Фронтовые письма – в бессмертие

Десятиклассница, исследуя судьбу своего прадеда, добилась увековечения его имени

Учащаяся гимназии искусств при главе Коми Юлия Джаман собирает материалы о своем прадедушке – рядовом Борисе Константиновиче Гичеве, пропавшем без вести в районе города Красногвардейска (ныне Гатчина) Ленинградской области в сентябре 1941 года. Информацию о поисково-исследовательской работе, которую проводит школьница, редакции «Республики» предоставил Сергей Таскаев – командир поискового отряда «Наследие» имени летчика-героя Николая Лошакова, в ряды которого недавно вступила девушка.

Гичев фото

Борис Гичев – 1918 года рождения, уроженец села Керчомъя Усть-Куломского района. После окончания Сыктывкарского педтехникума он работал учителем начальных классов в селе Покча Троицко-Печорского района, был членом ВКП(б), идейным коммунистом. Ко времени, когда его призвали в Красную Армию, у него уже была семья, в которой воспитывались двое сыновей – Альберт и Вячеслав. Службу Борис Гичев начинал в 1940 году в Белоруссии, а когда началась война, его часть передислоцировалась в Ленинградскую область. Именно оттуда в июле 1941-го жене Марии Ульныровой (Гичевой) пришло последнее письмо.

«Привет из далекого места

25 июля 1941 г.

Здравствуйте, мои дорогие Маша, милые сыночки Славчик и Аленька. Первым делом желаю вам здоровья в вашей жизни и хороших успехов твоей работе.

Да, кажется, я долго не посылал письма. Письма посылал, но отцу, т.к. я не знал, где ты находишься. Ты же к отцу хотела переехать.

Второе, я летом много переезжал с места на место и сразу, конечно, адреса не мог тебе дать.

Находился пока в тылу, выполняем боевую задачу. Охота было ехать на фронт, где борются мои товарищи, мой брат (на передовые позиции докладную подавал, но велели оправдать себя здесь).

Маша, ты понимаешь все положение, ты политически грамотна, оценивай обстановку правдиво, читай газеты, не падай духом, воспитывай здоровыми сыновей. Объясняй колхозникам и колхозницам о положении, о том, что наше дело правое и мы должны победить (также детям). Организуй и помогай организовать колхозников героической работе на трудовом фронте. Тыл является предпосылкой победы. В этой Отечественной войне поднялся весь наш народ, и он борется со всей своей силой – на каком бы посту ни находился, организовывай детей на помощь колхозной работе.

Читай сама газеты и правильно разъясняй обстановку в нашей стране. Не давай пощады паникерам и людям, пускающим ложные слухи, они расстраивают тыл и вредны так же, даже больше, как убегающий с фронта дезертир.

Обо мне не бойся. Буду стараться всей силой оправдать высокое звание воина нашей Родины. Если нужно будет, как и многие другие коми защитники (представители коми народа) вместе с русским народом и другими народностями, пойду в бой за нашу Социалистическую Родину, на защиту тебя, своих сыновей и отца.

А если мне придется в бою умереть за нашу Родину, воспитывай наших сыновей преданными делу Ленина – Сталина.

Ты – комсомолка и никогда не должна падать духом. Силы наши должны быть вдвое, трое больше, и мы должны быть морально и политически едины, как никогда.

Если буду жив – встретимся. А придется умереть в борьбе за нашу Родину, вспоминай, что я тебя любил всегда.

Пусть мои письма останутся у тебя, моя дорогая, мои фотографии на твое воспоминание и на воспоминание детям.

Остаюсь тебя любящий твой муж Борис. Целую тебя и своих сыновей.

Письмо пиши по адресу: Ленинградская область, г.Красногвардейск, почтовый ящик №3».

Из письма понятно, что Борис Константинович и Мария Петровна были не просто любящими супругами, но и единомышленниками. Оба они работали учителями начальных классов, состояли в рядах ВКП(б).

