Алексей Новиков: «Авиастроение в России всегда будет на высоте»

20-21 августа в Республике Коми впервые пройдет авиасалон малой и региональной авиации «АВИАРЕГИОН-2016», в рамках которого состоятся авиашоу и показ авиационной техники на территории аэропорта Сыктывкар. На мероприятие приедут российские космонавты и летчики-испытатели. О том, с какой целью проводится эта выставка достижений авиационной и космической отрасли, как увлечь молодежь небом, а также о современном отечественном авиастроении – наш разговор с Алексеем Новиковым, профессиональным летчиком, инженером-исследователем, председателем Совета директоров ЗАО «РУСТИТАН» и руководителем администрации АВИАСОЮЗА России – некоммерческой организации, которая является организатором авиасалона малой и региональной авиации «АВИАРЕГИОН-2016».

SERG2677

– Авиасалон в Сыктывкаре – уже не первое авиационное мероприятие, которое проводит АВИАСОЮЗ. С какой целью проводятся такие мероприятия, кроме, конечно, развлекательной?

– Одна из главных целей – привлечь внимание детей и молодежи к профессиям в сфере авиации и космонавтики, а также к инженерно-техническому образованию. Увидеть вблизи самолеты, побывать в кабине, пообщаться с настоящими космонавтами и летчиками-испытателями – это очень интересно и запомнится на всю жизнь. А для кого-то небо и полеты станут целью и мечтой, а если идти к мечте и достигнуть ее, то, безусловно, станешь настоящим человеком. Моя дорога в небо связана с моим отцом – Героем России, заслуженным военным летчиком Российской Федерации Алексеем Ивановичем Новиковым. Мой папа посвятил свою жизнь исследованиям и испытаниям легендарных боевых вертолетов, которые сейчас стоят на вооружении в Воздушно-космических силах России. Мечта стать военным летчиком родилась у меня в Торжке, когда, будучи еще мальчишкой, я увидел, как пара боевых вертолетов отрабатывает воздушный бой на предельно малой высоте, это был 1988 год. То чувство от увиденного полета стало для меня определяющим. В школе занимался в авиамодельном кружке, потом поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, позднее уже офицером окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Жуковского. Моя мечта сбылась.

– К сожалению, даже если ребенок серьезно «заболеет небом», не факт, что он сможет стать летчиком. Кому-то, например, здоровье не позволит, другие обстоятельства.

– Даже если он не свяжет потом свою жизнь с небом, но в детстве у него есть мечта, к которой он будет идти, – это все равно замечательно. В авиации и космонавтике, помимо непосредственно летного дела, много других прекрасных инженерных профессий, главное – стремиться к своей цели и правильным вещам. Ребята, у которых есть мечта и цель, будут развиваться в правильном направлении, они не будут заниматься чем попало и тратить свое время впустую. За такой целеустремленной и увлеченной молодежью будущее нашей страны.

– Наверное, к космосу, авиации нужно готовиться, как к балету, чуть ли не с детсадовского возраста. А у нас кружки авиамоделирования – далеко не в числе самых популярных, как бывало во времена СССР. С чем, как вы думаете, связана потеря интереса к этой области дополнительного образования?

– Авиамоделизм – это призвание и целый комплекс наук, которые надо изучить, чтобы понять, а почему самолеты летают. Это очень интересно и полезно для общего развития, но не у всех хватает терпения все это читать, изучать и применять на практике. Кроме того, в авиамодельных кружках учатся хорошо владеть инструментом, развивается старание и аккуратность – то, без чего невозможно сделать летающую модель. Это на самом деле очень большой труд. Зато какое удовольствие испытываешь сначала оттого, что сделал красивую модель, а потом оттого, что она полетела. Это очень сильное чувство, развивающее самооценку, что ты это смог, как у альпиниста, покорившего новую вершину. Часто бывает, что первая модель не летит, а потом и вторая, и третья… Кто-то сдается, а кто-то нет и в итоге добивается своего. Сегодня в магазинах продают готовые модели самолетов и вертолетов на дистанционном управлении. Захотелось тебе полетать – и можно не идти в кружок, не потеть, стараясь сделать модель самому, а просто купить. Но это никогда не даст тех качеств, которым учишься в авиамоделизме. Нет ничего страшного, что сегодня в авиамодельных кружках есть вакантные места, – ребят, увлекающихся авиамоделизмом, хватает, остаются там только те, кому это на самом деле интересно.

