Лидия Некучаева: «Не соглашайтесь на зарплату в конвертах»

Федеральная служба по труду и занятости в целях обеспечения исполнения поручения заместителя председателя правительства России Ольги Голодец издала приказ об активизации работы по легализации трудовых отношений граждан. О том, каким образом реализация этого приказа отразится на работниках и работодателях, «Республике» рассказала временно исполняющая обязанности руководителя Гострудинспекции Коми Лидия Некучаева.

IMG_9952

– В функции вашего ведомства входит контроль над соблюдением трудового законодательства. Этот приказ как-то расширяет сферу контроля?
– Функции остались те же, просто у нас появилось новое законное основание для проведения проверок в хозяйствующих субъектах. Этим основанием для нас служит информация, которую должны направлять в Гострудинспекцию республики специально созданные на местах межведомственные комиссии по легализации трудовых отношений, вопросам неформальной занятости, выплаты заработной платы не ниже установленных норм. По информации, которую в Гострудинспекцию будут предоставлять муниципальные комиссии, инспекторы вправе выходить на проверки для того, чтобы подтвердить либо опровергнуть факты неправильно оформленных трудовых отношений. Эту задачу правительство России сегодня поставило перед всеми субъектами в целях защиты прав работников, так как граждане, не устроенные на работу официально, очень многое теряют в части социальных льгот.
В частности, в случае болезни они лишаются оплачиваемого больничного листа, не имеют возможности получать различные социальные выплаты, справки для получения льгот, компенсаций и т.д. От несоблюдения работодателем трудового законодательства страдает и бюджет государства, который недополучает перечисления в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. А все из-за того, что некоторые работодатели платят своим сотрудникам даже не серую зарплату, а просто в конвертах, потому что работники у них официально вообще нигде не числятся. В связи с этим российским правительством было дано поручение активизировать работу надзорным органам, органам власти субъектов и органам МСУ на местах. Республиканская комиссия у нас уже собиралась, был выдвинут ряд предложений о том, как нам работать.
Задачи комиссий при ОМСУ – устанавливать факты неформальной занятости путем проведения рейдов, опросов населения. Например, кто-то работает у индивидуального предпринимателя совсем без оформления, и об этом узнают члены комиссии. У этого гражданина интересуются, хочет ли он оформить трудовой договор, разъясняют ему его права, что он теряет и что приобретает при оформлении трудовых отношений. Затем эта информация направляется в Гострудинспекцию Коми, после чего на основании этой поступившей информации инспектор выходит с проверкой в организацию, где этот человек работает. А если, к примеру, он работал неофициально и его уволили, информация может быть направлена в органы прокуратуры, поскольку в этом случае прокуроры вправе обратиться с исковым заявлением в суд для восстановления и защиты прав гражданина. Также Гострудинспекция оказывает методическую помощь, вся необходимая информация по трудовому законодательству размещена на нашем сайте.
– А насколько часты факты нелегального трудоустройства?
– За десять месяцев этого года Гострудинспекцией Республики Коми заключено 1780 трудовых договоров.
– За этими договорами стоят люди, которые ранее работали неофициально?
– Да. Они работали без оформления трудового договора. Кроме того, инспекторами было проведено 90 проверок, выдано 72 предписания. Сумма заработной платы, выплаченная работникам, с которыми заключены договоры, составляет четыре миллиона 470 тысяч рублей. В отношении работодателей, которые нарушали трудовые права работников, наложено 87 административных штрафов на общую сумму три миллиона 410 тысяч рублей. За что они наказаны? За то, что привлекают к труду работников на основе гражданско-правовых договоров, а по закону должны оформить трудовые отношения.
– А чем отличается граждан-ско-правовой и трудовой договоры?
– Гражданско-правовой заключается для выполнения какой-либо одной работы (услуги), например, нужно выполнить какой-то определенный объем работ, и для этого временно нанимается человек за определенную оплату. А трудовой договор предполагает бессрочные отношения, требует от работника подчинения правилам внутреннего распорядка. Фактами, подтверждающими наличие трудовых отношений, являются также и инструктажи по охране труда, которые проводит работодатель, выдача работникам спецодежды. И если работник вдруг получит травму на производстве, при наличии у него трудового договора он более защищен.
