроек. Спустя два года по этому же проекту была построена школа №38, а потом подобные школы появились и в других городских кварталах. Но наша была первой. А тогда, накануне 1 сентября, я помню, все переживали за стеклянные стены в коридорах, но страхи оказались напрасными, порядок был установлен.

В школе была очень хорошая, спокойная и доброжелательная атмосфера. Учителя-стажисты помогали молодым педагогам. Моими наставниками стали завучи Карделия Михайловна Кузнецова и Раиса Михайловна Распутина. Большое внимание в те годы уделялось воспитательной работе, и в частности патриотическому воспитанию. Жизнь в школе кипела: субботники, спортивные мероприятия, смотры художественной самодеятельности, турслеты, «Зарница», организация школьного музея боевой и трудовой славы, поездки вместе с ветеранами по местам боевых сражений Ленинградского фронта. В общем, всего и не перечислишь. И везде молодые учителя были вместе с учениками. Первый мой выпуск состоялся в 1972 году. Теперь эти выпускники уже бабушки и дедушки, приводили в школу сначала своих детей, а теперь уже и внуков.

– Не будет преувеличением сказать, что работа учителя – одна из наиболее трудных. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учитель, чтобы профессия стала для него жизненным призванием?

– Прежде всего терпением. Это же работа с детьми. А они все разные, и далеко не все из них будут удобными и послушными. Успех в работе учителя неразрывно связан с умением наладить контакт с учениками. Поэтому главное условие – надо их любить. Через любовь приходит понимание, а через понимание – терпение.

– Умение любить, терпеть, понимать не даются человеку с рождения. Это результат жизненного опыта. Как лично вам удалось этого добиться?

– Я еще в школе знала, что буду поступать в пединститут. В первый год после школы поступить не получилось – не добрала баллов. Поработала год в детском садике и на следующий год поступила. Практику я проходила в школе №21, а после института меня сразу взяли завучем по воспитательной работе в новую школу №36. Проблем с дисциплиной у меня никогда не было. Я как-то сразу нашла себя в педагогике. Мои ученики, придя впервые на мой урок, видимо, сразу как-то чувствуют, что никакие шалости здесь не пройдут. На уроке у меня можно только работать.

– Нередко учителя очень ревностно относятся к своему предмету и от всех учеников, невзирая на их способности, требуют хороших знаний. Именно таких учителей раньше, когда еще не было ЕГЭ, школьники боялись на экзаменах, потому что полученная у них тройка была равнозначна пятерке. Вы могли бы себя отнести к этой категории преподавателей?

– Нет. Потому что в отношении учителя к детям не может быть никакой уравниловки. У детей могут быть разные интересы, разная степень восприятия. Задача учителя – сделать так, чтобы даже тем, кто плохо усваивает его предмет, на уроке было интересно. Мне иногда говорят: «Да это ж невозможно запомнить все даты, все события!» Согласна. Но ведь не это важно! Важно, чтобы ученик понимал. Бывает, дети говорят: «Вы меня не любите, поэтому у меня такие оценки». Я всегда в таком случае отвечаю: «Я вас не любить сюда пришла, а учить. Вы для меня абсолютно все одинаковые». Я стараюсь делать так, чтобы на моем уроке было интересно. Поэтому без хвастовства: дети охотно идут ко мне на уроки. Я это знаю. Они мои уроки не прогуливают. И даже самые слабые говорят: «У вас на уроках интересно».

– По поводу оценок. В рамках пятибалльной системы учителю работать непросто, потому что по сути работают только четыре балла. Возникают ли у вас в связи с этим сложности, когда вы не знаете, как ученика оценить. Ведь пятерка для троечника и пятерка для отличника – это разные пятерки.

– Все дети разные. И при одинаковой оценке в журнале уровень знаний у всех может быть разный. Иногда для того, чтобы ученика поддержать, даже если он и не совсем уверен в себе и чего-то не знает, надо поставить ему хорошую оценку. Это очень стимулирует. Практика показывает, что, будучи уже взрослыми людьми, мои бывшие ученики прекрасно помнят такие моменты и благодарны за них. Они помнят даже до мелочей, за какой именно ответ они получили пятерку. Это дорогого стоит. Так что не всегда пятерка – это показатель отличных знаний. Оценка вообще не может быть объективной, потому что она в первую очередь носит стимулирующий характер. В умении вовремя правильно поощрить и заключается талант учителя заинтересовать ученика.

