Заслуженный артист ГУЛАГа

1 октября на телеканале «Юрган» вышел фильм «Заслуженный артист ГУЛАГа», посвященный истории создания и деятельности Воркутинского драматического театра. В этот день театру исполнилось 75 лет. На презентации фильма, прошедшей накануне в Центре культурных инициатив «Югöр» свое детище представили директор канала Александр Кузнецов и автор, журналист Елена Красильникова.

Воркутинский драматический театр открылся 1 октября 1943 года опереттой Кальмана «Сильва». Презентация фильма также началась с арии Сильвы, которую блестяще исполнила солистка Государственного театра оперы и балета Коми Галина Петрова.

Самое удивительное в истории создания театра – это личность, благодаря которой он был рожден. В марте 1943 года Воркута была всего лишь рабочим поселком, серым, безрадостным, напичканным блатными, которые не желали работать, и политзаключенными, которым в силу этого приходилось вкалывать за троих. В это время в Воркуту из Сталинграда прибыл Михаил Мальцев, командующий инженерной армией, возводившей оборонительные рубежи. Мальцева отозвали с фронта с единственной целью – дать стране уголь. Командующий приехал с семьей.

В это время в Воркуте грузчиком на пристани и рабочим на складе трудился приговоренный к трем годам исправительно-трудовых работ главный режиссер Большого театра Борис Мордвинов – ученик Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко.

С приездом Михаила Мальцева город заметно преобразился, появились стадион, родильный дом и театр. При этом Мальцев никогда не был театралом, на создание храма Мельпомены, как рассказывает в фильме его дочь Майя, его вдохновили артисты, прибывшие в Воркуту отнюдь не по собственному желанию.

Елена Красильникова поведала о том, что Майя Михайловна не сразу согласилась встретиться с журналистом в Москве, взяла тайм-аут, чтобы подумать, нужно ли говорить об отце, отношение к которому у некоторых воркутинцев до сих пор весьма неоднозначное. Тем не менее встретились.

Правой рукой Михаила Мальцева в становлении театра стал Симон Шварцман, прибывший из Сталинграда инженер. Шварцман только что женился на примадонне оперетты из Ростова-на-Дону Наталье Глебовой. Талант актрисы проявила и супруга еще одного начальника Воркутстроя Вера Пясковская.

Елена Красильникова.

Как-то на совещании с работниками культуры Михаил Мальцев категорическим тоном заявил:

– Здесь, в Заполярье, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты мы должны создать театр яркой зрелищности, веселый и лиричный, с музыкой легкой и красивой, чтобы наши труженики, придя в свой театр, могли отдохнуть, полюбоваться зрелищем радующим и бодрящим. Разумеется, в дальнейшем театр будет уделять внимание серьезным драматическим спектаклям, но открыть его нужно опереттой.

8 августа 1943 года вышел приказ начальника Управления Воркутстроя НКВД СССР Михаила Мальцева: организовать на основе хозрасчета театр по обслуживанию вольнонаемного населения Воркутинского бассейна и присвоить ему имя – театр «Воркутстроя».

Художественным руководителем театра был назначен Борис Мордвинов, получивший возможность ходить по Воркуте без конвоя. Работал он в небольшой комнатке-клетушке в здании театра. Но каждую ночь обязан был возвращаться в зону и, как все заключенные, присутствовать на утренних поверках.

Открыть театр решили опереттой Кальмана «Сильва», которую великолепно знала Наталья Глебова, много раз исполнявшая заглавную партию на профессиональной сцене. В течение трех дней она напела музыку оперетты – от оркестрового вступления до финала – концертмейстеру Александру Стояно, он повторял напеваемое на фортепиано, затем переносил музыку на нотную бумагу. Так был создан клавир оперетты.

