Пояса туже, штаты меньше

Проект бюджета республики на трехлетку подразумевает жесткую экономию

В правительстве республики обсудили проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов. Государственный долг региона, по прогнозам, продолжит расти, но в конце плановой трехлетки все же ожидается относительное улучшение – должен снизиться разрыв между объемом доходов и расходов.

rkbyudget_03

В большой степени проект бюджета готовится с учетом прогноза социально-экономического развития региона. О том, как обстоят дела в этой сфере, рассказал заместитель министра экономики Коми Алексей Просужих.

По словам докладчика, сохраняются внутренние проблемы республики, связанные, в частности, с тем, что добывающая промышленность зависима от сырьевых рынков, низка доля перерабатывающих производств, есть ограничения, вызванные особенностями дорожно-транспортной инфраструктуры, есть негативные демографические тенденции. Кроме того, на протяжении двух последних лет снижается объем валового регионального продукта, и прироста его в ближайшие три года не ожидается, в лучшем случае – на процент с небольшим.

В текущем году сократился объем промышленного производства в целом (самый значительный спад в обработке, в том числе на 25 процентов снизилась переработка нефти), из-за аварии на «Северной» на 22 процента упала добыча угля в Коми. Также примерно на 20 процентов по сравнению с прошлым годом снизился оборот розничной торговли, люди стали меньше покупать продуктов питания, табака, непродовольственных товаров. Вырос уровень зарегистрированной безработицы, что, по словам замминистра, говорит об оптимизации кадров на предприятиях, которые, таким образом, пытаются хотя бы ненамного увеличивать заработную плату остающимся сотрудникам.

Но есть и положительные моменты: на 14 процентов по сравнению с первыми девятью месяцами 2015 года выросли объемы строительства, на три процента увеличилась добыча нефти, примерно на шесть процентов – газа и целлюлозно-бумажной продукции, есть рост в производстве пищевых продуктов, включая напитки. Увеличилась номинальная начисленная среднемесячная зарплата – на 7,7 процента.

Кроме того, снизились темпы инфляции, которая, по прогнозу, должна сохраниться в Коми на уровне 4-4,5 процента. Правда, в некоторой степени незначительный рост цен связан с тем, что люди стали меньше покупать.

В ближайшие годы ожидается прирост в добыче угля и переработке древесины (в том числе благодаря модернизации производств), объемы добычи природного газа несколько снизятся, но это компенсируется ростом добычи и переработки попутного газа. Вполне стабильной ожидается ситуация в сельском хозяйстве: сохранение производства на прежнем уровне или – по отдельным направлениям – прирост. Инвестиции в эту отрасль вырастут в два раза в связи со строительством тепличного комплекса в Емве. Будут продолжаться строительство и реконструкция дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар, освоение Пижемского месторождения рассыпного титана в Усть-Цилемском районе, есть перспективы, связанные с разработкой интинских углей, производством биоэтанола.

Поскольку немалое влияние на наполняемость регионального бюджета оказывают поступления «нефтяных» налогов, то Алексей Просужих особо остановился на этой отрасли, отметив с сожалением, что из-за так называемого нефтяного налогового маневра республика может потерять часть средств. Поясним, что упомянутый налоговый маневр предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых. Из-за этого увеличиваются отчисления в федеральный бюджет, но может пострадать доходность нефтяной отрасли. И для бюджета Коми в результате это несет тоже не самые хорошие последствия. Как позже заявил Сергей Гапликов, маневр стоит региону потери порядка пятнадцати миллиардов рублей, которые в нынешних условиях были бы совсем не лишними: стал бы ниже уровень госдолга, соответственно, республика могла бы претендовать на бюджетные кредиты.

Сергей Гапликов, комментируя доклад, предложил детально разобраться в расходах на социальную сферу. В частности, обратить внимание на неработающих граждан, не стоящих тем не менее на учете по безработице. Возможно, они работают «вчерную», не платят налоги, а всеми социальными благами, учитывая бесплатную медпомощь, пользуются, то есть служат источником дополнительных бюджетных расходов.

– И переплачиваем мы не три копейки, – негодовал руководитель региона. – Я предлагаю сформировать в рамках федеральной инициативы предложение: только тот считается безработным, кто встал на биржу труда, остальные – работающие. Значит, должны платить за медицинское обеспечение.

Также Сергей Гапликов неодобрительно отозвался о льготниках, которые, имея право выбирать между федеральными и региональными формами поддержки, из соображений выгоды «скачут» из одного списка в другой, в зависимости от того, где субсидия больше. Также осуждению подверглись врачи государственных клиник, которые успевают работать в частных: значит, не так уж они загружены. Тогда встает вопрос: а есть ли реальный дефицит медкадров?

– Десятки миллиардов рублей мы тратим на социальную сферу, если здесь навести порядок, я более чем уверен, что мы получим более чем существенную экономию, – счел глава Коми, пояснив, что при нынешних расходах на социальную сферу фактически ничего не остается на развитие экономики региона.

Также в качестве экономии он предложил развивать систему ТОСов, силами которых можно решать многие вопросы благоустройства территорий гораздо дешевле и проще, чем традиционным путем через размещение госзаказа. Заодно Сергей Гапликов прошелся по «банкам-паразитам», которые ничего не делают в плане улучшения кредитования предприятий.

