Загадка затерянного «Дугласа»

Близ поселка Мандач покоятся детали американского самолета

На прошлой неделе в соцсетях появилась новость о том, что на болоте вблизи поселка Мандач Сыктывдинского района найдены детали самолета. Предположительно это «Дуглас», совершивший аварийную посадку в 1947 году. В экспедицию
на болото для поиска дополнительных сведений через страницу «ВКонтакте» «Тайга. Калейдоскоп» всех желающих приглашал житель села Зеленец Максим Попов. Энтузиаст хочет развивать в Коми внутренний туризм и интересуется историей региона. Журналист «Республики» принял предложение и побывал на болоте в минувшую субботу.

В путь под колокольный звон

Из Зеленца в Сыктывкар Максим Попов приехал ранним утром на своей «Ниве Шевроле», чтобы забрать городских участников экспедиции. От храма в местечке Давпон выехали во время начала утренней службы. Звон колоколов Максим Попов назвал хорошим знаком, наверное, удастся найти что-то важное, предположил он. Затем в микрорайоне Орбита присоединился еще один участник – Евгений. Он великолепно подготовился к поездке и внешне производил впечатление заядлого любителя лесных путешествий. Однако позже выяснилось, что сыктывкарец не бывал в лесу с детских лет, с тех пор как заблудился с товарищем и вместе они не могли выйти к людям 12 часов. Но предложение отправиться к месту аварийной посадки загадочного «Дугласа» его настолько заинтересовало, что мужчина забыл о детском страхе. Четвертым участником экспедиции стал отец Максима – Виктор, ветеран лесной отрасли, который прекрасно ориентируется на местности.

– Были и еще желающие, в том числе женщины и дети. Хотели ехать даже знакомые ребята из местной музыкальной группы. В итоге было решено отправиться в ограниченном составе, чтобы соблюсти меры предосторожности в плане коронавирусной угрозы, – рассказал организатор поездки.

За Виктором Поповым заехали в Зеленец, где к своей машине Максим дополнительно прикрепил прицеп. Летом прошлого года вместе с отцом он уже ездил на болото и тогда сделал первые фотографии деталей самолета, а также увез одну из них с собой. На прицепе на этот раз энтузиаст планировал увезти какие-то более крупные детали. А ту самую увезенную – четырехногу неизвестного предназначения – хранит в мастерской около своего частного дома, до сих пор гадая, что же это может быть:

– Предполагаю, что эта деталь поддерживает крылья, когда самолет стоит, чтобы он при ветре не качался.

Впервые Максим побывал на месте аварии около двадцати лет назад, а Виктор Попов увидел лежавший на болоте «Дуглас» еще в 84-м году прошлого века, когда работал на лесозаготовках. Тогда, как он помнит, самолет лежал еще в более-менее целом виде, был желтого цвета. Постепенно охотники за цветметом растаскивали его, многое вывозили на лошадях. Каждый раз, вспоминая о самолете, они с отцом придумывают все новые версии аварийной посадки. Среди них и много шуточных, например, что летевшим откуда-то из Арктики геологам не хватило топлива.

«Этот самолет – часть нашей истории»

От Зеленца до места входа на лесную тропу, идти по которой до болота нужно еще примерно километр, пришлось ехать около двух часов по старой и разбитой лесовозами дороге. Раньше Мандач был крупным поселком лесозаготовителей, но теперь он стремительно пустеет. Виктор Попов вспомнил о том, как в девяностые годы на этой дороге в качестве трелевочных тракторов использовали танки. Эксперимент провалился, потому что тяжелая техника слишком быстро перегревалась из-за езды по бездорожью. По дороге Максим и его отец травили байки и о самолете. По одной из них, рядом была делянка лесозаготовителей, которые пытались добыть из севшего на брюхо «Дугласа» технический спирт, который есть в шасси.

– Пока они заготавливали лес, готовили и тросы для того, чтобы перевернуть самолет и добыть спирт. Я даже общался с человеком, который был в этой бригаде. Как только их начальник об этом узнал, сразу отослал их на другую делянку, – рассказал Максим.

Именно сейчас, спустя много лет, житель Зеленца вновь вспомнил о самолете, потому что решил развивать в Коми внутренний туризм.

– Это одно из направлений, необходимых для развития туризма, – объяснил собеседник издания. – Это интересный факт истории, который важно знать. Установить, что это был за самолет и по какой причине он приземлился, важно. Нужно, чтобы люди стали выходить из квартир, интересоваться историей. Да и мне самому это просто интересно. Есть еще где-то на границе Коми с Пермским краем узкоколейный паровоз, таких осталось мало. Он где-то в тайге. Зачем резать на металлолом? Надо вывезти. Вон у нефтяников есть вертолеты. Можно разобрать по запчастям и вывезти. Это ведь история. А на болото один человек, местный предприниматель, предлагал мне взять вездеход «Арго». Я отказался, вдруг утонет, да и на нем через лес не проехать.

Пройти к болоту оказалось непростой задачей. Довольно долго Максим и Виктор не могли обнаружить точку входа на лесную тропу. В итоге зашли лишь в предположительно нужном месте, но в ходе продвижения к болоту все же нашли их прошлогодние зарубки на деревьях. К лесному походу Максим добавил немного острых ощущений своими воспоминаниями о встречах с медведями в здешних местах. Все те столкновения оканчивались благополучно, а вот в 1999-м близ Мандача медведь-подранок убил женщину, вспомнил о трагическом случае искатель приключений.

