Внешние и внутренние проблемы культурного региона

Республика Коми станет пионером по проекту перевода школ искусств на региональный уровень, а самая древняя лыжа Йиркапа, которой порядка восьми тысяч лет, может стать активным брендом по развитию въездного туризма в республике. Эти и многие другие вопросы обсуждались на первом Северном культурном форуме, который проходил 22-23 марта в столице Коми.

Напомним, в форуме приняли участие порядка 250 представителей отрасли культуры из всех регионов Северо-Западного федерального округа. Основным экспертом форума выступил первый заместитель министра культуры России Владимир Аристархов.

Головным моментом работы форума стали тематические площадки, на которых решались в том числе и вопросы радикального характера. В первую очередь это касается школ искусств.

Как отметил Владимир Аристархов, проблема этих школ заключается в недооценке их потенциала учредителями – муниципалитетами. Проблема и в отсутствии высококвалифицированных кадров, многолетнем недофинансировании и в большинстве случаев – в устаревшей материальной базе.

– Надеюсь, что меры по передаче муниципальных школ искусств в ведение субъекта Российской Федерации в первую очередь позволят привлечь усиленное внимание к этим школам. Перевод школ в подведомственное учреждение регионального органа культуры – безусловная гарантия того, что ими будут заниматься профильные специалисты высокого класса. Помимо того, это позволит выработать единую концепцию развития школ, а также подготовить и распространить унифицированные учебно-методические комплекты, обеспечить стабильное финансирование и в целом повысить статус этих творческо-образовательных учреждений. А создание филиальной сети уменьшит число юридических лиц в два раза, – подчеркнул министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов.

Сегодня в республике 41 школа искусств, переводе их из муниципального подчинения в ведение федеральных субъектов, по словам министра, может привести к их слиянию. То есть в каждом муниципалитете останется, например, одна основная школа со своими филиалами. Между тем сокращение не коснется педагогов и учащихся. Напротив, количество учеников и преподавателей может вырасти за счет увеличения финансирования, в котором будет участвовать и федеральный центр, и регион.

– Да, мы готовы выступить в качестве пилотного региона по переводу школ искусств на региональный уровень при условии, что нам выделят федеральное финансирование на реализацию этого проекта, в том числе и субсидии на укрепление материально-технической базы. В этом случае регион окажет софинансирование. Эти средства пойдут на ремонтные работы, – подытожил министр культуры.

Подводя итоги работы сектора, министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Михальченкова отметила, что министерство образования совместно с муниципалитетами и школами искусств намерено продумывать все возможные варианты перевода школ на новый уровень.

В Национальной галерее тем временем шла панельная дискуссия «Культура как фактор туристской мотивации».

«Удиви меня, или Как создать успешный фестиваль» – так можно обозначить выступление на этой площадке директора по развитию Пермского академического театра оперы и балета имени Петра Чайковского Аллы Платоновой, которая поделилась своим видением и опытом удачного фестиваля. По мнению эксперта, пермский театр – один из ведущих оперных театров России. Доказательство тому – неоднократные премии главной театральной награды страны «Золотая маска». Театр не раз становился номинантом на «Opera Awards» (оперный Оскар) и лауреатом других международных наград.

Приведя в пример Международный Дягилевский фестиваль, который проходит с 14 по 24 июня на десяти площадках, Алла Платонова рассказала, за счет чего фестиваль добивается неизменного успеха и как следствие – огромного количества заявок от туристов, несмотря на то что цены за один билет порой доходят до 10 тысяч рублей.

Это постоянные творческие встречи, дискуссии и мастер-классы. Но в первую очередь – художественный лидер, определяющий и прорабатывающий идеологию, смысл и создание продукта. Помимо того, амбиции, которые должны быть выше, чем возможности, и обязательно – хедлайнер фестиваля, вызывающий интерес у зрителей и СМИ. Также непременно – партнеры, то есть другие театры, вузы, компании, оказывающие финансовую поддержку, и целевая аудитория: театр должен знать, с каким зрителем он работает.

Коллегам из Сыктывкара она порекомендовала как можно активнее призывать власти к реконструкции театра.

– Театр оперы и балета так выглядеть не может и не должен, вы обязаны требовать срочнейшей реконструкции, – заключила эксперт.

Как одну из самых любопытных можно было отметить презентацию кандидата исторических наук, заместителя директора Национального музея Коми Светланы Бандуры. Она рассказала гостям о древнем искусстве республики, проектах, связанных с древними артефактами, например, о выставке «Люди. Звери. Боги. Предметы первобытного искусства Северного Приуралья». Более 150 предметов мелкой пластики из собраний Эрмитажа были выставлены в Национальном музее республики в прошлом году. Но как основной бренд, который может стать точкой притяжения как местных, так и приезжих туристов, ученый представила древнюю лыжу, возраст которой исчисляется восемью тысячами лет до нашей эры. Возраст экспоната был определен сотрудниками Эрмитажа. Артефакт обнаружен в 1964 году археологом Григорием Буровым во время раскопок на торфяном пласте в Княжпогостском районе. Благодаря тому что обломок лыжи лежал в торфянике, он смог полностью сохраниться. Ученые до сих пор спорят о назначении артефакта. Одни уверены, что лыжа, изготовленная в виде головы лося, была ритуальной, у охотников это животное считалось тотемным. Другие утверждают, что это не что иное, как ножной тормоз.

