В безвременье предчувствия

В Центре культурных инициатив Югöр проходит выставка известной сыктывкарской художницы Анжелы Размановой, которая носит необычное название «НеВремя». Выставка разнообразна и по форме, и по содержанию, и ответ, почему она названа таким образом, внимательный посетитель непременно найдет.

В последние два-три года тема времени стала все чаще ложиться в основу как политического, так и художественного пространства. Этой темой пронизана выставка, посвященная 75-летию Союза художников республики. К теме вечности все больше стали обращаться православные литераторы, совсем недавно, например, вышла в свет книга «Небесное время» проживающего в Сыктывкаре поэта Андрея Попова. Возможно, у людей творческих это укладывается в один общий алгоритм, который можно обозначить как тему предчувствия.

– Наверное, каждый для себя на этой выставке нашел свое значение названия. Оно может быть многогранным. Не время распускаться листьям, например. Это может быть глубоким ощущением себя, выпавшего из времени. Многие, кто занимается искусством, это понимают: не время писать стихи, не время создавать картины, это становится занятием только тех, кто живет лишь этим. Мы много говорим о чем-то суетном, о том, что ни на что нет времени, – поделилась мнением с «Республикой» художник.

Если следовать по пути мысли автора выставки, можно дойти до глубинных вещей. Например, бесконечно всуе говоря о безвременье, человек тем самым как бы отказывается от истинного, отторгая его, стоит только задуматься о скрытой угрозе этого отторжения: нет – времени. С другой стороны, люди, занимающиеся исключительно искусством, сами по себе опережают время или освобождают себя от него. О времени как о предчувствии или предсказании свидетельствует и большое полотно художницы «Архангел Михаил».

Анжеле Размановой, как отмечают ее коллеги, близко архаичное представление о времени, например, вращение текстильного веретена – это превращение впечатлений в ткань жизни. Текстиль, любовь к текстилю и, если угодно, философия текстиля – особая тема в творчестве художницы. Отсюда и заинтересованность к парче, именно старинной парче, из которой шили себе праздничные наряды устьцилемки.

К теме времени Анжела Разманова уже пыталась приступить несколько лет назад: выставка с привлечением близких ей по духу художников должна была носить название «Неточное время». Но тогда не вышло. Как говорится, всему свое время.

Весьма любопытно увязывать в один контекст каких-то понятий, связанных со временем, работы автора выставки. Художница творит в разных формах. Это и инсталляции, и видеоинсталляции. Несколько лет назад в этом же зале проходила выставка «Диалоги. Синтез искусств», и тогда внимание посетителей привлекло видеоизображение на стене: танцующая под музыку и играющая с шарфом из легкой органзы балерина, в которой театралы сразу же узнали солистку театра оперы и балета Наталью Супрун. Вся эта запись проходила в мастерской художницы, к ее удивлению, балерина легко согласилась поучаствовать в проекте и танцевала безо всякой подготовки, впервые услышав музыку, которую к этому зачаровывающему танцу написала композитор из Санкт-Петербурга Наталья Высоких. К сегодняшней выставке эта видеоинсталляция претерпела технические изменения, став больше похожей на анимацию, что придало ей новое звучание, и расположена она теперь не на стене, а на открытом крыле белого рояля. А в Архангельске, например, видеоинсталляция демонстрировалась в лофтовом зале, и тогда, по словам Анжелы Размановой, складывалось ощущение, что балерина парила надо всем, что там происходило.

Смешение, синтез искусств – кредо художницы, приближающее ее творчество к театральности, что, по ее словам, позволяет ей передавать свои мысли и ощущения более убедительно. Сама она подчеркивает, что не ограничена в творчестве и может объясняться на любом доступном ей языке. Подтверждение тому и аналоговые фотографии – работы, выполненные в технике цианотипии, где присутствуют коллаж, акварель и даже сухие веточки хвоща и мать-и-мачехи – сорванные когда-то случайно, они через несколько лет обрели свое место в фотополотнах.

Посетители выставки увидели как уже знакомые работы, например, цикл «Путешествие, или О том, как зыряне Кандинского околдовали», так и новые, написанные спустя время после арктического путешествия участников пленэра «Клюква» в Воркуту и на остров Вайгач, когда под впечатлением поездки можно было творить всю зиму.

Основываясь на принципе синтеза, ежегодно подбираются и участники международного пленэра визуальных искусств «Клюква», куратором и идейным вдохновителем которого и является Анжела Разманова.

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "В безвременье предчувствия"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.