– Возможно, привлечению молодежи в авиаотрасль раньше способствовало то, что имена конструкторов у всех были на слуху: Антонов, Ильюшин, Яковлев, Туполев, Миль… А сейчас почему новых имен не слышно? Есть ли нам кем гордиться?

– Вы сейчас назвали легендарные имена. Советская система отбирала самых талантливых. Под их руководством были созданы уникальные опытно-конструкторские бюро, которые определили глобальные направления развития современной авиации и космонавтики. Почему мы сегодня не слышим новых фамилий? Во-первых, та фундаментальная система ОКБ, которая была создана в советское время, работает и по сегодняшний день, а создавать с нуля новые конструкторские бюро очень сложно – это требует колоссальных вложений. Сейчас, я думаю, важно сохранять и развивать то, что есть. Талантливая молодежь стремится попасть в известные ОКБ, такие, как имени Миля, Камова, Ильюшина, и другие, там рождаются новые главные конструкторы, но название бюро не меняется – это наша история, наша действительность и наше будущее. И за рубежом то же самое, возьмем боинг, к примеру. А что касается имен главных конструкторов известных ОКБ, то они все известны, в открытых источниках; для того, кому это действительно интересно, не составит труда узнать, кто стоит за разработкой той или иной авиационной техники. Во-вторых, ситуация с авиаконструкторами примерно такая же, как с космонавтами, – хорошо знают только первых, тех, кто совершил прорыв. Сейчас, если поспрашивать у молодежи, кто из космонавтов летает на Международной космической станции, мало кто сможет ответить по фамилиям. А вот когда первый россиянин высадится на Марсе, то о нем узнает весь мир, как о Юрии Гагарине. Так же и в авиационно-строительной отрасли: будет прорыв – будет новое имя в истории.

– Достижения нашего военного самолетостроения более-менее известны широким массам, а по поводу гражданской авиации в народе ходит мнение, что российских самолетов сейчас и не строят, авиакомпании пользуются в основном импортными моделями, а если отечественными – то старыми. Ладно, фамилии конструкторов не на слуху, но почему их разработки не на виду?

– Тут, конечно, надо признать объективно: если боинги и аэробусы по своим характеристикам и комфорту лучше, чем отечественные разработки, то наши авиакомпании будут пока пользоваться импортной техникой. Но это не значит, что мы не развиваем авиацию. Просто сейчас многие авиапроекты международные. Если те же боинги разложить на отдельные узлы и агрегаты, то знаете, сколько в нем окажется русского? В Подмосковье есть уникальная инженерная компания «НИК», которой руководит Александр Корнеев. Инженеры компании «НИК» принимают участие в работах над всеми гражданскими самолетами «Боинг» семейства 737, 747, 767, 777, 787. Специалисты компании «НИК» оказывали инженерно-консалтинговые услуги по разработке и расчету на прочность конструкции фюзеляжей, крыльев и других агрегатов самолетов «Боинг». При этом Александр Корнев – настоящий патриот и много сил вкладывает в развитие отечественной авиационной промышленности. Также в Подмосковье, в поселке Томилино, расположено русско-итальянское производство – компания «ХелиВерт», возглавляемая Александром Кузнецовым, которая производит прекрасные вертолеты AW139. Наша страна тоже перенимает зарубежный опыт, локализует у себя сложные сборочные производства. А в целом авиастроение и ракетостроение в России всегда будут на высоте, никогда не будут заброшены.