Свои шаги по развитию туризма делает и сама Национальная галерея, которая в отличие от Национального музея больше ориентирована на внутреннего туриста. Как поведала заведующая отделом галереи Надежда Беляева, налаживается сотрудничество с районными центрами творчества. Недавно в Сыктывдинском районе проведена пробная экскурсия по следам жизни и творчества первого архитектора республики Александра Холопова, состоялись выездные мини-семинары.

Надежда Беляева также отметила, что сегодня в галерее есть все, что может стать интересно как местному жителю, так и въездному туристу. Это знания, коллекции и опыт. Все это в сочетании позволяет проводить лекции или презентации и на площадке галереи, и на выезде. Туры могут быть выстроены как экскурсия выходного дня, например, тур «Нювчимские переливы» или тур, посвященный Холопову.

Галерея активно развивает проекты, в которых задействованы молодые и креативные художники республики. Востребованная сегодня площадка – «Темные аллеи». В качестве темы ежегодно берется какое-либо нераскрытое, не известное широкой публике культурное явление, например, нуар («Черный фильм» – кинематографический термин, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма) или хоррор (жанр ужасов в кино или литературе). Особенность «Темных аллей», по словам куратора проекта сотрудника галереи Ильи Бастрова, – создаваемая атмосфера, наполненная арт-объектами, концертами, квестами и играми. Проект рассчитан на горожан, проводится в Саду скульптуры, который может и не выдержать большой туристской нагрузки, тем не менее адресно он может привлечь интересных личностей.

Всероссийский культурно-образовательный проект «Таланты Арктики» представила президент Ассоциации деятелей культуры для поддержки и развития талантливой молодежи Виктория Лукина (Москва). Инициатор проекта – Федеральное агентство по делам национальностей. По словам Виктории Лукиной, основная задача команды профессиональных режиссеров, операторов и аниматоров – раскрытие талантов и развитие детского потенциала. Коми может стать пионером в этом проекте, интерес к нему проявили Воркута и Сыктывкар.

Как сделать культуру популярной и как связаны влюбленность и маркетинг учреждений культуры? Каким образом грамотная постановка цели приводит к полной самоокупаемости? На эти вопросы на семинаре для руководителей культурных учреждений Коми отвечал член международного комитета по маркетингу и связям с общественностью ICOM (Международный совет музеев) Бьёрн Стенверс.

Лекцию эксперт начал с вопроса: «Помнят ли слушатели чувство влюбленности, когда отношения только зарождаются?» Как считает Бьёрн Стенверс, процесс «падения в любовь» как нельзя более подходит для описания стратегий модернизации культурных институтов – музеев, библиотек, театров. Музей, как и девушки, готовящиеся к свиданию, по его мнению, должны заняться промоушном, ведь в первую очередь аудитория будет обращать внимание на внешний вид. Ну и как тяжелая артиллерия – использование брендов для привлечения туристов. В Коми одним из таких брендов может стать древняя лыжа. Что касается умения зарабатывать, Бьёрн Стенверс рекомендовал слушателям присмотреться к Музею Ван Гога, в котором 90 процентов всей прибыли – усилия самих сотрудников музея и только 10 – государственные субсидии. Эффект достигнут за счет сотрудничества с другими музеями и совместными проектами. Это вывозы коллекций или одного экспоната на другие площадки и раскручивание всевозможных, связанных с ними историй. Коллекция, кооперация, партнерство – вот три кита, на которых, по мнению эксперта, держится искусство зарабатывания. Чтобы осмыслить рывок вперед, музей может даже закрыться на какое-то время, помимо всего давая возможность посетителям «соскучиться» по его продукту.

В рамках дискуссионной площадки «Основные направления развития кадрового потенциала сферы культуры» экспертом выступил заместитель директора департамента науки и образования Минкультуры России Святослав Голубенко.

– Наиболее важными сегодня являются выстраивание системы целевой подготовки кадров, разработка эффективной модели поддержки молодых специалистов и их трудоустройство по окончании профильных вузов. Решение этих вопросов, безусловно, зависит от слаженности действий Министерства культуры России и органов исполнительной власти субъектов, которые заинтересованы в укреплении кадрового потенциала учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли, – отметил Святослав Голубенко.

На финальном этапе Северного культурного форума были подведены итоги работы отрасли в 2017 году, а также подписан меморандум о сотрудничестве между Министерством культуры, туризма и архивного дела Республики Коми в лице министра Сергея Емельянова и Эндаумент-фондом Международного совета музеев (ICOM), который представлял Бьёрн Стенверс.

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Внешние и внутренние проблемы культурного региона"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.