Борис Галкин увез из Коми утку

В Сыктывкаре прошел северный театральный фестиваль

Слезы, смех, разочарование – практически все эмоции успели пережить зрители второго Северного театрального фестиваля «Русская классика. Сохраняя традиции, соответствуя времени», прошедшего на подмостках академического театра драмы имени Виктора Савина с 7 по 14 сентября.

IMG_7631 (Веселый солдат, Моск_обл)

Как и на первом фестивале, который прошел три года назад, спектакли оценивало профессиональное жюри, на сей раз – под председательством заведующей кабинетом критики Союза театральных деятелей России, кандидата искусствоведения, заслуженного работника культуры страны Элеоноры Макаровой. В состав жюри также вошли критик из Сыктывкара Вера Морозова и театровед профессор Ярославского театрального института Ирина Азеева.

Фестиваль открылся драмой Московского губернского театра «Веселый солдат». Спектакль поставлен по одноименной повести Виктора Астафьева, для которого многие описываемые события – биографичны. Добровольцем он пришел на фронт в 1942 году простым солдатом, был трижды ранен и солдатом же закончил войну. Как и для многих прошедших Великую Отечественную, война для писателя не просто главный экзамен жизни, но она осталась неизлечимой душевной болью, став основной темой в творчестве.

Главным героем спектакля «Веселый солдат» становится сам писатель, роль которого исполняет известный актер театра и кино, ведущий телепрограммы «Служу Оте-
честву» заслуженный артист России Борис Галкин. Как и у писателя, война занимает особое место в творчестве артиста, за свою карьеру он сыграл множество военных – от старшины до генерала. Работа над ролью писателя, как он рассказал корреспонденту «Республики», для него знаковая: он лично был знаком с Астафьевым, неоднократно приезжал к нему в Красноярск. Эти встречи оставили глубокий след в его душе и памяти.

Перелистывая страницы своей жизни, главный герой спектакля вглядывается в прошлое, переживая заново первую влюбленность, первую потерю, первого убитого немца. Но история 21-летнего веселого солдата Виктора – это не та отлакированная история о войне, что мы знаем из многих советских и российских фильмов. Его история – это то, что он видел вокруг себя, и то, что цитирует многие годы спустя зрелый писатель Астафьев: «Врага просто утопили в крови солдат, задавили горой трупов. Война, где люди гибли не только от пуль врага, но и от равнодуший и беспощадности государственной машины к своему собственному народу».

Сценография спектакля решена таким образом, что зритель наблюдает за происходящим как бы из окопа. Постановку спектакля художественный руководитель театра Сергей Безруков доверил молодому режиссеру Ричарду Бондареву. На премьере спектакля в Москве Безруков подчеркнул: «Это сложное произведение, рассказывающее правду о войне, которую, я думаю, не все хотят сегодня слышать». Тем не менее в Сыктывкаре спектакль имел головокружительный успех, многие не скрывали слез, а овация зала на поклоне не стихала минут десять. Хотя справедливости ради надо сказать, что в числе зрителей нашлись и те, кто категорически был либо не согласен с Астафьевым, либо не поверил, что писатель мог изложить такую обезоруживающую правду.

Во всяком случае, споры в театральном буфете о затронутой теме спектакля не стихали все последующие фестивальные дни.

Благосклонно отнеслись в целом к постановке и критики, которые ежедневно после спектаклей устраивали для труппы детальный «разбор полетов». Из замечаний, с которыми трудно было не согласиться, это слишком громкие выстрелы в самом начале спектакля и разговор Астафьева по телефону с человеком, которого он называет просто Жора. И только знающий зритель может понять, что писатель разговаривает со своим другом, актером Георгием Жжёновым.

Артисты, участвующие в этом спектакле, были так тронуты теплым приемом и со стороны театра, и со стороны зрителей, что рассказали об этом художественному руководителю театра Сергею Безрукову, который в свою очередь поделился информацией о Северном театральном фестивале в прямом эфире Первого канала.

Академический театр драмы имени Виктора Савина представил спектакль «Эшелон», поставленный по пьесе Михаила Рощина главным режиссером театра Юрием Поповым в прошлом году в канун 70-летия Великой Победы. Он также был благосклонно воспринят зрителем – и на премьерных показах, и в рамках фестиваля. Напомним, в драме Рощина задействована большая часть артистов труппы театра, и все они с нетерпением ждали встречи с критиками, особенно с Элеонорой Макаровой, которая, как известно в театральных кругах, судит только по гамбургскому счету – без обиняков и, как говорит сама, поглаживаний по плечику. В итоге больше всего времени кандидат искусствоведения уделила сценической речи актеров, призвав администрацию театра непременно пригласить специалиста по этому направлению. Кстати, «неслышимость» актеров со сцены, «пробалтывание» текстов, по мнению критиков, общая беда многих театров и, в частности, участников Северного театрального фестиваля.

