Поле деятельности для неравнодушных

Участники IX Гражданского форума Коми обсудили, какими должны быть общественные советы при органах власти

Центральной темой состоявшегося 17 ноября в Сыктывкаре IX Гражданского форума стали общественные советы. Если в такой совет при министерстве или органе местного самоуправления входят активные и неравнодушные люди, да еще и профессионалы своего дела, то объединение становится действенным инструментом влияния общественности на власть и позволяет решать действительно актуальные проблемы на местах и в регионах. Но пока общественные советы не везде по-хорошему боевые и активные, нередко остаются ручными для руководителей, а то и вовсе отсутствуют. Как повысить эффективность этого социального института, обсудили съехавшиеся на форум активисты из городов и районов республики.

«Рядом с властью» или «вместе с властью»?

Пленарную дискуссию Гражданского форума провели в формате ток-шоу. На сцену вызвали тех общественников, кто высказался за то, что советы должны работать вместе с властью, их оппонентов, которые считали, что нужно быть рядом, но сохранять независимость, а также экспертов-арбитров, которые должны были рассудить, кто прав, а кто нет. Впрочем, и сидящие в зале свои мнения высказывали не менее активно, чем те, кто был на сцене.

Те, кто считали, что общественные советы должны работать в тесной связке с властью, говорили, что очень важны доверительные отношения общественников и чиновников, первые должны быть в каком-то смысле опорой для вторых, в том числе в общении с населением, надзорными органами. Их противники возражали, что в таком случае может получиться так, что общественники станут лоббировать позицию властей, и это не пойдет на пользу населению. Общественник должен быть самостоятельным, инициативным и независимым.

Судя по высказываниям из зала, большинство присутствовавших было против «ручных» провластных общественных советов. Депутат Госсовета Коми Степан Чураков завил, что общественники не должны быть «подкаблучниками».

Экс-мэр Воркуты, а ныне председатель комитета Общественной палаты России по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор рассудил так, что общественник должен «показывать зубы», но нельзя в этом переусердствовать: если человек просто постоянно против всего, что предлагает власть, это тоже не дело. Сам же Игорь Шпектор вспомнил, как, будучи на съезде общественников в Забайкальском крае, выступил с резкой критикой губернатора, сорвал аплодисменты, но этим не ограничился, а, приехав в Москву, написал письмо президенту России, изложив свое видение того, что происходит в регионе. После чего власть там поменялась, а общественность поняла, что может быть реальной силой.

Председатель Общественной палаты Коми Галина Киселева отметила, что представители общественных советов при муниципальных администрациях иногда сами не осознают своей самостоятельности, поэтому автоматически попадают в разряд «вместе с властью». С другой стороны, Галина Киселева признала, что бывали случаи, когда к ней обращались чиновники с просьбой надавить на общественника, чтобы он поменял свою позицию.

Поспорили и о том, как должны формироваться общественные советы, какую роль при этом должно играть ведомство, при котором этот совет создается. Также участники дискуссии посетовали на то, что решения общественных советов носят лишь рекомендательный характер, а хорошо бы наделить их хоть небольшими, но полномочиями. С этим, впрочем, согласились не все.

По окончании дискуссии заместитель секретаря Общественной палаты России Александр Точенов также высказался против «подкаблучников» в рядах общественных советов, заявив, что советы, которые не работают реально, надо распускать. Кроме того, в таких объединениях не должно быть «жирных котов», что приходят туда ради собственной выгоды, которую может принести дружба с тем или иным ведомством.

После небольшого перерыва участники форума разошлись по дискуссионным площадкам. Всего секций было три, и на каждой из них побывали журналисты «Республики».

Назрел закон

Больше всего людей собрала первая секция, тема которой была обозначена как «Взаимодействие с органами власти: опыт, проблемы, пути решения». Модераторами здесь выступили Галина Киселева и ее заместитель Валентина Кулимова.

Дискуссия началась сразу с законодательных инициатив, видимо, потому, что первыми после вступительной речи Галины Киселевой слово взяли юристы. Председатель общественного совета при минюсте региона Лариса Четверикова отметила, что сейчас нет федерального закона, который бы определял роль, место и формы взаимодействия общественных советов с органами власти, и предложила от имени Гражданского форума обратиться в Общественную палату России с просьбой разработать такой законопроект.

В ответ ей возразили, что общественные советы не должны создаваться по единому лекалу, есть опасность, что можно получить еще один орган власти. Достаточно того, что есть федеральный закон об Общественной палате, можно добавить в него пару пунктов. В частности, о том, что формировать общественные советы необходимо, но в муниципалитетах они формируются в соответствии с законом о местном самоуправлении.

