По пути новомучеников

В минувшую субботу в Сыктывкаре прошла очередная познавательная лекция-прогулка «Пешком по Усть-Сысольску». Историк Михаил Рогачев рассказал о репрессированных священниках Коми края. Желающие узнать малоизвестные страницы истории города собрались на улице Коммунистической у входа в Кировский парк, затем прошли к часовне на улице Домны Каликовой. А завершилась полуторачасовая экскурсия около Свято-Вознесенского храма в Кируле.

Вину не признали

Свой рассказ Михаил Рогачев начал неподалеку от здания республиканского МВД. Один из флигелей этого здания до революции был домом купца Матвея Суворова. При советской власти здесь находилась тюрьма. И для многих священников и мирян это место стало последним земным приютом. Здесь они томились, ожидая приговора, отсюда их уводили на расстрел. На цокольном этаже флигеля тюрьма находилась вплоть до перестройки. Низкие сводчатые потолки, каменные стены метровой толщины, решетки на окнах – все это напоминает о мрачном прошлом этого места. Ходили слухи, что по ночам здесь слышны голоса из прошлого, а под штукатуркой и краской на стенах можно найти нацарапанные последние слова заключенных, которых расстреливали во внутреннем дворике.

– Во время следствия репрессированных содержали в этом здании, – рассказал Михаил Рогачев. – Четырнадцать из семнадцати наших новомучеников ждали здесь своего приговора. Дела священников, часто составленные наспех, разбирала «тройка», имевшая право на вынесение только двух приговоров: десять лет лишения свободы или расстрел. Члены «тройки» просто не имели права оправдывать арестованных.

Первым новомучеником в Коми крае стал усть-немский священник отец Дмитрий (Спасский), которого без всякого приговора расстреляли 19 сентября 1918 года. И он единственный, чье место захоронения известно. Священномученик родился в 1877 году в Койгородке. В годы революции батюшка служил в Спасской церкви села Усть-Нем, 15 сентября 1918 года сюда на пароходе «Доброжелатель» прибыл карательный отряд Морица Мандельбаума. Они придрались к тому, что священник не встретил представителей власти колокольным звоном. Дом священника обыскали, а самого его арестовали. Отца Дмитрия пытали и допрашивали несколько дней, затем в лесу в районе села Помоздино заставили выкопать для себя могилу и расстреляли. Местные крестьяне по торчащей из земли кисти руки нашли могилу, а родные после отпевания перезахоронили священника на кладбище в Помоздино. Отпевание совершил настоятель Помоздинской Богородице-Рождественской церкви отец Алексий Тюрнин, впоследствии также расстрелянный. После войны кладбище было снесено, а могила отца Дмитрия оказалась под зданием школы.

– Двое из новомучеников были расстреляны в 1937 году в Ижемском районе, – продолжил рассказ историк. – Это священники Палладий (Попов) и Иоанн (Павловский). Всех остальных доставили в Сыктывкар из разных районов Коми, и их последние дни прошли в этом старом флигеле. Как ни страшно это звучит, но пытать священников не было необходимости. Их вина заключалась только в том, что они священники, а значит, контрреволюционеры. Например, одному из них приписали клевету на колхозный строй. А он просто сказал, что в этом году плохой сенокос и если сено не заготовить, то коров придется прирезать. В результате его обвинили в призывах к массовому забою скота. Дела священников рассматривались без лишней волокиты. Порой от ареста до приведения приговора проходило всего три недели.

Михаил Рогачев отметил тот факт, что почти все репрессии против священников и их расстрелы в Коми автономии прошли в короткий период – с августа по сентябрь 1937 года. Практически все священномученики были сельскими батюшками преклонного возраста. Но никто из них во время следствия вину не признал.

Больше двухсот церковнослужителей Коми края были расстреляны или осуждены на сроки от восьми лет лишения свободы. В 1937 году была закрыта последняя церковь Коми края, которая находилась в Койгородском районе. Только в 1945 году разрешили открыть единственный на всю республику храм в деревне Кочпон.

Дело «Священной дружины»

Экскурсия продолжилась у памятника-часовни жертвам политических репрессий, открытого осенью 2000 года на пересечение улиц Кирова и Домны Каликовой. На этом месте до 1930-х годов находилась небольшая тюремная Богородицкая церковь. Здесь Михаил Рогачев зачитал имена и краткую биографию всех семнадцати новомучеников. В часовне установили их портреты и зажгли перед ними свечи. Приглашенный священник отслужил по жертвам сталинского террора заупокойную литию.