– Кто чаще всего грешит нарушением трудового законодательства и нанимает работников без заключения трудового договора? Частные предприниматели? Или крупные работодатели это тоже допускают?
– Конечно, это в основном представители малого бизнеса, фермеры, ну и очень часто – строительные организации, торговля, служба такси.
– Допустим, приходит комиссия, обнаруживает факты такого беззакония. Но разве можно заставить работодателя принять кого-то официально на работу? В конце концов, он может сказать: «Ну, тогда мне этот работник не нужен, я лучше с ним попрощаюсь».
– Конечно, он может это сделать. Но работодателю тоже нужно объяснить, что в случае, если не будут заключены трудовые договоры, он может быть привлечен к административной и уголовной ответственности. Доказать факты неофициального трудоустройства нам бывает непросто, потому что зачастую людям просто не хочется думать о том, что их ждет впереди. Получают себе зарплату в конверте и получают: все лучше, чем ничего.
– Я думаю, работникам и самим невыгодно доносить на такого работодателя. Работу найти не всегда так просто, а если ты молод, то о пенсии думать еще совсем не хочется. Да ведь при хорошей зарплате на пенсию можно и самому откладывать.
– Ранее Гострудинспекция региона также проводила проверки по фактам незаконного заключения договоров гражданско-правового характера либо выплаты зарплаты, которая ниже минимального размера оплаты труда. Основаниями для проверок служили обращения граждан либо предоставляемые налоговой службой и пенсионным фондом (в рамках межведомственного взаимодействия) списки таких нерадивых работодателей. А сейчас с помощью межведомственных комиссий мы активизировали еще и информационную работу, чтобы граждане понимали свои права и выгоды и сами обращались в Гос-трудинспекцию, если с ними неправильно заключен договор или вообще не оформлены трудовые отношения.
– Вы сказали, что выходите на проверки по сигналу комиссий. А они откуда берут эти факты?
– Я уже сказала, что межведомственные комиссии созданы во всех муниципалитетах, есть и республиканская комиссия. Задача комиссий – работа с населением. К примеру, в районе, где обычно почти все друг друга знают, появляется информация, что где-то граждане привлекаются к работе неофициально. В такси, например, или на лесозаготовках. Члены комиссии выясняют конкретного работодателя, который этим занимается, а потом информация обобщается и направляется к нам.
– А сами-то граждане часто жалуются на работодателей? И в чем суть их жалоб?
– Часто. Обычно жалуются на задержки заработной платы. Очень много жалоб на маленькую зарплату и на ее снижение в части стимулирующих выплат, премий. Работодатели в последнее время стали «ужиматься».
– А как за это наказывать? Сейчас на всех предприятиях идут процессы оптимизации расходов.
– Мы проводим разъяснительную работу, приглашаем работодателей на республиканскую комиссию с целью убедить их выплачивать зарплату не ниже прожиточного минимума. Они потом отчитываются перед комиссией за то, как выправили положение. За истекший период 2015 года по сведениям, поступившим в Гоструд-
инспекцию, 95 хозяйствующих субъектов, которые платили заработную плату работникам ниже прожиточного минимума, на сегодня уже зарплату подняли.
– Вот, допустим, приходит комиссия на предприятие. И пусть даже там есть работники, не оформленные официально. Как вы можете установить этот факт?
– Конечно, никак. Только по жалобе самих работников. Поэтому мы и стараемся достучаться до самосознания людей.
– Людей можно понять: они боятся потерять работу. К тому же в конвертах-то они, может, больше получают, чем им стали бы платить при законном оформлении.
– Поэтому и результат выявления нарушений закона у нас пока не очень высокий. Боятся люди. Но даже если человек получает неплохую неофициальную зарплату, то это ведь сейчас и разово, а когда заключен трудовой договор, он же еще и соцпакет будет получать. Это же социальные гарантии. Опять же подросткам, которые поступили на работу, работодатель должен оформить трудовую книжку. Им ведь тоже надо зарабатывать стаж. Поэтому мы выходим в школы, колледжи, техникумы и разъясняем ребятам необходимость заключения трудового договора. Людей надо просвещать в вопросах трудового законодательства, иначе мы так никогда и не искореним факты нарушения трудовых прав. Ведь работник, не заключивший трудового договора с работодателем, по сути остается бесправным. Его в любой момент могут попросить с работы без объяснения причин.
Беседовала Галина ГАЕВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Лидия Некучаева: «Не соглашайтесь на зарплату в конвертах»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.