Заборы, мезонины и палисадники Усть-Сысольска сохранились на старинных фотокарточках
В конце апреля в Сыктывкаре состоялась очередная познавательная лекция-прогулка «Пешком по Усть-Сысольску». На сей раз ее темой стали фотографии, сделанные в городе на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий. На этих пожелтевших от времени карточках сохранилась масса любопытных бытовых деталей, на которые и обратил внимание участников экскурсии историк Игорь Сажин.
Внимание к деталям
«Я люблю старинные фотографии, – признался в одном из своих эссе современный российский писатель Борис Акунин. – Они меня просто завораживают. У меня возникает ощущение, что каким-то чудом я подглядел в замочную скважину времени и увидел навсегда канувший мир таким, каким он был на самом деле». Вот в такую замочную скважину времени и заглянули участники прогулки по Сыктывкару.
Стартовала экскурсия на уже ставшем традиционным месте – перекрестке улиц Коммунистической и Кирова – перед спуском в Кировский парк. С этой точки можно рассмотреть сразу несколько зданий, сохранившихся с дореволюционной поры. Но интересовали экскурсовода на этой прогулке не сами здания, а то, что в стародавние времена находилось возле них. Например, заборы.
Пример самого распространенного ограждения в городе Игорь Сажин показал на фотографии, сделанной в начале прошлого века около дома купцов Сухановых. На ней запечатлены мужчина и две женщины, беседующие на заснеженной улице. За ними возвышается ныне канувший в Лету Троицкий собор, а слева надежно закрывает двор забор из тесаных досок. Доски прибиты горизонтально, плотно. Изгородь почти в рост человека, и чтобы забор не снесло ветром или снегом, снаружи его укрепили жердью. В основном такие глухие заборы и «украшали» центральные улицы уездного города. Их задача была простая – скрыть от любопытных глаз прохожих подробности частной жизни хозяев усадьбы. Парки и дома на окраине города были огорожены горизонтальными неглухими заборами из жердей. Они защищали дворы от пасущихся без присмотра коров и коз.
На тех снимках города, которые сделаны с колоколен, можно разглядеть и то, что находилось за высокими заборами. Усть-Сысольск по сути оставался огромным селом, поэтому жилые дома плотно окружали строения хозяйственного назначения: хлев, дровяник, сеновал, баня. Собственный огород был практически у каждой семьи. Стандартный квартал состоял в среднем из четырех домов с примыкающими хозпостройками.
– Я разглядел на старых фотографиях много деталей, на которые люди, как правило, не обращают внимания, – рассказал историк. – Всего обнаружил тринадцать особенностей, характерных для города той эпохи. Если вы посмотрите старые фотографии, то увидите, что все заборы в центре деревянные. Единственный каменный забор с аркой был у купцов Суворовых. Затем на месте этого забора выстроили здание, сейчас входящее в архитектурный корпус министерства внутренних дел. В городской управе Усть-Сысольска хранился альбом, который был разослан известным любителем порядка Николаем I по всем губерниям. В книге были представлены типовые заборы и ворота. Любой мог прийти и заказать себе, например, ворота номер один, а забор номер четыре.
Любопытно, что забор и дом купца Матвея Суворова запечатлел не местный фотограф, а финский ученый Уно Тави Сирелиус. В 1907 году он приезжал в Зырянский край собирать коллекции для этнографического музея в Гельсингфорсе. На том же снимке Сирелиуса можно рассмотреть и другой тип забора – парковую изгородь из жердей. Около этой ограды стоят городские ребятишки. Две девочки и мальчик с удивлением смотрят на чудного дядю с фотоаппаратом.
На высоком крыльце
Около здания отдела этнографии Национального музея историк обратил внимание любознательных экскурсантов сразу на несколько архитектурных особенностей дореволюционного города. Двухэтажное кирпичное здание, которое нынче занимает музейный отдел, возвели в конце позапрошлого века в начале Трехсвятительской улицы (ныне – Коммунистической). Это был торговый дом устюжских купцов Дербеневых (до 1906 года магазин принадлежал купцу Охлопкову). Отличительная черта этого усть-сысольского дома, как и многих других городских зданий, – высокое крыльцо. Делалось это с практичной целью: зимой так дверь не заметет снегом, а осенью на крыльце можно переобуться, чтобы не вносить грязь внутрь дома.
– На крыльце можно было очистить галоши от налипшей грязи или вовсе оставить обувь на ступеньках, – пояснил Игорь Сажин. – Улицы в те времена были грязными настолько, что телеги увязали. Поэтому мужики, чтобы объехать лужи, сворачивали поближе к домам, где были проложены пешеходные мостки. Эти деревянные мостки также были одной из отличительных черт Усть-Сысольска того времени. Для их защиты в городе установили небольшие столбики между «тележной» и «пешеходной» зонами. Эти столбики можно увидеть на некоторых фотографиях.