Самой спорной, и, безусловно, самой «неклассической» постановкой фестиваля русской классики можно считать водевиль «На всякого мудреца довольно простоты» пермского Театра-Театра. Сам по себе приезд этого театра, который помимо водевиля привез «Сказку о царе Салтане» Александра Пушкина, – большое событие для республики. Пермский Театр-Театр под художественным руководством лауреата национальной театральной премии «Золотая маска» Бориса Мильграма (он же постановщик водевиля) – уникальнейшее явление на театральном пространстве России. Провинциальный театр, который не боится смелых экспериментов.

Увы, нацеленный на классику зритель практически не услышит в спектакле текста Островского, большая часть прозаического текста заменена стихами, положенными на музыку Лоры Квинт в аранжировке Татьяны Виноградовой (она же мать главного героя Егора Глумова – Глафира Климова).

Первые же минуты спектакля ставят зрителя в тупик: Сергей Детков, или его герой Глумов, обращаясь к залу, обещает, что вот-вот начнется действо, но просит включить все телефоны, фотографировать и вообще «всем вести себя как надо». Многие зрители, к слову, этого выхода не оценили, равно как и члены жюри. Тем не менее главный режиссер Театра-Театра Владимир Гурфенкель на обсуждении спектакля отметил, что это всего лишь шарж, скетч, как и все выходы Глумова на сцену, и способ поиска взаимосвязи со зрителем.

Члены жюри также отметили, что по сути Театр-Театр показал два абсолютно разных спектакля. Так, если в первом действии смешиваются буффонада, балаган, кабаре и «разные способы существования актеров», то во втором акте все приходит в более-менее единое соответствие формы и содержания.

По-разному в «двух» спектаклях работает и сценография Виктора Шилькрота. Если в первом действии, где лишенный всяких моральных принципов карьерист Глумов с актерским азартом цинично глумится над обществом, аскетическое пространство сцены с ширмами разного размера и высоты выглядит как театральное, то во втором, где действо стремительно движется к развязке, появляется сложная конструкция из ширм, богато расписанных портретами.

Остается добавить, что спектакль пермского театра подарил зрителю целую галерею незабываемых образов. Это потрясающая в своем способе существования (по оценке критика Веры Морозовой, похожая на куклу Барби) Клеопатра (Наталья Макарова), Манефа (Евгения Барашкова), обаятельнейший Городулин (Альберт Макаров), нежно-трогательная Машенька (Юлия Захаркина), ханжа, не делающая ни шагу без указания провидения, богатая вдова Софья Турусина (Елена Старостина), о которой все члены жюри в один голос заявили, что это мощная драматическая актриса, которой легко играть и по законам мюзикла.

Проникновенный моноспектакль Котласского драматического театра «Айседора» – исповедь легендарной Айседоры Дункан зрители также встретили очень тепло. Высоко оценили члены жюри и работу режиссера Натальи Шибановой, и игру актрисы Ольги Белых.

К «не самым лучшим» сочинениям, созданным по роману Федора Достоевского «Идиот», отнесли члены жюри пьесу Николая Климонтовича, по которой был поставлен последний конкурсный спектакль фестиваля «Настасья Филипповна», представленный театром драмы Республики Карелия «Творческая мастерская». Спектакль в постановке московского режиссера Сергея Стеблюка в целом был тепло встречен зрителем, несмотря на то, что после двух антрактов зал несколько поредел. К безусловным достоинствам спектакля, что и отметили критики, можно отнести блестящую игру Дмитрия Максимова, создавшего «своего» князя Мышкина, и Владимира Калганова, сыгравшего роль наследника миллионов Парфена Рогожкина. Этот актерский дуэт, особенно в третьем, самом эмоциональном по зрительскому напряжению, акте спектакля, после относительно монотонных первых двух выводит всю постановку на совершенно иной уровень.

После показа этого достаточно долгого спектакля жюри фестиваля приступило к вручению призов. Диплом в номинации «Лучшая мужская роль» и самая большая утица были вручены Борису Галкину. Лучшей женской ролью признали роль Айседоры Дункан в исполнении Ольги Белых. За лучший актерский ансамбль диплом получил коллектив театра драмы имени Виктора Савина. Пермскому Театру-Театру вручили сразу два диплома: за яркое и оригинальное решение музыкально-драматического спектакля и специальный приз жюри «Музыкальное сердце спектакля» – Татьяне Виноградовой, которая и сама играла в спектакле мать Глумова, и подготовила артистов к вокалу, и аранжировала музыку. Гран-при фестиваля жюри решило не присуждать никому.

Закрывая фестиваль, директор принимающего гостей театра Михаил Матвеев напомнил, что фестиваль состоялся благодаря поддержке правительства республики и, конечно, участников, которые привезли в Сыктывкар свои лучшие постановки.

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

IMG_8181 Пермь

Оставьте первый комментарий для "Борис Галкин увез из Коми утку"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.