В сентябре 1941-го Мария Гичева получила извещение, что ее муж пропал без вести. Через год с небольшим с фронта пришло письмо от друга семьи – А.Давыдова (к сожалению, из письма не ясно даже его имя. Вероятно, он учился вместе с Гичевыми в педтехникуме и был родом из Троицко-Печорского района). Юной исследовательнице Юлии Джаман еще предстоит выяснить судьбу друга юности своих прадедушки и прабабушки – погиб он или вернулся с фронта.

«Здравствуй, Маша!

С фронтовым (солдатским) приветом твой знакомый А.Давыдов. Простите, что сразу пишу на «ты». Я пишу как товарищу по учебе, как другу юности. Очень рад, что получаю письма от старых друзей, особенно с Печоры, и товарища по учебе. Сколько воды утекло с тех пор, как мы были призваны. Сколько событий за это время, сколько потерь! Многих уже нет в живых, многих из друзей. Не знаю, что с Борисом Константиновичем, ведь он тоже встретил, как и мы, первые удары войны, все могло случиться.

Мы тоже с начала войны в 41 году отступали с самой литовской границы, пока что жив остался – может, спасло то, что не был в пехоте. Был радистом, потом политработником уже около двух лет. Но и мы во всяких переплетах бывали. Из родных, пишут, многих уже нет в живых, из близких даже. Война.

Наша молодость проходит в суровые годы, надо все, что требуется по долгу, отдавать общему делу, даже свою жизнь, если понадобится. Не знаю, увидеться придется ли когда-нибудь, но все же будем писать друг другу как старые знакомые, друзья по учебе и работе.

А ведь были какие времена: годы учебы, наши юные забавы, наши товарищи, девушки. Сейчас все это только осталось в воспоминаниях. Сейчас все это надо обратно возвращать в суровых боях, в смертельных схватках. Пусть многим из нас не суждено увидеть больше такие дни, но они будут – для наших друзей, для наших младших товарищей.

Чувствую всю величину борьбы, свой долг, и меня нисколько не страшит мысль о гибели. Может, это стало и привычкой. Про личную жизнь свою много писать особенно и нечего.

Жизнь проходит своим ходом – обычная солдатская жизнь. Так привыкнешь – все ничего проходит. В материальном отношении офицерский состав живет ничего.

Работал политруком роты, сейчас стал комсомольским работником. Письма получаю от С.А.Люосева. Вместе с нами были когда-то Клюев, Есев и Елькин А.А., но с ними уже давно разлучились. Сейчас где они – ничего не знаю.

Маша, пиши все про печорскую жизнь, про свою жизнь, работу, про наших общих знакомых. Учителя кто где? Кто руководители в РК партии и ВЛКСМ, в РИКе, в РОНО. За три года я совсем не знаю про район, а знать хочется».

Заключительная часть письма А.Давыдова не сохранилась, нет и конверта. Возможно, что весточка с фронта была написана и отправлена в 1943 году. Это письмо, как и последнее письмо Бориса Константиновича, хранится в семейном архиве Гичевых.

После войны вдова Бориса Гичева Мария Петровна обращалась с письмами в Гатчинский военкомат, а затем в 1976 году – в Министерство обороны СССР с просьбой помочь найти могилу, в которой похоронен ее муж, чтобы низко поклониться его памяти. Но, увы, положительного ответа не дождалась. Теперь поисками места упокоения пропавшего без вести воина занялась его правнучка Юлия. В январе этого года она направила военному комиссару Гатчинского военного комиссариата обращение с просьбой об увековечении имени прадеда. В Коми имя Бориса Гичева увековечено в Книге памяти (том II, стр. 458), но нет никакого упоминания о воине в местах, где он сражался и отдал свою жизнь. «Хочу приехать с родителями в Гатчину и взять землю с братской могилы, где упокоились защитники Красногвардейска», – написала девушка.

