Мусор наступает

Законодательство в области обращения с отходами нуждается в доработке

Очередные изменения в федеральном законодательстве в области обращения с отходами производства и потребления не добавили ясности, как на местах выстроить всю эту многотрудную и затратную работу. Согласно нововведениям регионы должны создать схему обращения отходов, определиться с региональными операторами, которые будут заниматься сбором, вывозкой, обеззараживанием, утилизацией и захоронением мусора, а также включить в государственный реестр объекты размещения ТБО. Но понимания, как это сделать правильно и быстро, пока нет. Поэтому Совет руководителей советов Республики Коми организовал семинар в формате видеоконференции, в ходе которого муниципалы заслушали полезную для себя информацию, смогли задать вопросы и внести свои предложения.

IMG_4079

Полезная информация прозвучала из уст двух главных докладчиков – первого заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Михаила Колегова и сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Юрия Гудкова. Первый рассказал, что делается и уже сделано для реализации положений федерального законодательства, второй, как и положено прокурору, критиковал муниципалов за медлительность в исполнении законов и неэффективное освоение государственных средств.

По словам Михаила Колегова, республика уже разработала план действий и готова приступить к его реализации. Сейчас собираются исходные данные для территориальной схемы по обращению с отходами. Ее составной частью станет уже принятый региональный кадастр размещения ТБО. Это будет полная база данных об образовании, размещении, утилизации, обезвреживании мусора и предприятиях по его переработке. Картографическое приложение, где обозначены места размещения отходов и перерабатывающие мощности, поможет в будущем выстроить удобные логистические схемы по транспортировке мусора.

К региональному кадастру, как сообщил замминистра, будут иметь доступ органы исполнительной власти Коми, местного самоуправления, юрлица, индивидуальные предприниматели и федеральные ведомства.

Сложнее обстоят дела с отбором региональных операторов по обращению с твердыми бытовыми отходами. Их может быть сколько угодно много, в отличие от единственного регионального оператора по сбору платежей на капитальный ремонт. Но отбор должен быть конкурсным. А поскольку правила проведения таких конкурсов должны определить федералы, регионы сейчас ждут принятия соответствующих нормативных актов.

По ходу дела представитель профильного министерства ответил на заранее направленные из муниципалитетов вопросы. Например, как организовать раздельный сбор мусора? Михаил Колегов пояснил, что лом черных и цветных металлов, нефтешламы, пластик, макулатура и так уже вовлечены в хозяйственный оборот. Задача власти – создать бизнесу лучшие условия для сбора и переработки этих ресурсов. Но здесь есть ограничивающий фактор – спрос. В республике и за ее пределами он невелик. Правда, сейчас в связи с ослаблением курса рубля ситуация для этой отрасли более благоприятная, потому что, например, пластик, переработанный из мусора, стал дешевле, нежели его покупка на первичном рынке. Есть надежда, что нынешняя экономическая ситуация будет способствовать развитию этого бизнеса.

Власть тоже прилагает свои усилия. Как сообщил замминистра, республике удалось войти в один из четырех пилотных проектов, в рамках которого в 2016 году будет организован раздельный сбор мусора в Сыктывкаре.

Отвечая на вопрос о распределении средств госпрограммы Коми, направляемых на строительство полигонов твердых бытовых отходов, Михаил Колегов подчеркнул, что финансироваться будут только те объекты, которые находятся в максимальной готовности. По этой самой причине строящийся в Корткеросском районе полигон, скорее всего, денег в этом году не получит, поскольку здесь не успели провести госэкспертизу. Так что средства, вероятно, будут перераспределены.

– Сейчас в Коми 43 объекта размещения отходов, из которых только восемь – объекты размещения коммунальных отходов. Наряду с этим действуют 180 объектов размещения отходов, которые не соответствуют требованиям российской природоохраны, – посетовал замминистра.

Жесткие правила, отметил он, для того и вводятся федералами, чтобы подстегнуть регионы строить, вводить в действие современные полигоны для размещения мусора. Дело упирается в финансы, причем очень и очень немалые. Нужен солидный инвестор.

– В настоящий момент мы наблюдаем только так называемый первичный интерес инвесторов к региону: шесть-семь предприятий выражают острожное намерение строить полигоны в Коми. Самый большой промышленный узел – это сыктывкарский, обслуживающий около 300 тысяч населения – сам город и прилегающие районы. Но интерес инвестора возникает только тогда, когда население составляет примерно 400 тысяч человек. В данном случае мы вынуждены говорить о возможности строительства на условиях государственно-частного партнерства, – продолжил Михаил Колегов.

В качестве примера он привел Мурманск с его 400 тысячами жителей. Инвестор здесь согласился вложиться в строительство полигона, что обойдется ему в 1 миллиард 200 миллионов рублей.

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор Юрий Гудков был куда более критичен и категоричен. Свою речь он начал с недоумения по поводу того, как спокойно все присутствующие отреагировали на неоднократное упоминание такого термина, как свалка.