Михаил Рогачев напомнил о деле так называемой «Священной дружины». 15 сентября 1937 года на окраине Сыктывкара были расстреляны сразу тринадцать человек, приговоренных к высшей мере по этому делу. В этот день мученическую кончину приняли епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии Герман (Ряшенцев); епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии Серапион (Шевалеевский); игумен Иоанникий (Тарара), иеромонах Михаил (Любимов), монахи Иоанн (Смурыгин), Мартемиан (Васильев-Жуков), иерей Стефан Ермолин. Участь духовенства разделили и миряне, среди них Павел Елькин и супруга расстрелянного в 1931 году священника села Вотча Прокопия Шаламова Мария Шаламова.

Как рассказал Михаил Рогачев, организации этой никогда на самом деле не существовало, а название было взято из письма Марии Шаламовой. Вдова жила в Сыктывкаре и помогала арестованным священникам. Она обратилась к архиепископу Великоустюжскому Питириму с просьбой благословить ее на принятие монашества.

«…Мое стремление к одинокой жизни еще от юного возраста и обычай нашей русской древности принимать монашество перед смертию окончательно пленило мою душу непреодолимым желанием вступить в дружину иноков», – написала она.

Письмо это было рассмотрено следователями НКВД как желание Шаламовой вступить в контрреволюционную группу «Священная дружина». В приговоре указано: «Жена священника, расстрелянного за контрреволюционную деятельность, являлась активной участницей контрреволюционной фашистской группы церковников, именовавшейся «Священная дружина». Занималась сбором средств для оказания материальной помощи ссыльным духовникам, среди населения распространяла контрреволюционные клеветнические измышления о положении колхозников».

Другой член «Священной дружины» Павел Елькин, наверное, один из немногих коммунистов и борцов за советскую власть, канонизированный Русской православной церковью. Он родился в селе Шошка, вырос у деда в Усть-Сысольске. Некоторое время жил в Петербурге, а вернувшись на родину, работал на заводе. Был одним из активных участников установления советской власти в Коми. С 1918 года являлся членом ВКП(б). Только вот общение с ссыльным епископом Германом привело бывшего активного коммуниста к вере. Он уверовал и принял мученическую смерть за Христа.

Михаил Рогачев рассказал, что большинство жертв сталинских репрессий в Сыктывкаре расстреливали в районе Нижнего Чова на берегу реки Човъю (сейчас там около моста стоит поминальный крест) или в районе нынешнего аэропорта (там в тридцатые годы зеленел лес). Хоронили в общих ямах там же, где приводили в исполнение приговор. В карточках отмечено только то, что всех хоронили «в установленном месте». Но на Тентюковском кладбище столицы сохранилось несколько безымянных могил, в которых, возможно, тайно перезахоронены члены «Священной дружины». Сейчас эти могилы стали местом паломничества.

У стен храма

Завершилась прогулка на территории Свято-Вознесенского храма в местечке Кируль. Это единственный сохранившийся в городе храм, в котором служили репрессированные священники. Но составить список всех тех, кто здесь служил, до сих пор не удалось.

– Храм является примером политического террора, – отметил историк. – Он сохранился только потому, что его приспособили под механические мастерские. Купол и колокольню снесли, кладбище, на котором покоилось не менее 25 тысяч горожан, тоже снесли. Храм был передан обновленцам. Епископом Усть-Сысольским и Усть-Вымским стал Александр Сахаров, но участие в обновленческом расколе не спасло его. Он тоже был арестован и расстрелян в 1937 году.

Дата проведения прогулки выбрана не случайно. В прошлом году 11 февраля вошло в общецерковный календарь православных праздников как День Собора коми святых. Отныне в православных храмах всего мира 11 февраля будут поминать имена святых. С историей Коми края связаны биографии 21 святого. Это четыре святителя – Стефан, Герасим, Питирим, Иона и семнадцать новомучеников, которые были причислены к лику святых после репрессий и гонений на православную церковь в советские времена. Среди них три мирянина и одна женщина – монахиня Елизавета. В 2001 и 2002 годах их имена были включены в Собор новомучеников и исповедников церкви русской.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Следующая лекция-экскурсия проекта «Пешком по Усть-Сысольску» пройдет 25 февраля, она будет посвящена Питириму Сорокину. Экскурсия стартует в полдень от памятника ученому возле первого корпуса СГУ.

Добавить комментарий