Психологи утверждают, что для того, чтобы не поблекли краски жизни, человеку необходимо периодически что-то менять: работу, обстановку, имидж. Однако есть редкий тип людей, которые ценят стабильность, умеют в повседневности всегда находить что-то новое, постоянно расти профессионально и увлекать этим своих коллег. Директор сыктывкарского Центра развития ребенка – детского сада №103 Татьяна Кудашова именно такой человек. Во вверенном ей учреждении она работает со дня его открытия – уже больше тридцати лет. Из них 25 лет – руководителем. Детский сад постоянно работает в инновационном режиме и имеет статус ресурсного центра для методистов города.
В декабре минувшего года руководитель региона Сергей Гапликов вручил Татьяне Кудашовой удостоверение и нагрудный знак «За заслуги перед Республикой Коми». Эту награду директор считает достижением всего коллектива. Ведь быть всегда в авангарде, на виду – непросто, но несколько лет назад детсад №103 один из немногих вошел в пилотный проект по апробации федеральных государственных образовательных стандартов, а в 2011-2013 годах был стажировочной федеральной площадкой по управлению инновационными процессами в условиях современного законодательства, куда за опытом приезжали представители не только из нашей республики, но и из других регионов. Дважды детский сад был победителем республиканского конкурса «Лучший детский сад года», неоднократно становился дипломантом многих республиканских и российских конкурсов. Сегодня 84 процента педагогов этого коллектива – с первой и высшей квалификационной категорией.
На вопрос, что дает силы вести за собой большой женский коллектив, Татьяна Кудашова отвечает: «Детская благодарность, нежность, которой они отвечают на любовь к ним. И, конечно, очень стимулируют результаты работы». Результаты здесь измеряются достижениями воспитанников на момент поступления в школу и отзывами учителей и родителей. По мнению директора детского сада, самое главное в успешной работе педагогического коллектива – это система, в основу которой положен программно-целевой метод планирования управленческой деятельности, а также комплексная программа «Детство» и самые ценные «вытяжки» еще из нескольких лучших педагогических программ. Разработана она так, чтобы ребенок развивался легко, играючи и по максимуму раскрывал свой творческий потенциал.
С этой целью 15 лет назад здесь была создана уникальная, не имеющая пока аналогов в республике студия «ТРИЗ – РТВ», руководит которой замечательный творческий педагог Любовь Бутылкина. Аббревиатура «ТРИЗ – РТВ» означает «творческое решение изобретательских задач – развитие творческого воображения». В студии есть компьютерный класс, где у каждого ребенка – свой нетбук, подключенный к сети Интернет, а также действует мини-исследовательская лаборатория, оснащенная настоящими телескопами и микроскопами. Причем во время занятий каждый юный исследователь имеет свое оборудование. Здесь не бывает скучных занятий, когда воспитатель что-то вещает, а дети слушают.
Всякую новую истину дошколята познают опытным путем. Если, к примеру, знакомятся с темой «Вода и лед», то исследуют, как и под воздействием чего из жидкого состояния вода может переходить в твердое и наоборот.
По словам Татьяны Кудашовой, потребности современных родителей заметно возросли, они хотят видеть своих детей развитыми. Да и дети стали более информированы, они уже в детском саду прекрасно разбираются в современной технике, более любознательны и смекалисты, чем их сверстники каких-нибудь 15-20 лет назад. Однако раннее умственное и речевое развитие отнюдь не означает, что ребенок может перескакивать через две ступени. Об этом директору детского сада, случается, приходится напоминать родителям, которые иногда переоценивают возможности ребенка. Бывает, приходит в ясельную группу малыш, который в свои полтора-два года уже хорошо говорит и много для своего возраста умеет. А тут кругом много детишек, которые еще плохо говорят и только плачут, скучая по маме. Иногда в таких случаях родители маленького вундеркинда просят перевести их чадо в группу постарше возрастом. И тогда Татьяне Кудашовой приходится объяснять, что, помимо умственных, существуют еще физиологические и психические особенности ребенка, которые перепрыгивать нельзя. Такой малыш в старшей группе будет отставать от других детей в физическом развитии, и это может с раннего детства сформировать у него комплекс неполноценности.
– Поэтому, когда родители обращаются ко мне с такими просьбами, я убеждаю их в том, что рядом со своими сверстниками, которые еще не умеют высказывать свои желания и кажутся более беззащитными, ребенок может получить уроки сострадания, умения защитить и пожалеть слабого, погладить его по головке, – говорит Татьяна Кудашова.