Защитой окон от снега служили деревянные ставни, которые видны на старинном снимке. На этом же снимке дома купцов Дербеневых запечатлены два электрических столба. В момент съемки провода на них еще не были натянуты. Электричество в городе появилось в начале двадцатого века. А первая электростанция находилась в ремесленной школе. В 1906 году для ремесленной школы построили отдельное здание с учебными классами и мастерскими по слесарно-кузнечному и слесарно-токарному делу. Здесь и находилась первая в городе электрическая динамо-машина, работавшая от шведского двигателя «Bolinder». Портативная электростанция освещала само учебное заведение и несколько близлежащих домов, в том числе земство. Рядом с земской управой (нынешний перекресток улиц Коммунистической и Советской) горела единственная электрическая лампочка на улице Усть-Сысольска до революции. Остальной город освещался газовыми фонарями. Эти фонари хорошо видны на старинных снимках.
– Фонари были в основном частные, и находились они перед входом в дом или въездом во двор, – рассказал историк. – Они зажигались хозяевами и служили своего рода маяком для жильцов. Но несколько столбов с освещением находилось в городском ведении. В центре города – у земской управы стоял общественный фонарь.
Еще одна особенность города, которая видна на старинных фотографиях, – это ширина улиц, на которых могли свободно разъехаться несколько телег, и отсутствие кустов и деревьев. Траву и кусты подъедали коровы, которые свободно паслись на городских улицах. Все растения росли только за заборами в частных владениях. Вокруг богатого дома обязательно были палисадники с цветами и кустарниками.
Украшением домов того времени также служили надкрылечные балконы-террасы, на которых летом пили чай из медных самоваров.
– На балкон выносили стулья и стол, а на стол ставили большой медный самовар, который был показателем богатства семьи, – рассказал историк. – За столом собиралась семья, разжигала самовар и пила чай. Дома стояли близко друг к другу, и зачастую соседи, трапезничая, общались.
Другое украшение старинных домов – это мезонины – надстройки на крышах, у которых есть собственные стены и крыша. Мезонин был признаком богатого дома.
Завершилась экскурсия у дома мещанина Александра Шарапова. Двухэтажное здание на перекрестке современных улиц Советской и Куратова сейчас находится в плачевном состоянии. Дом начали строить в 1910 году, через пару лет здание уже возвели под крышу, а внутренние отделочные работы продолжались до 1917 года. Именно этот дом сохранил многие особенности архитектурного стиля дореволюционного уездного городка. Здесь сохранились высокое крыльцо, балкон над крыльцом и палисадник. Единственное, чего не хватает, так это мезонина.
– Это последний деревянный дом, отображающий целую эпоху в жизни города, – отметил экскурсовод. – Поэтому сейчас просто необходимо сохранить строение в его первозданном виде.
Зыряне позировать не любили
Знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году. Тогда член-корреспондент Академии наук России Иосиф Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии, затем во Франции познакомился с Жаком Дагером и под его руководством сделал несколько снимков. В июне 1840 года московский гравер и изобретатель Алексей Греков открыл первый в России художественный кабинет для портретной фотосъемки.
А вот в Усть-Сысольске лавры первого фотографа принадлежат поляку любителю-фотографу Станиславу Кракуву, сосланному в Коми край в середине шестидесятых годов позапрошлого века.
Затем жителей края фотографировали приезжие ученые и писатели. Причем сами зыряне позировали неохотно. Писатель Александр Круглов в изданной в 1883 году книге «Лесные люди» пишет, что в одном из коми селений, где он остановился, хозяин дома в ответ на вопрос о фотографиях сказал: «Не любим мы этого». Священник пояснил, что зыряне думают, что если их снимут, значит – тень украдут, а «уж если тень украдут, стало быть, шабаш». Поэтому иногда «русский оденется в охотничью одежду и снимается за зырянина».
Самую известную фотогалерею Коми края и его жителей оставил Сергей Сергель. В 1906 году 23-летний студент естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета пять месяцев – с мая по сентябрь – прожил в деревне Бадьельск Помоздинской волости. Приехал он туда через Усть-Сысольск. Результатом экспедиции Сергеля стала большая (почти полтысячи экземпляров) коллекция предметов культуры и быта коми народа, хранящаяся в Российском музее этнографии. А также двести высокохудожественных фотоснимков, запечатлевших дореволюционный быт коми крестьян, рукопись о зырянских постройках с чертежами и вышедшая в 1928 году книга «В зырянском крае».