Тем не менее после нескольких выступлений уже на другие темы слова попросил эксперт Общественной палаты Коми Владимир Теребихин, который поддержал предложение Ларисы Четвериковой о необходимости принятия закона, ибо сейчас статус общественных советов не определен. Кроме того, по мнению эксперта, надо разработать программу деятельности советов, концепцию по повышению их эффективности, включив обязательный раздел «критерий оценки эффективности». А также необходим реестр общественных советов.

Дельное замечание высказал и член ОП РК Сергей Чечеткин. В продолжение темы, поднятой на пленарном заседании, как должны себя позиционировать общественные советы по отношению к органам власти, экс-министр сельского хозяйства со знанием дела отметил:

– Исполнительная власть должна иметь право голоса при формировании общественного совета. Ведь руководители кровно заинтересованы, чтобы в советах были помощники, а не пустые крикуны или равнодушные люди. Тот же Игорь Шпектор, когда был мэром Воркуты, стремился и делал все, чтобы заполярный город жил лучше. Но и общественные организации точно так же должны иметь право голоса при отборе кандидатур в советы.

Следующий вопрос, который обозначили для обсуждения модераторы секции, – как формировать повестку общественных советов. Как отметила, призывая к дискуссии, Галина Киселева, общественным советам при министерствах составлять программу легче, поскольку ведомства работают по плану, а вот повестка в муниципалитетах более народная и менее предсказуемая.

Слово попросила директор Сторожевской средней школы, народный учитель России Ангелина Захаренко, заявившая, что все вопросы повестки дня – на поверхности. Это и острая тема изучения коми языка, и опекунство над сиротами ради денег, и переселение из ветхого и аварийного жилья, и трудовое воспитание школьников, которого давно нет, и бесплатные образование и медицина. Ее эмоциональную речь зал поддержал аплодисментами.

Следующий выступавший – Игорь Шпектор вообще раскритиковал работу секции:

– Называется она «Взаимодействие с органами власти», а ни одного руководителя администрации нет. Где мэры? Получился междусобойчик. Я думал, что ко мне, как члену Общественной палаты России, будут вопросы, которые я буду пробивать, – недоумевал почетный гость форума.

Позже на итоговом пленарном заседании Игорь Шпектор попросил коллег-общественников не обижаться на его острые высказывания, ведь говорил он искренне.

Галина Киселева согласилась, что критика справедлива, что же касается вопросов и просьб, то они непременно будут, заверила председатель палаты. Так оно и случилось. Буквально сразу же к Игорю Шпектору обратился общественник из села Большелуг, где более десяти лет нет детского сада и никакие обращения в решении этой проблемы не помогают.

Опыт лучших

Главной темой следующей секции стали лучшие практики организации деятельности общественных советов. Председатель общественного совета при администрации Воркуты Сергей Гагаузов, рассказывая о деятельности возглавляемого им объединения, особое внимание уделил составу совета. По его мнению, нужно, чтобы в совете обязательно были «неудобные люди», один-два человека, которые критикуют всех и вся. Даже если критика не всегда в тему, такие активисты не дадут заснуть своим коллегам по совету, настраивая их на активную работу.

Кроме того, как считает общественник, хоть самому совету и не нужно быть многолюдным – 15 человек вполне достаточно, но надо привлекать к работе экспертов. В Воркуте таких помощников больше сорока. Экспертами в том числе могут быть и местные депутаты. Если вопрос, поднимаемый на заседании совета, обсуждают профессионалы в своей области, то и весомость у решений совета больше. Что касается взаимоотношений общественников с властью, то, по мнению Сергея Гагаузова, это тот случай, который как нельзя лучше характеризуется поговоркой «Худой мир лучше доброй ссоры».

Также на секции обсудили опыт сыктывкарского поселка Верхняя Максаковка, где благодаря общественному совету удалось решить множество проблем, в том числе «вернуть» педиатра, без которого в этом поселке, где в последние годы дают участки под застройку для многодетных, не обойтись никак.

Весьма впечатлило участников секции выступление Натальи Кораблевой, председателя общественного совета при минздраве Коми. В это объединение входят семь медиков и восемь представителей других организаций, объединяющих пациентов. Таким образом, совет может рассматривать ситуацию с учетом мнения и врачей, и их клиентов. Работает совет активно, в том числе и по методу «контрольной закупки», испытывая на себе качество услуг сферы здравоохранения.