Роль Эдвина играл Борис Дейнека, солист Всесоюзного радио. Каждое утро страна просыпалась под песню «Широка страна моя родная» в его исполнении. В лагере также отбывал срок кинодраматург Алексей Каплер, лауреат Сталинской премии, автор сценария к фильмам «Ленин в Октябре» и «Ленин в восемнадцатом году». По иронии судьбы Каплер получил пять лет лагерей за роман с дочерью Сталина – Светланой Аллилуевой.

По ходу работы над фильмом Елене Красильниковой довелось встретиться еще с одним свидетелем того времени – воркутинской каторжанкой Еленой Марковой, которая рассказала, как формировался театр, как он пополнялся кадрами, реквизитом, какие чувства переживали артисты. Все лагерные служители сцены очень боялись, что их спишут на общие работы, что означало одно – смерть. Между тем Мальцев использовал все возможности наполнить театр хорошими актерскими кадрами, у него отлично работала система оповещения. Артисты выписывались из соседних северных лагерей, а также с центральной северной пересылки в Котласе.

В августе 1945 года труппу театра молниеносно по приказу Мальцева отправили в поселок Абезь. Старое здание поселкового клуба было снесено и в кратчайшие сроки построено новое. Театр пополнялся постепенно: хор, балет, оркестр. При Мордвинове труппа достигла 150 человек. В театре ставили оперетту, музыкальную комедию и даже оперу, драматические спектакли. Труппа давала 600 спектаклей и концертов в год.

По-разному сложились судьбы служителей сцены. Борис Мордвинов после освобождения в 1946 году уехал из Воркуты в Сыктывкар, потом перебрался в Саратов, где поставил оперу «Золотой петушок» и получил за нее Сталинскую премию. Жил в Минске, а в 1953 году, после смерти Сталина, получил разрешение вернуться в Москву. «Вызвали в столицу для переговоров, – писал об этой перемене в жизни режиссера его лагерный товарищ Эммануил Котляр. – В ночь после приезда в своей старой квартире он умер от инфаркта, во сне. Вскоре умерла и его жена».

В фильме в исполнении артистов театра драмы имени Виктора Савина Евгения Софронова и Елены Аксеновской прозвучали отрывки из воспоминаний Григория Литинского, Симона Шварцмана, Татьяны Лещенко-Сухомлиной, Леонида Аграновича, Эммануила Котляра, Валентины Токарской, Елены Марковой, Всеволода Лунева, Тамары Петкевич, Ларисы Богораз-Брухман, Александра Клейна, Анатолия Попова. Дикторский текст читает Владимир Рочев.

Съемки документального фильма проходили в Воркуте, Москве, Омске и Сыктывкаре. Помимо интервью с Майей Мальцевой и воркутинской каторжанкой Елены Марковой, в него также вошли живые воспоминания артистки Воркутинского лагерного театра Маргариты Рейзвых, использованы фрагменты архивных интервью артисток театра Марии Вундер и Валентины Ищенко. Помощь в создании фильма оказали многие музеи, театры, частные лица, родные и близкие артистов лагерного театра Воркуты.

Вторая презентация фильма пройдет в Воркуте 27 октября накануне Дня жертв политических репрессий.

Юбилей воркутинского театра не оставил равнодушным многих. В прошлом году хореограф, создатель и руководитель детского балетного театра «Аленький цветочек» Галина Ширяева написала и издала книгу «О тех, кого помню и люблю». В сборник вошли имена тех, кто служил в Воркутинском драматическом театре и продолжил путь в Государственном театре оперы и балета республики. А в день юбилея Воркуту навестила внучка Бориса Мордвинова Надежда. Как сообщает пресс-служба театра, поближе познакомившись с городом, Надежда Михайловна призналась: «На свете есть бессчетное количество островов – Соломоновы, Азорские, Багамские, но я открыла свой остров – Воркуту в бескрайней северной тундре. И отныне этот остров – любовь на всю жизнь».

Марина ЩЕРБИНИНА

 

Оставьте первый комментарий для "Заслуженный артист ГУЛАГа"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.