Сведения о 894 тружениках тыла из села Сизябск собрала Лидия Чупрова
Уникальный рукописный свод, содержащий подробные биографические сведения почти о девятистах тружениках тыла, составила жительница ижемского села Сизябск, бывший председатель сельского совета ветеранов, а ныне руководитель Ижемского филиала Общественной приемной главы Коми Лидия Чупрова. В трех больших томах она собрала данные о 894 своих земляках из Сизябска, а также входящих в сельсовет небольших деревень Брыка и Черноборская. Только вот эта рукопись существует в одном экземпляре. Корреспондент «Республики» побывал в гостях у Лидии Чупровой.
– Я начала работать над книгой более десяти лет назад, – рассказала собеседница. – Как раз тогда вышла на пенсию и решила осуществить свою давнюю мечту. Но оказалось, что собрать сведения обо всех тех, кто работал во время войны в Сизябске, Брыке и Черноборской – задача не из легких. Например, если человек умер еще в сороковых годах прошлого века, а родственников у него не осталось – у кого можно спросить про него? Но мы нашли сведения и о таких людях.
Свою работу Лидия Чупрова начала с составления списков и картотеки. Их данные постоянно пополнялись и обновлялись в ходе сбора информации. Хозяйка дома принесла из своего кабинета целую кипу тетрадей, фотографий, газетных вырезок и биографических карточек и рассказала о том, как шла кропотливая работа.
Из похозяйственной книги сельского совета 1938-1945 годов она выписала все хозяйства Сизябска, Брыки и Черноборской. Потом начались обходы земляков и работа в архивах. Но оказалось, что многие в деревне знают земляков только по прозвищам. Например, Михаила Артеева односельчане звали Зин Миш. Потом Лидия Чупрова уточняла и сверяла в загсе даты рождения и смерти, места проживания. Для достоверности все данные неоднократно перепроверялись. Она включила в книгу только тех, кто родился не позже 1931 года, то есть кому в год начала войны было уже хотя бы десять лет. Материал собирался по отраслям: работа в колхозе, оленеводстве, школе, промкомбинате, сплаве древесины и т.д. Таких, кто работал во время войны в селе, сейчас осталось немного, и далеко не у каждого есть удостоверение труженика тыла. Из 894 человек, представленных в книге, в живых остались только восемнадцать ветеранов.
– Я спрашивала и записывала годы жизни, места работы, – вспоминает Лидия Чупрова. – Опрашивала как самих тружеников тыла, так и их родных, знакомых и соседей, писала запросы в другие районы республики и регионы страны. Вечерами все систематизировала и приводила в порядок. Бывало, что всю ночь у меня свет горел – работа продолжалась до утра. Заодно собирала и фотографии героев книги. Когда основная часть материала уже была накоплена, то нужно было определить, в каком виде давать информацию о людях. О ком-то известно много, а о других мало. И я решила писать обо всех одинаково – ведь все они внесли свой вклад в победу.
Автор не стала включать в свою рукопись информацию о фронтовиках, так как о них уже можно прочитать в районной Книге памяти участников войны. Не попали в рукопись и выходцы из Сизябска, в годы войны жившие в других селах. В работе Лидии Чупровой помогали ветераны села, а также муж Владимир Филиппович и ее мать Гликерия Пантелеймоновна.
Воспоминания мамы вошли в приложение к рукописи: «Я начала работать в школе, когда мне не было еще 18 лет. В 1944 году перевелась работать в Сизябскую школу. Весь сентябрь школа работала в колхозе, поэтому учебный год начинался 1 октября. Работали и на каникулах, и в выходные дни, и после уроков. Электричества не было, поэтому занимались при свете лучины и керосиновых ламп. Не хватало школьных принадлежностей. Временами писали между строками старых книг. Дети и учителя ходили полуголодные. После получения похоронок ребята приходили в школу грустные, с заплаканными глазами. Мы не знали, как их утешить. Осенью младшие школьники вместе с учителями собирали колоски и сдавали на колхозный склад. Старшеклассники и учителя работали на жатве, молотьбе и других уборочных работах. Зимой – на вывозке навоза, весной – на заготовке веточного корма, собирали золу, выкапывали из-под снега солому для скота. Работали добросовестно. Так, нашего семиклассника Степана Канева наградили медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». У него не было ни одного пропуска ни во время каникул, ни в выходные, ни после уроков».
А вот что вспомнила про те тяжелые годы Мария Ануфриева: «В 1943 году назначили меня бригадиром полеводства. Летом работали на полях и стар и млад. Зимой одна на лошади возила продукты работающим в лесу за 37 километров от села. А ведь тогда мне не было еще и семнадцати лет. На обратном пути рубила дрова и везла домой и соседям. За одну зиму 38 раз ездила так в лес. Бывало, еду, а лошадь устала – не идет. Подкормлю ее, ложусь в сани и рыдаю навзрыд. Только через год мне дали напарницу. Жили впроголодь, но все делали для Победы».