– Термин «свалка» сейчас можно использовать только в тесной привязке с термином «несанкционированная». Свалка – необорудованный земельный участок, это грубейшее нарушение закона. Размещение мусора на объектах, не внесенных в государственный реестр отходов, запрещено. Эта норма введена еще в 2008 году, в полной мере она заработала в 2014 году. С этого времени размещение отходов на свалках не только незаконно, но и при определенных обстоятельствах преступно. Объект размещения отходов – это специально оборудованное сооружение. То есть такой объект нужно строить, и не просто строить, а на основании проекта, прошедшего государственную экологическую экспертизу, после проведения специальных изысканий – экологических, геологических. Кроме того, должна быть система мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, – подчеркнул природоохранный прокурор.

У нас же, как констатировал выступающий, объекты, которые включены в государственный реестр, есть только в четырех муниципалитетах – Сыктывкаре, Воркуте, Усинске и Ухте и отчасти соответствует предъявляемым требованиям полигон в Усть-Вымском районе. Следовательно, в других муниципальных образованиях объекты, где размещаются отходы, не отвечают предъявляемым законом требованиям и функционируют незаконно. За это положена административная, а подчас и уголовная ответственность.

Далее Юрий Гудков привел несколько показательных примеров. Скажем, в Воркуте было возбуждено уголовное дело по факту незаконного захоронения отходов управляющих компаний. Напомнил он и прошлогоднюю историю в сыктывкарском поселке Седкыркещ, где перестали вывозить мусор. Примечательно, что, как только природоохранное ведомство возбудило административное дело, у администрации города моментально нашлись средства, чтобы организовать площадку для временного накопления отходов. В Корткеросском районе было вынесено постановление в отношении администрации поселка Подтыбок, которая разрешила сваливать мусор на территории государственного лесного фонда, то есть по сути незаконно распоряжалась федеральной собственностью. В итоге руководителей сельского поселения обязали ликвидировать несанкционированную свалку и провести на этом участке рекультивацию. Наконец, самый свежий пример касается площадки за Сыктывкаром, куда вывозятся снежные массы с улиц города. Делается это тоже незаконно, природоохранной прокуратурой вынесено соответствующее представление.

Кроме того, по мнению Юрия Гудкова, средства на строительство полигонов для ТБО расходуются неэффективно.

– Республиканская программа предусматривала выделение в 2012-2015 годах более 800 миллионов рублей. В том числе на реконструкцию восьми объектов размещения мусора, строительство 22 новых объектов и десяти площадок, на ликвидацию и рекультивацию 20 несанкционированных свалок. В итоге было освоено более 400 тысяч рублей, однако объекты по большей части так и не появились, и значит, цели программы не достигнуты. Установлены факты хищения средств. В ряде районов строительство поселенческих полигонов начато раньше, чем проведена госэкспертиза. Деньги на разработку проектов потрачены, а проекты не доработаны. В 2015 году в Корткеросском районе приобретена техника на сумму 75 миллионов рублей, хотя объект до сих пор не возведен и не функционирует. Техника используется не по назначению. Аналогичная ситуация в Сысольском районе, – сыпал критическими стрелами докладчик.

Задался прокурор и другими вопросами: почему при недостаточности средств так резко колеблется стоимость строительства полигонов – от 150 миллионов до 300 миллионов рублей? И почему в условиях дефицита бюджета явно недостаточные средства «размазываются» на несколько объектов?

– Может, лучше провести ревизию проектов и разработать один – типовой, соответствующий минимальным требованиям, и предложить его муниципалитетам? По моим данным, в других субъектах строительство сельских полигонов обходится в пять-шесть раз дешевле. Не везде нужна асфальтированная дорога к объектам, не везде нужны душевые кабинки.

Соответственно надо скорректировать региональную программу финансирования. Зачем выделять в этом году 10 миллионов на строительство объекта, если он стоит 150 миллионов?

Чтобы 15 лет его финансировать?

Свое выступление Юрий Гудков завершил ключевым вопросом: «Где на эти цели взять денег?» И сам же на него ответил: «Надо навести порядок с взиманием платы за негативное воздействие на окружающую среду. Например, в бюджет Сыктывкара в прошлом году в качестве такой платы поступило 15 миллионов рублей. А в целом долги предприятий, наносящих вред природе, составляют в регионе больше 100 миллионов рублей».

Далеко не все муниципалы согласились с претензиями надзорного ведомства. Эмоционально отреагировали, например, представители Корткеросской администрации. При нынешнем уровне финансирования на строительство новых полигонов, ликвидацию всех несанкционированных свалок и рекультивацию земель потребуется более тридцати лет, заявили они. Глава администрации села Выльгорт Валентина Бараксанова попросила республиканских законодателей обратить внимание на проблему частного сектора, жильцы которого по большей части не хотят заключать договоры на вывоз отходов, а предпочитают выбрасывать мусор в ближайшую канаву или лес.

Подводя итоги видео-семинара, модератор мероприятия, вице-спикер Госсовета Владимир Косов подчеркнул, что над проблемой обращения с отходами еще предстоит долго и кропотливо работать.

– Вопрос это очень важный, но вместе с тем болезненный и капиталоемкий, требующий совместных усилий представителей законодательной, исполнительной и муниципальной власти, контролирующих органов. И самое главное – ответственности жителей республики, – заключил вице-спикер.

Галина БОБРАКОВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Мусор наступает"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.