Фотосалон на Покровской улице
В 1895 году в городе открылась первая профессиональная фотомастерская Платона Кулакова. Через два года свой фотосалон открыл Александр Худяев. В то время на севере фотосалонами могли похвастаться только крупные губернские центры Вологда и Архангельск. В начале века они стали открываться и в уездных городах.
Первый профессиональный фотограф Усть-Сысольска Платон Кулаков родился в 1863 году в Вологодской губернии в семье священника. Окончив в 1879 году в Петербурге фельдшерские курсы, он приехал в Усть-Сысольск и поступил работать в городскую больницу. Три года спустя женился на Елене Трениной, и в 1895 году на улице Покровской (современная улица Орджоникидзе) в доме своей жены открыл фотомастерскую. Для антуража в салоне находились столики на точеных ножках, перила с балясинами, заборчики и кресла. На обратной стороне сделанных им снимков отпечатано «Северная фотография Кулакова, г. Усть-Сысольск, Покровская улица, собственный дом. Негативы сохраняются».
Именно снимки Кулакова в основном и служат сейчас «замочной скважиной времени», позволяют увидеть, как выглядел дореволюционный Усть-Сысольск и другие населенные пункты Коми края. Некоторые из фотографий Платона Кулакова послужили основой для издания Всемирным почтовым союзом открыток серии «Города Вологодской губернии». Например, на одной из открыток был изображен Усть-Сысольск со стороны реки Сысолы.
После смерти Платона Кулакова в 1914 году (он застрелился, узнав, что неизлечимо болен) его дело продолжил сын Николай. Еще в юности он вместе с отцом ездил с фотоаппаратом на заработки на Урал. Николай Кулаков фотографировал город и горожан до августа 1937 года. Его арестовали и осудили на десять лет лагерей по политической 58-й статье. В заключении в Локчимлаге Николай Кулаков продолжал заниматься фотографией – снимал лагерное начальство и заключенных. В 1943 году из-за болезни Кулаков был досрочно освобожден, вернулся в Сыктывкар и устроился работать фотографом в Коми филиал Академии наук СССР. В 1945 году он сделал свой последний снимок в родном городе. В том же году семья Кулаковых переехала в Воронежскую область, где он продолжил занятие фотографией. Но долго работать ему не пришлось – он умер в 1948 году.
Занимался фотографией и другой сын Платона Кулакова – Степан. Валерий Митюшев в своих «Записках обыкновенного человека», описывая свое детство в Москве начала тридцатых годов, упомянул и Кулаковых:
«В выходной мы пошли в гости к Степану Кулакову – выходцу из Сыктывкара, но к тому времени уже москвичу. До революции в Усть-Сысольске лучшим (а может быть, и единственным) фотоателье было ателье Платона Кулакова. Большинство профессиональных фотографий того времени, сохранившихся у нас, носили марку ателье Платона Кулакова. Кстати, не так давно, году в 2002-м или в 2003-м, в Москве в музее Сахарова была организована выставка работ Платона Кулакова, которая после этого поехала в Париж. Так вот, Степан Кулаков – это был его сын, тоже фотограф. Среди выходцев из Сыктывкара он считался уже старым москвичом».
Действительно, в музее имени Андрея Сахарова проходила выставка работ Кулаковых. Только было это осенью 2001 года. На выставке «Семейный альбом» было представлено более трехсот фотографий дореволюционного и довоенного времени. Авторы снимков – отец, сын и внук Кулаковы, династия провинциальных фотографов, державшая первое в Усть-Сысольске фотоателье. Все представленные на выставке фотографии, документы, историко-биографические сведения о людях Коми края собрал известный в Коми краевед Михаил Игнатов.
На протяжении полувека (с 1895 по 1945 год) Кулаковы фотографировали город и его жителей. В семейных альбомах и домашних архивах потомков сохранились фотографии усть-сысольских купцов, чиновников, священников, предпринимателей, интеллигентов и зажиточных крестьян. Все они были когда-то клиентами фотографов Кулаковых.
В 1997 году Национальный музей Республики Коми стал обладателем коллекции снимков семьи Кулаковых, которые сохранила и передала музею внучка первого фотографа Маргарита Николаевна Погодина (Кулакова). В коллекции более трехсот сорока фото и документов, в том числе справка о реабилитации Николая Платоновича Кулакова.
«Усть-Сысольск на фотографиях» предполагает цикл из нескольких экскурсий, основанных на старинных фото. Следующие пешие прогулки запланированы на май.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора и с сайта oldsyktyvkar.ru
Оставьте первый комментарий для "Замочная скважина времени"