Наука жить по средствам

Муниципалы учились грамотной экономии и оптимизации расходов

В четверг Совет руководителей Советов республики провел семинар в режиме видеоконференции на актуальную для всех муниципалитетов тему – «Формирование бюджетов муниципальных образований в современных условиях». Цель мероприятия – научить, как и на чем, учитывая сокращение поступлений в казну, можно сэкономить, избавиться от неэффективных расходов и привлечь дополнительные средства.

IMG_9720 Шатохин

Как напомнил первый докладчик – председатель бюджетного комитета Госсовета Коми Дмитрий Шатохин, до того, как бюджет 2016-2018 годов был принят на ноябрьской сессии, парламент региона подробно рассмотрел 16 госпрограмм. Итогом этой работы стало подписание протокола согласительной комиссии, в котором значились 23 предложения Государственного Совета правительству Коми.
– Сам по себе протокол – пример того, как можно найти компромисс по доходной и расходной части, – отметил Дмитрий Шатохин, давая коллегам из муниципалитетов подсказку, что они могут действовать аналогичным образом у себя на местах.Из этих 23 предложений восемь непосредственно затрагивают интересы муниципалитетов и направлены на повышение эффективности и экономии бюджетных средств. О каждом из этого списка было сказано особо.Во-первых, правительству рекомендовано организовать координацию работы органов исполнительной власти по корректировке госпрограмм и дополнению их мероприятиями по максимально полному привлечению финансов из федерального бюджета.
– Это то, что отмечал врио главы республики, – максимальное участие в федеральных программах, в связи с тем, что наши возможности в доходах достаточно ограничены, – напомнил руководитель бюджетного комитета. – В конце 2016 года эффективность работы органов исполнительной власти будет оцениваться и по этому критерию тоже – сколько удалось привлечь федеральных средств.В этом же пункте в качестве приоритетного направления значится участие в федеральной программе «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы». Финансово это очень объемная программа, поскольку речь идет о строительстве новых школ, что подразумевает федеральное софинансирование.Второй пункт из перечня касается разработок по переходу на сжиженный газ в тех населенных пунктах, обеспечить которые сетевым природным газом не планируется. Заодно будет осуществлен перевод общественного транспорта на газомоторное обслуживание. Уже создана межведомственная рабочая группа, которая должна выработать концепцию развития производства сжиженного газа. Этот вопрос особо актуален для пяти муниципальных образований.Следующий пункт посвящен энергосберегающему уличному освещению, в том числе в рамках госпрограммы «Развитие строительства жилищного комплекса», а также при участии энергоснабжающих организаций РК. Четвертое – правительству региона поручено проработать вопросы обеспечения земельными участками, предназначенными для индивидуального жилищного строительства, в том числе для льготной категории граждан, инженерной и дорожной инфраструктурой. Это, кстати, одно из направлений, где республика будет стремиться получить дополнительные субсидии по федеральной госпрограмме «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса».Пятым пунктом значится «внесение изменений в методику расчета размеров субвенций, выделяемых на компенсацию расходов, понесенных органами местного самоуправления муниципальных образований, связанных с выполнением государственных полномочий». Таких полномочий на муниципальный уровень передано немало, и на последней сессии Госсовета их еще добавили. Средств на выполнение полномочий, к сожалению, не хватает, поэтому пересмотр методики расчетов сейчас жизненно необходим. Ряд муниципалитетов уже направили на этот счет свои предложения.Далее предлагается провести анализ безопасности автодорог и определить приоритетные участки, на которых нужно оборудовать искусственные неровности и пешеходные переходы. В том числе рассмотреть выделение в 2016 году субсидий муниципальным образованиям на реализацию малых проектов в дорожной сфере. Это следует учесть при распределении расходов муниципальных дорожных фондов.И, наконец, седьмой-восьмой пункты касаются передачи министерству архитектуры и строительства Коми функций по капитальному строительству объектов. Полностью отвечать за все стройки гособъектов минарх начнет с 1 января 2017 года. Напомним, функции застройщика несколько раз переходили отраслевым министерствам, которым приходилось увеличивать свои штаты за счет приглашения специалистов по строительству, но недостатков при приемке объектов меньше не становилось. Сейчас вновь решили вернуть эти обязанности министерству архитектуры и строительства. При этом правительству и органам МСУ предложено при строительстве социальных объектов максимально широко использовать линейку типовых проектов. Это позволит значительно ускорить процесс проектирования, прохождения госэкспертизы, а главное – существенно сократить бюджетные затраты. Контрольно-счетная палата Коми в своих отчетах нередко указывала, что в одних и тех же муниципальных образованиях почему-то используются разные проекты, хотя условия сходные.Еще больше конкретики и разъяснений содержало выступление заместителя министра финансов региона Алексея Маегова.
