Богатство из глубинки

Виктор Напалков и Валентина Бекиш передают в музей семейные реликвии.

Фонды Нацмузея Коми пополнили уникальные экспонаты из Усть-Куломского района

Порядка тридцати предметов традиционного крестьянского быта привезли сотрудники Национального музея из двухдневной экспедиции в усть-куломское село Керчомъя. О впечатляющих итогах поездки они рассказали журналистам на прошедшей 11 июля пресс-конференции.

Поездка состоялась в конце июня и стала своего рода напоминанием о прошедшей 130 лет назад этнографической экспедиции Василия Кандинского. В далекий уголок Российской империи будущий художник, а тогда еще студент-юрист Московского университета приехал в июне 1889 году. Основной его целью был сбор этнографического материала по культуре коми-зырян. Самой дальней географической точкой в зырянской глубинке для студента стали верхневычегодские села Усть-Кулом и Керчомъя.

Задачей нынешней поездки также являлся сбор предметов крестьянского быта. В экспедиции принимали участие сотрудники музея Анна Мельникова, Наталья Хозяинова, Татьяна Земцова, а также преподаватели Сыктывкарского госуниверситета имени Питирима Сорокина – Ирина Земцова, Анелия Лянцевич и студенты вуза.

Небольшая часть находок из Керчомъя.

Часть найденных ими предметов украшены верхневычегодской росписью: деревянный диван с резьбой, прялки, звучащие трепала для обработки льна, блоки ткацкого станка и даже действующий ткацкий станок. Он принадлежал Анастасии Золотаревой, в музей станок передала ее внучка Лидия Колодинова. На инструменте вырезано много пасов, инициалов, букв и знаков, которые еще предстоит расшифровать. Станок, как и несколько других находок, сейчас можно увидеть в выставочном зале музея. Они вошли в экспозицию выставки «Полотно мира». Также среди находок шемогодский сундук, охотничьи пороховницы, фотографии, и потайной замок – томан со старинного амбара. И что важно для музея – у каждого предмета есть своя история, известны его мастера и хозяева.

Как отметила директор музея Ирина Котылева, в Керчомъе сохранились многие дома, амбары и баньки, которые стояли здесь еще во времена Кандинского, и кажется, что это именно их зарисовывал будущий художник.

– Конечно, нельзя сказать, что прялки с верхневычегодской росписью так «ударили» Кандинского по голове, что он стал художником, – рассказала Ирина Котылева, – Все значительно сложнее. Но влияние этой поездки на становление художника все-таки оказалось сильным.

Национальный музей Коми планирует в следующем году подготовить выставку расписных деревянных предметов в рамках «русских сезонов» для Российского центра науки и культуры в Париже.

Усть-куломские старожилы.

Как рассказала заведующая отделом истории Национального музея Коми Анна Мельникова, после удачной этнографической экспедиции в удорский Важгорт, по итогам которой создали выставку «Хунды-мунды», в музее решили продолжить аналогичные поездки. В Керчомъе сотрудники музея не были уже достаточно давно. А в селе сохранилось много уникальных предметов, и сельчане готовы отдать родовые реликвии в музей. Но иногда под видом музейщиков глубинку «прочесывают» те, кто занимается скупкой и продажей антиквариата. Несколько лет назад такие любители старины побывали и в Керчомъе. Еще одна проблема – в Усть-Куломе нет районного краеведческого музея. Есть небольшие коллекции предметов быта в школах, библиотеках, домах культуры. Но это все-таки не настоящий музей, и за сохранность старинных экспонатов никто ответственности не несет. Однако некоторые местные жители горят желанием создавать свои частные музеи, поэтому сохраняют родовые реликвии.

– Нас гостеприимно принимали и щедро делились предметами старины, – отметила Анна Мельникова. – Большинство семейных реликвий хранят бережно, в сухом месте. Нужно продолжить такие поездки.

Порой предметы старины приходится извлекать из заброшенных домов. Как рассказала Ирина Земцова, иногда любопытные артефакты находились буквально под ногами. Так в одном заброшенном доме на земле нашли прялку с росписью. Деревянный диван с раскрашенным резным орнаментом обнаружили в пустом доме, а сундучок хозяева сберегли в амбаре. Некогда в нем хранилась погребальная одежда, но участники экспедиции нашли здесь только нательный крестик.

Часть находок в музее будет вскоре отреставрирована – этим летом в штате музея появился профессиональный реставратор деревянных изделий Татьяна Земцова.

Помимо находок из Керчомьи, фонд музея 11 июля пополнился еще несколькими уникальными предметами старины из Усть-Кулома. Это винтажный фотоснимок усть-куломских старожилов, вышитое полотенце-рушник, а также ложка и вилка известного коми летописца Ивана Рассыхаева. Столовые приборы немецкого производства крестьянин привез с Первой мировой войны. Напомним, что Иван Рассыхаев переводил на коми язык сочинения Пушкина, Марка Твена, Тараса Шевченко, произведения древнерусской литературы. В Национальном музее Коми хранится уникальная рукописная библиотека Ивана Степановича Рассыхаева. Особое место в ней занимают его «Дневные записки» – автобиографическое сочинение о значимых событиях из жизни семьи, коми народа.

Родовые реликвии в музей передал правнук Ивана Рассыхаева – сыктывкарский режиссер и педагог Виктор Напалков. Он рассказал, что 7 июля в Усть-Куломе прошла встреча потомков Ивана Рассыхаева. Из белорусского города Гродно приезжала внучка летописца – Валентина Рассыхаева-Бекиш-Савицкая. Она еще ни разу не была на родине знаменитого деда.

– Всего собралось более сотни родственников, – рассказал «Республике» Виктор Напалков. – И мы решили проводить такие встречи ежегодно 7 июля в Иванов лун.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Богатство из глубинки"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.