Некоторые из общественников после выступления Натальи Кораблевой тут же попросили у нее содействия в решении разных проблем, связанных со здравоохранением.

В единой связке с волонтерами

О том, кто должен состоять в общественных советах, говорили и на секции «Общественные советы – координаторы деятельности гражданских активистов и общественных объединений». В частности, пришли к мнению, что в этих объединениях обязательно должны быть журналисты, чтобы население знало о деятельности общественников посредством СМИ. Выяснилось однако, что в большинстве советов журналисты и так есть, но пропаганде работы это не всегда помогает.

– У нас есть журналистка, но она говорит: «Все только за деньги», – пожаловалась одна из участниц дискуссии.

Оказалось, впрочем, что ее коллега по совету – сотрудница рекламного издания.

Спор на этой секции разгорелся, когда зашла речь о сотрудничестве советов с волонтерами. Часть участников признала, что волонтерское движение нередко «растет и ширится исключительно ради галочки».

– У нас в школах числятся сотни волонтеров, а как лето – найти никого не могут, идут ко мне, чтобы я помог с ребятами, – рассказал общественник из Сысольского района Андрей Кичигин, основатель военно-спортивного подросткового клуба.

По его словам, таких псевдоволонтеров, мелькающих на показательных благотворительных акциях, легко вычислить, задав им вопрос: «Давно ли они собственной бабушке по хозяйству помогали?»

В Воркуте волонтеров поддерживают материально. Услышав это, некоторые участники форума возмутились: «Какие же они тогда волонтеры? Волонтеры должны работать за идею». Как выяснилось, речь шла о скидках на посещение спортивных и культурных заведений, а работают воркутинские волонтеры совсем не ради галочки, выполняют очень тяжелую работу, помогая в том числе инвалидам добираться в больницу, на занятия спортом, поддерживая их во время этих занятий.

Нужны эксперты

Итоги дискуссий на секциях подвели на заключительном пленарном заседании, в котором приняли участие глава Коми Сергей Гапликов и председатель Госсовета Надежда Дорофеева.

Свое выступление перед общественниками Сергей Гапликов начал с приятной церемонии – вручил юбилейную медаль в честь 95-летия Республики Коми Игорю Шпектору, поблагодарив его за активную позицию и отстаивание интересов республики на федеральном уровне. Награда только сейчас нашла своего героя.

Затем Сергей Гапликов обратился к залу:

– Я благодарен вам за то, что вы не молчите, что пытаетесь достучаться до нас и принимаете активное участие в решении проблемных вопросов. Гражданский форум – это еще одна возможность обменяться мнениями, посмотреть друг другу в глаза и высказать определенные суждения на злободневные вопросы. Мне очень приятно, что в общественные советы министерств и муниципальных образований входят не чиновники, которые контролируют сами себя, а неравнодушные, патриотичные люди, имеющие богатый опыт и знания в соответствующих сферах. Как сказал президент России Владимир Владимирович Путин, общественные советы не должны быть «управляемыми структурами». В таких советах нет смысла, они дискредитируют наши усилия, направленные на решение актуальных проблем. Чтобы общественные советы стали авторитетными и независимыми, в их работу необходимо вовлекать экспертов и активных граждан.

Спикер республиканского парламента Надежда Дорофеева в своей приветственной речи отметила, что при каждом комитете Госсовета Коми образованы экспертные советы, и подробно остановилась на взаимодействии депутатского корпуса и гражданских активистов. Принимаемые в республике законы выносятся на общественное обсуждение, законопроекты размещаются в интернете, и каждый вправе высказать свое мнение. А инициативы общественников становятся законами. За последнее время 11 предложений жителей Коми обрели форму закона.

Заключительным аккордом IX Гражданского форума стала церемония награждения победителей конкурса на лучшую организацию деятельности общественных советов муниципальных образований. Представители 12 муниципалитетов, отмеченные в номинациях «Согласие», «Проверены временем», «Личный вклад», «В центре внимания», получили из рук организаторов дипломы и денежные призы.

Анна ПОТЕХИНА, Галина ВЛАДИС

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Общественные советы – социальный институт, созданный сравнительно недавно в рамках исполнения поручения президента России Владимира Путина об организации общественного контроля за деятельностью власти на всех уровнях. В Коми первые общественные советы были созданы в 2013 году. Сегодня они есть при каждом министерстве и активно участвуют в заседаниях органов государственной власти, рассматривают отчеты о реализации программ, законов, дают экспертную оценку деятельности ведомств и вносят свои предложения по повышению ее эффективности.

Добавить комментарий