– Компьютерные технологии сегодня все активнее внедряются в учебный процесс. Как вы относитесь к этим новшествам и используете ли их на своих уроках?

– Да, я применяю. Но уверена, что ничто не заменит живого общения учителя и ученика. Одно дело, когда ты даешь что-то в качестве иллюстрации к уроку, и другое дело – когда ты оставил учеников наедине с компьютером и считаешь свою задачу выполненной.

– Как изменилось нынешнее поколение детей в сравнении с поколением 70-х?

– Мои выпускники иногда меня встречают и тоже обычно спрашивают: «Ну как современные дети?» А я всегда отвечаю: «Дети всегда дети. Абсолютно такие же, ничего не меняется». Единственное их отличие от школьников 70-х в том, что они намного более информированы. Потому что мы живем в век информации, и сегодня у детей появился доступ к разного рода информации, не всегда хорошего качества и содержания. Прежние школьники больше читали. Книга была основным источником знаний. Мое мнение, что интернет развивает кнопочное мышление. Проще всего нажать кнопку и получить то, что тебе надо. В книгах информацию надо было добывать и осмысливать, а сейчас школьники, иногда даже не читая, ее копируют для учебных целей. Но я всегда им говорю: можно и обезьянку научить нажимать на кнопочки.

Считаю, что важно научить детей осмысленно просеивать информацию. А для этого надо учить их разговаривать, обсуждать, анализировать. Чтобы на уроке не только учитель вещал что-то с высоты своего полета, а ученик активно участвовал в разговоре.

– Работа учителя требует огромных энергозатрат, которые даже молодые учителя не всегда выдерживают. Где вы эти силы черпаете?

– Я уже пятьдесят лет работаю с детьми, и каждый день – как первый раз. Дочь у меня живет не в Сыктывкаре, иной раз звонит, спрашивает: «Что делаешь?» И услышав «Да вот, готовлюсь к урокам», удивляется: «Мама, да ты уже за полвека все должна знать! Чего тебе готовиться?» Но как же я пойду на урок неподготовленной? Для того чтобы детям было интересно, чтобы они тебя слушали, нужно каждый раз находить что-то новое. И самое радостное для меня – это живой интерес учеников к моему предмету.

Мои нынешние шестиклассники уже обсуждают, куда бы хотели поступить после школы и какие ЕГЭ сдавать. И очень часто говорят: «Хотим сдавать обществознание». Причем не отрицая того, что история тоже интересный предмет. Но мы, говорят, хотим сдавать ЕГЭ по обществознанию. Почему? Да потому что там можно поговорить. Они очень ценят, когда с ними на уроке разговариваешь, выслушиваешь их мнение, споришь о чем-то с ними. Я учу их иметь свою точку зрения на все и уметь ее излагать.

– Молодые учителя задерживаются в школе?

– По моим личным наблюдениям, многие молодые учителя сегодня боятся учеников, боятся трудностей и потому не все выдерживают эту нагрузку, увольняются. Школа для них как стартовая площадка для поиска новой работы. Все же, надо признать, учительство – это действительно нелегкий труд.

– И именно поэтому на первых порах учителю просто необходим хороший наставник, который готов подставить плечо в трудную минуту. В сегодняшней школе есть наставничество?

– Как раз сегодня у нас в школе совещание о возобновлении наставничества. Оно никуда, конечно, и не уходило, но необходимо его развивать. Лично я своим молодым коллегам всегда говорю: «Мои уроки всегда открыты. Приходите – смотрите, учитесь». Кто хочет – приходит. Проблема еще и в том, что профессия учителя сегодня не совсем престижная. Хотя я могу с гордостью сказать, что у меня на обеих руках не хватит пальцев сосчитать моих выпускников, которые продолжают мою профессию.

– Любите свою работу?

– Очень. Если бы не любила, я бы до сих пор не работала. Мне ведь уже 75-й год. Не зря же говорят: «Движение – это жизнь». Я боюсь остановиться. И школа – это мой вечный двигатель. Я ничего более важного в жизни не имею. Пятьдесят лет в одной школе. Никуда не уходила. Конечно, есть еще какие-то увлечения, но школа – это главное мое увлечение. Я себя не чувствую старой, потому что я всегда с ребятами.

Беседовала Галина ГАЕВА

Фото из архива Нины Степановой

Оставьте первый комментарий для "Нина Степанова: «Школа – мое главное увлечение»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.