– Основные задачи бюджетной политики изложены в бюджетном послании президента России и майских указах – это социальная направленность расходов, повышение эффективности оказания государственных и муниципальных услуг. Поскольку доходы, которые ранее планировались, сокращаются, не обойтись без оптимизации государственных расходов. Надо выявлять резервы и перераспределить ряд расходов в пользу наиболее приоритетных направлений. Естественно, что такая реструктуризация невозможна без проведения структурных реформ в социальной сфере, – сказал во вводной части своего доклада замминистра финансов и сразу же перешел к конкретике. – Что у нас на повестке дня? Это повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации государственных и муниципальных организаций, сокращения численности госслужащих. Не секрет, что из-за географического положения нашей республики, огромной ее протяженности сеть бюджетных организаций у нас обширная, большое число государственных служащих. Сейчас необходимо менять приоритет в работе с населением, поскольку невозможно поддерживать неэффективную сеть бесконечно, мы должны концентрировать расходы. Если сократить количество муниципальных образований (речь ни в коем случае не идет о сокращении сел и поселений), то это позволит сразу уменьшить количество госслужащих. Надо объяснять людям, что это не повлечет за собой уменьшения количества госуслуг и ухудшения их качества. В тех селах, где будут ликвидированы администрации – а у нас уже есть такие прецеденты, – должны оставаться специалисты. То есть оптимизируя административный аппарат, мы не бросаем людей.Замминистра финансов обратил внимание на не очень приятную тенденцию последних лет – непропорциональный рост расходов и доходов: расходы республики с 2007 года увеличились в два с половиной раза, на 38 миллиардов рублей, а доходы – всего в два раза, на 23 миллиарда. На этой разнице фактически вырос наш государственный долг. Муниципальный долг выглядит не столь критичным, но если смотреть отдельно по муниципальным образованиям, то среди них есть достаточно проблемные.
– Такая тенденция должна быть нами рано или поздно переломлена, – указал Алексей Маегов. – Нам надо выйти на бездефицитный бюджет, а в дальнейшем на профицитный. Пока же рост доходов может происходить в основном за счет оптимизации расходов, иными словами – надо жить по средствам. Одна из существенных статей расходов – обеспечение жильем детей-сирот. На выполнение этих полномочий у муниципалитетов хронически не хватает средств. Особенно трудно приходится Сыктывкару, поскольку сироты стремятся обосноваться именно в столице. Алексей Маегов обнадежил муниципалов: Правительство Республики Коми работает над тем, чтобы с 2017 года эти полномочия передать на республиканский уровень. Еще одна затратная статья расходов – строительство различных объектов. Докладчик напомнил, что в кризисные времена количество строек будет сокращено. Главное, что сейчас необходимо, – достроить то, что уже начато и находится в высокой степени готовности. Что касается нового строительства, то оно тоже будет, но помощь из республиканского кошелька получит тот, кто сам что-то делает, своими силами привлекая всевозможные ресурсы.Говоря о повышении эффективности госрасходов, Алексей Маегов вновь упомянул такую статью, как содержание государственного аппарата. Численность работников бюджетной сети и объем оказываемых госуслуг должны быть взаимосвязаны. Расходы на управление могут быть уменьшены, в том числе и путем сокращения юридических лиц – организаций, привязанных к администрациям.Подробно было рассказано и о структуре формирования доходной части муниципальных бюджетов. Особенно полезной такая информация оказалась для депутатов-новичков, которые узнали, что 75 процентов доходов местной казны – это НДФЛ – налог на доходы физических лиц, и еще 25 процентов добавляет республика в виде субсидий, трансфертов и так далее. Наилучшая бюджетная обеспеченность среди МО в республике – у Усинска, меньше всего пополняется казна Усть-Цилемского района. На выравнивание этих показателей направляются средства республиканской казны.Закончив свое выступление, докладчик ответил на вопросы муниципалов. Одна из поднятых тем – перераспределение бюджетных средств – оказалась настолько сложной и важной, что модератор мероприятия – вице-спикер Госсовета Александр Макаренко предложил обсудить ее отдельно на рабочем совещании.
Галина Владис
Фото Дмитрия Напалкова

IMG_9703

Добавить комментарий