«Законсервированный» воздух из 1947-го

В прошлом году, когда Максим посещал болото, на нем было более топко. Лето было дождливое, поэтому местность сильно развезло. Проводник вспомнил, что путь был гораздо сложнее, и пришлось продвигаться к деталям самолета, нарезая круги. На вопрос о страхе перед возможной перспективой остаться на дне коварного болота смельчак ответил, что желание добраться до цели оказалось сильнее:

– Мне было все равно. Передо мной стояла цель. А утонуть я бы все равно не утонул. Дошел бы до цели в любом случае. Это болото не такое уж топкое. Не такое, как в фильме «А зори здесь тихие…».

В этом году лето было относительно сухое, повезло и с погодой осенью. Поэтому к цели удалось дойти без каких-либо приключений. Среди деталей, которые на этом открытом пространстве виднеются издалека, в более-менее нормальном виде остались три колеса, части двигателя и шасси. Отец Максима не имел большого интереса к историческим артефактам и остался близ леса, чтобы собирать клюкву. Добравшись до деталей, втроем попытались выдернуть двигатель, который, как предполагает Максим, лежит в болотной жиже винтом вниз. Эти усилия оказались тщетными. Затем Евгений предложил сделать что-то вроде лебедки из принесенных с собой на всякий случай досок. Однако и этот способ не дал каких-либо результатов. На двигателе организатор экспедиции хотел найти уникальные номера, которые пролили бы свет на историю самолета. Вытащить его целиком без специальной техники невозможно, тем не менее сверху все-таки заметили какой-то номер, возможно, и этого хватит для установления истины.

Пожалуй, самым впечатляющим моментом во всей экспедиции стало то, что в проржавевших шасси остался воздух, который выходил с характерным звуком, когда Максим стал откручивать колпачки с болтов. Он обратил внимание на то, что на болтах и на других деталях есть надписи «Made in USA» (Сделано в США). Дело в том, что в советское время существовала «русифицированная» версия «Дугласа» под названием Ли-2, ее выпускали по лицензии. После первых сообщений об обнаружении деталей в соцсетях многие стали писать, что это никакой не «американец», а именно Ли-2. Такие лицензированные самолеты широко использовались в 40-50-х годах прошлого века. Даже в романе писателя Александра Рекемчука «Тридцать шесть и шесть» главный герой покидает Город-на-Реке (под таким названием имелся в виду именно Сыктывкар) на самолете «Дуглас», совершающем рейс в Москву. Дело в том, что название Ли-2 не прижилось и все самолеты подобного класса в СССР называли «Дугласами», но пассажирские рейсы из Коми в Москву совершал именно Ли-2.

Еще один вопрос вызвали обнаруженные на болоте шины. На одной отчетливо виден логотип известного американского бренда BFGoodrich, но на другой есть римская цифра II и написано по-русски «серия». Если шины могли поменять уже при эксплуатации внутри страны, то уж болты точно вряд ли стали бы специально поставлять. Так что, вероятнее всего, это все же именно американский самолет. Но по какой причине он приземлился в Коми и в каких целях эксплуатировался, не ясно. Просмотрев все зафиксированные аварии сороковых годов на сайте AirDisaster.ru, никакого аварийного приземления на болоте близ Мандача обнаружить не удалось. Уже перед уходом невдалеке от леса были обнаружены какие-то обломки фюзеляжа, на которых с большим трудом прослеживается надпись «Reynolds».

На откуп ученым

Все собранные сведения участники экспедиции передадут ученым для дальнейшего расследования истории загадочного «Дугласа». Очень интересное предположение сделал сотрудник сыктывкарского аэропорта Андрей Ильин. В группе «Авиация Коми» «ВКонтакте» он написал, что С-47 (военно-транспортный самолет Douglas C-47 Skytrain) поставлялся в СССР по ленд-линзу и в конце 40-х в Коми, возможно, летал в авиации НКВД. Поэтому в архивах гражданской авиации по этому борту ничего нет.

– Я склоняюсь к тому, что это Douglas С-47, – рассказал в беседе с журналистом «Республики» кандидат исторических наук и преподаватель СГУ имени Питирима Сорокина Федор Иванов, тем самым подтвердив версию Андрея Ильина. – С одной стороны, еще в 1936 году Советский Союз купил 19 самолетов Douglas DC-3. Конечно, их мало, вряд ли они попали в Коми. Затем нам во время Великой Отечественной по ленд-лизу поставляли уже транспортную модификацию DC-3 – С-47, их было 700 штук. Поставляли и авиамоторы, и шины. В данном случае это мог быть С-47, скорее всего, но, возможно, и Ли-2 с зарубежными шинами и моторами. Местным гражданским авиаторам и МВД известно обо всех происшествиях с местными самолетами, а об этом ничего неизвестно. Скорее всего, этот самолет попал к нам транзитом, то есть не принадлежал местным воздушным подразделениям, а это могли быть либо военные, с одной стороны, которые продолжали использовать С-47, либо МВД. По номерам надо установить, что это за самолет, чтобы потом можно было обратиться в МВД или министерство обороны. Известно, что самолет приземлялся и летчики ушли в Сыктывкар, а потом пришли военные. Какие-то следы этого должны были остаться в архиве.

Ярослав СЕВРУК

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Загадка затерянного «Дугласа»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.