Еще один из героев рукописи – Яков Чупров считает, что такая книга необходима, так как современные дети должны знать, какой ценой добыта победа, как работали их деды во время войны.
У Лидии Чупровой сохранилась и редкая фотография, на которой школьники Сизябска запечатлены на уборке урожая в сентябре 1941 года.
Приведена в рукописи и телеграмма жителей Сизябска товарищу Сталину. В марте 1944 года они собрали и отправили в Москву 85 тысяч рублей деньгами и 30 тысяч рублей облигациями. На эти деньги они просили построить танк, назвать его «Ижемский колхозник» и вручить лучшему танкисту. По поручению односельчан телеграмму подписал председатель колхоза «Трактор» Василий Чупров. В ответной телеграмме Иосиф Сталин передал северянам братский привет и благодарность от Красной Армии.
Удивительно, но автор даже не думала о том, что рукопись можно издать. Она написала ее в первую очередь для того, чтобы сохранить память о своих земляках, о тех, кто в тылу ковал победу. Со своей книгой она ходила на классные часы в школу, выступала на пленуме районного совета ветеранов, встречалась с советами ветеранов других сел. Школьники узнавали своих дедов и прадедов, бабушек и прабабушек. Автор этих строк также нашел на страницах рукописи своих прадеда, прабабушку, деда и бабушку. Оказалось, что рукопись интересна многим. И сейчас возник вопрос об ее издании.
Как рассказала «Республике» директор Ижемского районного историко-краеведческого музея Екатерина Хозяинова, во второй том «Книги памяти Ижемского района», вышедший пять лет назад, вошло несколько очерков, зарисовок и воспоминаний тружеников тыла. Но эта книга не могла вместить в себя материал обо всех тружениках.
– Очень важно, что составляются сборники об этих людях, испытавших всю горечь и потери военных лет, – отметила директор музея. – В сизябских рукописных книгах перечислены все труженики тыла, описана их трудовая деятельность, представлены фотографии жителей. Нам очень приятно, что Лидия Семеновна предоставила нам эти книги для копирования в фонды нашего музея. Думаю, что их нужно издать.
Руководитель администрации Ижемского района Любовь Терентьева также считает, что книгу о тружениках тыла нужно издать и что эта рукопись будет способствовать патриотическому воспитанию молодежи. Она заверила, что администрация района в этом году постарается найти средства на издание книги.
Другой проект, который Лидия Чупрова осуществила вместе с сельским советом ветеранов, – это памятник с именами всех похороненных в Сизябске участников Великой Отечественной войны. Монумент на сельском кладбище был открыт летом 2009 года.
– Деньги на памятник мы собирали всем миром, – рассказала Лидия Чупрова. – В работе участвовали Любовь Канева, Агния Чупрова, Анастасия Артеева, Надежда Артеева, Надежда Демидова, Наталья Канева, Анна Семяшкина, Александра Чупрова и Владимир Чупров. Село разделили на десять участков. С ведомостью сбора денег члены совета ветеранов входили в каждый дом своего участка. Пожертвовали кто сколько мог: кто 20 рублей, а кто-то и тысячу. Каждая семья внесла посильный вклад. Поддержали нас СПК «Ижемский оленевод и К» и магазин «Пера». Так и собрали средства на памятник. Всего 43 550 рублей. Тщательно уточнили списки фронтовиков для внесения их фамилий на памятник. Почетный гражданин Сизябска Валерий Чупров заказал памятник в Ухте, а доставил монумент Иорген Семяшкин. Всего из Сизябска на фронт ушли 547 человек. 248 из них погибли на войне. Из вернувшихся домой фронтовиков уже никого не осталось в живых. Почти все они похоронены на сельском кладбище. Сейчас на общем памятнике 118 фамилий, будут вписаны еще две.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Лидия Чупрова в конце своей книги выражает искреннюю признательность и огромную благодарность труженикам тыла, детям войны
Ануфриевой Марии Константиновне
Артеевой Глафире Федоровне
Артеевой Таисии Пантелеймоновне
Каневу Автону Григорьевичу
Каневой Александре Автономовне
Каневой Гликерии Пантелеймоновне
Каневой Наталии Ефимовне
Каневой Таисии Федоровне
Семяшкиной Клавдии Гавриловне
Терентьевой Агнии Федоровне
Терентьеву Александру Федоровичу
Терентьевой Евгении Александровне
Чупрову Акиму Афанасьевичу
Чупровой Вассе Семеновне
Чупрову Василию Ивановичу
Чупрову Ивану Ефимовичу
Чупровой Миропии Ефимовне
Чупрову Николаю Петровичу
Чупрову Якову Иосифовичу
за сведения о тружениках тыла; Каневой Марии Ивановне и Терентьевой Любови Ивановне за помощь в сборе материалов для Книги Памяти.
Какие молодцы ! И светлая память уже ушедшим !
Дело нужное, память на века, Спасибо всем!