Далее слово передали министру финансов Коми Галине Рубцовой, которая должна была разъяснить, на какие средства республика станет жить в ближайшие три года.

– Я знаю, что она сейчас скажет: «Денег нет, держитесь», – мрачновато пошутил Сергей Гапликов.

Галина Рубцова, однако, цитировать Дмитрия Медведева не стала, просто привела факты: исходя из нынешних параметров республиканского бюджета четко видно, что он остается дефицитным. В то же время есть свет в конце тоннеля: в следующем году дефицит бюджета составит 8,3 миллиарда рублей, но в 2019 году он должен снизиться до 2,7 миллиарда.

Основными бюджетообразующими доходными источниками, как и в предыдущие годы, по словам Галины Рубцовой, остаются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций, которые в сумме формируют около 88 процентов. При этом налог на прибыль организаций достаточно трудно спрогнозировать, поскольку примерно половина его приходится на консолидированные группы налогоплательщиков, которые администрируются на федеральном уровне.

В 2017 году общий объем доходов Коми должен составить 58,4 миллиарда рублей, расходов – 66,7 миллиарда, в 2018 соответственно 61,3 миллиарда и 67,7 миллиарда, в 2019 – 64,4 миллиарда. Самое главное – исполнение социальных обязательств, включая исполнение майских указов президента. На втором месте – помощь сельхозтоваропроизводителям, основные направления поддержки сохранятся, объем средств увеличен на 70 миллионов рублей.

Не подверглись сокращению объемы финансовой поддержки муниципальных районов, дотаций на сбалансированность местных бюджетов, также предусматривается дополнительная помощь, в том числе на реструктуризацию задолженности по выданным бюджетным кредитам. Кроме того, для стимулирования муниципалитетов к увеличению доходной базы им будут выделяться ежегодно 50 миллионов рублей в виде грантов.

Галина Рубцова отметила необходимость снижения неэффективных расходов, перераспределения средств на самые важные направления госпрограмм. Здесь поможет проектное управление.

Долговая политика Коми ориентирована на долгосрочные заимствования. Планируется разместить государственные ценные бумаги сроком на 7-10 лет (было пять), чтобы уменьшить пиковые нагрузки по выплате. Размер госдолга в 2017 году составит 90 процентов от объема доходов, в 2018 и 2019 – 96 процентов. Несмотря на это, госдолг, по словам министра финансов, остается управляемым и в параметрах бюджетного законодательства.

Галина Рубцова пояснила, когда и по каким причинам госдолг Коми начал расти быстрыми темпами: пиковые нагрузки расхождения между доходами и расходами были в 2013-2014 годах, когда республике ежегодно не хватало по 11 миллиардов рублей, приходилось брать кредиты. А увеличились расходы в связи с реализацией майских указов президента. В частности, порядка шести миллиардов рублей направлялось на «выравнивание» зарплаты бюджетников до средней в экономике. Также увеличились расходы на переселение граждан из аварийного жилья, строительство соцобъектов.

– Ситуация с долгом становится острой во всех субъектах, по итогам 2015 года 14 субъектов имели очень высокую долговую нагрузку. У Мордовии и Удмуртии, например, уже по 180 процентов, – пояснила министр финансов.

Для сокращения долга, как следовало из выступления министра, стоит активизировать работу тех, кто ответственен за привлечение денег в бюджет, не принимать новых расходных обязательств, отказаться от затратных мероприятий в рамках госпрограмм (не относящихся к социально значимым), оптимизировать государственные и муниципальные учреждения, их штат, а также разобраться с мерами соцподдержки – предоставлять ее исходя из критериев нуждаемости и адресности.

Председатель Госсовета Коми Надежда Дорофеева, выслушав доклад, поинтересовалась, как обстоят дела с 50 миллиардами рублей, обещанными Минфином России регионам на исполнение майских указов. Оказалось, что Галина Рубцова перед заседанием наводила справки по этому поводу и никакой информации пока не получила.

Сергей Гапликов предложил членам правительства работать, изыскивая дополнительные средства, «в творческом режиме» и максимально использовать все имеющиеся ресурсы. Сам же он рассказал о своем недавнем разговоре с губернатором Мурманской области Мариной Ковтун, перед которой стоит вопрос перевода котельных в регионе с мазута на уголь или пеллеты, и предложил проработать этот вопрос, особенно если увеличить производство пеллет. Министр промышленности Коми Николай Герасимов ответил, что вопрос этот уже активно прорабатывается и республика вписана в программу мин-энерго как потенциальный поставщик угля в Мурманскую область, поскольку у поставщика, который собирался этим заняться раньше, возникли проблемы.

Анна Потехина

Фото Виктора Бобыря, БНК

Бюджетные инвестиции составят в 2017 году 2,9 млрд. рублей, в 2018 – 2,4 млрд. руб., в 2019 – 2,0 млрд. руб. В рамках адресной инвестиционной программы предусмотрено строительство новых объектов: республиканской инфекционной больницы в г.Сыктывкаре с объемом средств 1,7 млрд. рублей; строительство школ – 600 млн. рублей; строительство объектов спорта в размере 120 млн. рублей. Предусмотрены средства на разработку проектно-сметной документации на строительство нового здания театра оперы и балета – 60 миллионов рублей.

BOB_9750 BOB_9953_mainPhoto BOB_9868

Оставьте первый комментарий для "Пояса туже, штаты меньше"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.