«Союз-75» набирает новую высоту

 

К 75-летию Союза художников Коми в Национальной галерее республики открылась выставка «Союз-75». На ней представлены порядка сотни работ членов Союза художников, как работающих сегодня в Коми, так и выехавших за пределы республики, но оставшихся членами художественного братства.

На выставке представлены работы мэтров и молодых художников, которыми благодаря политике председателя союза Фарука Бурангулова художественное содружество профессионалов значительно приросло за последние годы.

Союз художников Коми был основан 19 января 1943 года. За это время, как отмечает куратор и экспозиционер нынешней выставки Ольга Орлова, он пережил сокрушительные 1990-е, безденежье, депрессию, давление агрессивного дилетантизма и тем не менее смог сохранить свой статус авторитетного и профессионального сообщества мастеров республики.

Выставка «Союз-75» – это не отсыл к истории, а скорее взгляд на настоящее и будущее сообщества. В экспозиции представлены работы 47 живописцев, скульпторов, графиков, художников декоративно-прикладного искусства. Среди них есть и те, кто только перешагнул порог 25-летия. Связь молодых с маститыми художниками усиливают изготовленные в формате 3D фотоинсталляции будто взирающих из окон своих мастерских на молодое племя мастеров Сергея Асташева, Валерия Шустова, Игоря Пылаева, Геннадия Дмитриева. Это и большая инсталляция, где собраны фотографии членов Союза художников разных лет. Фотографии закреплены на пересекающихся нитях, словно напоминая посетителям о том, что нельзя прерываться веков связующей нити. Все эти образные решения и инсталляцию подготовили студенты колледжа искусств под руководством заведующего отделением «Дизайн» Степана Кубика.

Сама экспозиция, как рассказала «Республике» Ольга Орлова, это некая мозаика времени – многомерное и очень разное полотно, которое изобилует образами, метафорами, модными приемами, возвращается к традиционным формам и уходит от них. Одним словом, пребывает в состоянии постоянной трансформации – того, что переживало к началу второго десятилетия ХХI века изобразительное искусство.

Здесь представлена и сюжетно-тематическая картина, которая в последние годы была несколько притеснена полотнами пейзажного характера, и обращение к библейским темам, нашедшим отражение в работах Вадима Кононова («Безгрешный бросает первым», «Мы думаем», «Сила Веры», «Глас вопиющего в пустыне»), Анатолия Пунегова («Скорбящий ангел», «После покаяния. К причастию», «Грешница»), Анатолия Капотина («Христос в Гефсиманском саду»), Анастасии Юрьевой («Иверская Богоматерь»). Немало работ и социального, в том числе социально-политического, характера: Вячеслава Кислова («Украина»), Владимира Осипова («Юзеры чатятся»), Романа Бендерского («Жертвам политических репрессий»), цикл Геннадия Дмитриева «Мои этюды ВЕЛИКОЙ страны – России», «Крым наш», «9 мая 2015 года»). Это цикл потрясающих картин Светланы Бутаковой «Долгая, долгая жизнь», на которых запечатлены образы старых домов.

И во всех этих работах – в пейзажах Фарука Бурангулова и Антонины Куликовой, в деревянной скульптуре Владимира Рохина «Елочка», говорящей о единении человека и природы, в гротесковых сюжетах Нины Елиной – читается заинтересованность и трепетное отношение их создателей ко всему, что происходило и происходит сегодня вокруг и в такой понятной и непонятной субстанции, как Время. Видно невооруженным глазом, что и известные мастера пытаются сегодня найти импульс и нерв этого времени, и списывать со счетов то, что происходит это, в том числе и в силу присутствия рядом молодых и амбициозных, было бы неправильно.

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Добавить комментарий