В целом же педагоги детсада №103 стараются оправдать ожидания родителей и в работе с детьми используют самые современные методы. Девиз программы, по которой здесь работают, говорит сам за себя: «Чувствовать, познавать, творить». В арсенале педагогов – самые разные педагогические приемы, помогающие разнообразить процесс развития. На познавательных занятиях дети занимаются исследованием, проектированием, моделированием.
Есть в «ТРИЗ» даже своя студия мультфильмов «Смешарики», режиссером и автором сценариев в которой является Любовь Бутылкина, а актерами – сами дошколята. Процесс постановки и съемок – отнюдь не праздное занятие. Это еще один творческий прием, позволяющий познавать мир весьма неординарным способом. К примеру, один из интересных мультпроектов дошколят называется «В стране Бумагии». Все персонажи этого мультика, посвященного теме производства бумаги, сделаны из разных видов бумаги и картона. А вот персонажи мультфильма «Осенний калейдоскоп» выполнены из орехов, семян, овощей и фруктов, сделанных из папье-маше. Настоящим праздником для малышей становится премьера нового мультфильма. Они с не меньшим удовольствием, чем диснеевские мультики, смотрят то, что создано их собственной фантазией и руками.
Родители малышей являются непосредственными участниками образовательного процесса. Персонажи мультиков – это плод совместных усилий родителей и детей, так как без помощи взрослых этот творческий процесс детишкам не осилить. По словам Татьяны Кудашовой, привлечение родителей к сотрудничеству – это одно из требований нового законодательства. При взаимодействии с родителями удалось реализовать образовательные проекты, направленные на благоустройство участка «Остров детства», «Счастливое детство», а также по оснащению предметно-пространственной развивающей среды в групповых помещениях «Лаборатория профессора Природина», «Знайкин университет».
– Новый закон об образовании мне нравится тем, что он и педагогов, и родителей поворачивает лицом к ребенку, – говорит директор детсада. – Если раньше мы делали упор на уровень знаний, то теперь это отходит на второй план, а во главу угла ставится общение с ребенком, формирование нравственных ценностей, развитие мыслительных и психических процессов. Дошкольный возраст – это возраст гениальности, и его нужно по максимуму использовать, чтобы раскачать все эти процессы у ребенка. Именно развитое умение живо мыслить, желание активно осваивать мир и сделает его впоследствии успешным.
Стремление к успешности здесь прививают, что называется, с младых ногтей. На каждого воспитанника ведется дневник достижений. Сами малыши о нем, конечно, не знают, но зато их воспитатели отмечают там все маленькие и большие достижения своих подопечных – участие и победы в конкурсах, успехи в познаниях и спортивных соревнованиях. Если хоть какая-то составляющая успешности «западает», педагог корректирует свою работу так, чтобы помочь ребенку развиться.
Вообще-то требования к выпускнику дошкольного учреждения не предполагают у него обязательного умения читать и считать. Тем не менее практически все воспитанники детского сада №103 идут в первый класс уже читающими и считающими. Причем происходит это незаметно для самих детей, без мучительного заучивания, в форме игры. Секрет легкого усвоения прост: педагогический коллектив учреждения работает по программам Тамары Ломбиной «Читайка» и «Грамотейка». Более того: детсад стал экспериментальной площадкой по апробации этих программ, а при написании своих книг Тамара Ломбина использовала конспекты занятий воспитателей этого детского сада.
Выпуская своих детей в школу, воспитатели, однако не теряют их из поля зрения, а продолжают еще какое-то время следить за их судьбой. Каждую осень организуют совместный педсовет с учителями школы №27, принявшими их детей. И если у учителя возникают какие-либо вопросы или проблемы, подсказывают, как лучше общаться с тем или иным ребенком.
Выстроить такую эффективную систему работы можно только в дружном и слаженном коллективе. Основная масса сотрудников детского сада работает там с его открытия, и во главе со своим руководителем они уже стали настоящей командой. По словам Татьяны Кудашовой, высококлассных специалистов и своих заместителей она не брала со стороны, а вырастила в своем коллективе. Это действительно квалифицированные педагоги, которые никогда не задумывались уйти в другую сферу. Да и среди технического персонала есть немало таких, кто работает здесь с самого открытия и, несмотря на маленькую зарплату, никогда не думал отсюда уволиться. Понять секрет отсутствия текучки несложно: атмосфера в коллективе всегда зависит от руководителя, от того, насколько он сумел создать такие условия для своих работников, чтобы работа стала для них вторым домом.
Галина ГАЕВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
Оставьте первый комментарий для "Татьяна Кудашова: «Раннее детство – это возраст гениальности»"