Правда, ответ, который пришел школьнице, оказался сухим и бездушным. Пришлось вмешаться командиру поискового отряда «Наследие» Сергею Таскаеву, который обратился в

Гатчинский военкомат с повторным запросом, на сей раз уже от имени совета ветеранов 28-й Невельской Краснознаменной стрелковой дивизии как его ответственный секретарь.

«Из ответа специалистов Гатчинского военкомата от 28 января 2016 года нам непонятно: какую работу провели специалисты военкомата, работая с запросом Юлии Джаман? Чем они готовы по-человечески поделиться с ребенком, который собирает сведения о своем прадедушке?

Если бы вы, товарищ военный комиссар, видели глаза, полные слез, у девочки, вам стало бы ясно, как поступили «горе-специалисты» Гатчинского военного комиссариата. Просим наше ветеранское письмо зачитать на совещании специалистов, работающих с архивами периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и ответить по существу на запрос Юлии Джаман от 10 января 2016 года», – говорится в отправленном послании.

После этого юной исследовательнице пришло письмо от военного комиссара Ленинградской области П.Земляного.

«Уважаемая Юлия!

По архивным данным ОБД МЕМОРИАЛ, красноармеец Гичев Борис Константинович, 1918 года рождения, Троицко-Печорским РВК (донесение за № 0189 от 08 июля 1947 года) признан пропавшим без вести по заявлению родственников, а это значит, что сведений из войсковой части, в которой значился боец, о дате и месте, где он пропал без вести (погиб), не поступало. И в том числе нет и номера этой войсковой части. Почтовый ящик №3 в городе Красногвардейске (ныне Гатчина) являлся пересыльным пунктом, военный комиссариат Ленинградской области не располагает сведениями, в какую войсковую часть и куда был направлен красноармеец (не исключено, что на территорию другого района), что затрудняет поиск места его гибели. Поэтому красноармеец Борис Константинович Гичев в списках погибших и захороненных на территории Гатчинского района не значится.

Сложная обстановка на Ленинградском фронте в 1941-1944 годах не позволяла точно установить судьбу некоторых военнослужащих, поэтому они были учтены пропавшими без вести.

Сотрудники военного комиссариата Ленинградской области в рамках своей компетенции и должностных обязанностей направляют ходатайство в органы местного самоуправления, на территории которого находится воинское захоронение, об увековечении памяти бойца с обязательным приложением документов, подтверждающих место его захоронения, что в данном случае не предоставляется возможным.

Рядовой Гичев Борис Константинович погиб, защищая нашу землю от фашистских захватчиков, и однозначно имя его должно быть увековечено. Одной из форм увековечения является внесение имени бойца в списки погибших защитников Отечества. Согласно внесенным изменениям (от 18 июля 2011 года) в ст.1 ФЗ РФ № 4292-1 от 14.01.1993 г. «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» «…Увековечению подлежит память: …пропавших без вести в ходе военных действий…», и учитывая, что последнее место его пребывания (подтвержденное письмом с фронта) в Гатчинском районе Ленинградской области, мною дано указание начальнику отдела воинского комиссариата Ленинградской области по г.Гатчина и Гатчинскому району увековечить память рядового Гичева Бориса Константиновича, 1918 года рождения, путем внесения его имени в списки погибших защитников Отечества на территории Гатчинского района Ленинградской области.

Изучив письмо с фронта рядового Гичева Бориса Константиновича, особо хочется отметить, что это был незаурядный человек, патриот своей страны, заботливый сын, преданный муж и любящий отец. Именно такие люди являются гордостью нашей Родины. На торжественном собрании, посвященном празднованию Дня Победы, в военном комиссариате Ленинградской области будет зачитано фронтовое письмо бойца».

Подготовила Галина БОБРАКОВА

Оставьте первый комментарий для "Фронтовые письма – в бессмертие"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.