– А на авиасалоне в Сыктывкаре будет представлена какая-либо интересная новинка от российских конструкторов?

– Да, например, самолет ТВС2-МС. Это легкий многоцелевой самолет, равных которому сейчас в мире нет. Уверен, что он будет пользоваться массовым спросом как в России, так и за рубежом. По сути это всем известный АН-2, который прошел глубокую модернизацию. На нем стоят новые двигатель, винт и авионика, и комфорт для летчиков и пассажиров – на совершенно другом уровне.

– Что же там от АН-2 тогда осталось?

– От АН-2 осталось главное – аэродинамическая схема. У него ведь совершенная конструкция и аэродинамика, никакой другой самолет не способен производить взлет и посадку при 50 метрах пробега, только ТВС2-МС. Этот самолет может сесть на любую неподготовленную площадку, это настоящий воздушный внедорожник. ТВС2-МС может летать на очень низких скоростях, даже 50 километров в час. Ваши соседи, Ненецкий автономный округ, уже оценили возможности нового самолета и купили два таких. На салоне мы представим уникальный ТВС2-МС, пока единственный в России, с медицинским модулем.

– Это уже из сферы демонстрации возможностей региональной авиации. Насколько перспективно ее развитие в Коми?

– Да, еще одна важная цель авиасалона – показать, как малая и региональная авиация может участвовать в социально-экономическом развитии региона. Коми – республика северная, а если посмотреть на площадь, то это очень большой субъект РФ, осваивать который можно только при наличии хорошо сформированной системы воздушного транспорта. Например, здесь есть немало месторождений, находящихся на большом удалении от городов, к которым нет нормальных подъездных дорог, а в межсезонье к ним и вовсе не проехать. Освоение таких объектов невозможно без авиации – завезти вахтовых работников, оборудование, технику. Кроме того, учитывая все те же большие расстояния, всегда необходима и санитарная авиация, и самолеты лесоохраны.

От лица нашей компании
«РУСТИТАН» скажу, что авиация необходима при освоении минерально-сырьевой базы полезных ископаемых в труднодоступных и неосвоенных районах. Сейчас в Усть-Цилемском районе идет реализация проекта по освоению Пижемского месторождения титана. В настоящее время авиация является для нас важным видом транспорта. Даже когда мы построим транспортный коридор, то все равно авиация будет активно использоваться в обеспечении производства на месторождении.

В Коми региональная авиация развивается, безусловно, благодаря руководству региона, которое поддерживает «Комиавиатранс». Предприятие, возглавляемое Александром Пономаревым, имеет свою стратегию развития и заинтересовано идти вперед и развиваться, а АВИАСОЮЗ готов этому содействовать на всех уровнях. Посмотреть экспозицию авиационной техники «Комиавиатранса» также можно будет на авиасалоне. Наше мероприятие – знаковое для региона и приурочено к двум юбилейным датам: 55-летию полета в космос Юрия Гагарина и 95-летию со дня образования Республики Коми. Кроме того, 21 августа в России будет отмечаться профессиональный праздник всех авиаторов – День Воздушного флота, в этот день на авиасалоне выступит Вадим Захаров, автор и исполнитель замечательных авиационных песен о гражданской авиации. Приходите все, кто любит небо, окунитесь в эту прекрасную и праздничную атмосферу авиации!

Беседовала Анна Потехина

Фото Сергея Васильева

При посещении авиасалона «АВИАРЕГИОН-2016» необходимо
иметь при себе документы, удостоверяющие личность.

20 августа, суббота
10.00-18.00 – работа наземных экспозиций
11.00-12.00 – летная программа на аэродроме
16.00-17.00 – летная программа в Кировском парке, г.Сыктывкар

21 августа, воскресенье
10.00-18.00 – работа наземных экспозиций
11.00-12.00 – летная программа на аэродроме
16.00-17.00 – летная программа в Кировском парке, г.Сыктывкар
Вход бесплатный.

Добавить комментарий