Екатерина Рыжова: «Страхи нужно проговаривать»

От стресса сегодня не защищен никто, а особенно дети. Причин для стресса у ребенка куда больше, чем у взрослых. Беда в том, что подчас дети переживают свою проблему в полном одиночестве, а родители тем временем либо не замечают изменений в психике своего ребенка, либо списывают это на временные капризы. О том, что такое детский стресс, как разглядеть его и как вывести ребенка из круга его душевных терзаний, в интервью «Республике» рассказала психолог Республиканской детской больницы Екатерина Рыжова.

IMG_9976

– В детской больнице есть невролог и психиатр, а каковы функции психолога?
– В консультативную поликлинику больницы часто приезжают родители с детьми из районов, ведь далеко не в каждой сельской школе есть психологи. Нередко требуется просто определить уровень интеллекта ребенка, чтобы в дальнейшем педагоги могли решить, где ему лучше учиться дальше – в обычной школе или коррекционной. Или выяснить, например, почему ребенок стал прогуливать, почему не усваивает школьную программу. Поначалу дети идут к неврологу, который оценивает ситуацию и решает, куда отправить ребенка – к психиатру или психологу.
– И в чем же чаще всего кроются причины «необучаемости»?
– По-разному. Возможно, у ребенка проблемы с вниманием или он гиперактивный, ему трудно усидеть за партой 40 минут, трудно сосредоточиться.
– Вы с первого взгляда можете определить, что с ребенком что-то не так?
– Что-то сразу бросается в глаза: тревожность, замкнутость, подозрительность, подавленность. Если ребенок затравлен, он не будет смотреть в глаза, он сидит, практически не двигаясь, что называется, еле дышит. А рядом активная мама, которая тут же начинает рассказывать, как у них все плохо, плохо, плохо. Или наоборот, ребенок тревожный, не может усидеть, руки ходуном ходят, глаза бегают.
– Слово «подавленность» отвечает само за себя. Это связано с насилием в семье?
– Чаще всего мы сталкиваемся с проблемами детско-родительских отношений. Совсем не обязательно, что это насилие или жестокость в семье. Просто зачастую родители совершенно далеки от педагогики, не понимают основ воспитания ребенка и воспитывают его так, как воспитывали их. Порой просто не совпадают темпераменты: ребенок спокойный, может, даже астеничный, а родители активные, энергичные, вечно спешащие. Они беспрерывно поторапливают ребенка: быстрее, быстрее, быстрее! Ребенок в ответ обижается, вредничает. Вместо того чтобы идти навстречу, близкие люди начинают, напротив, друг другу мешать. Это при том, что ребенок очень любит и маму, и папу, а они любят его. Но общий язык они в семье найти не могут.
Дети часто отражают и то, что является проблемой родителей. В семье что-то не так, и ребенок демонстрирует это своим поведением. Нередко семья обращается к психологу с проблемой ребенка, а выясняется, что работать нужно со всеми. Ребенок чувствует проблемы родителей на бессознательном уровне, и он может транслировать то, что родители их не решают.
Или если вернуться к школьной успеваемости. Родители школьников часто не учитывают физиологические особенности ребенка. Если ребенок ослаблен, он не может сосредоточиться, отключается на уроке, не может следить за речью преподавателя, быстро теряет внимание, и не исключено, что изначально у него была неврологическая проблема. Возможно, это последствия родовой травмы, на которую вовремя не обратили внимания, или какое-то заболевание, перенесенное мамой во время беременности. И потом и родители, и учителя порой не учитывают один важный момент: энергетика у всех разная, кто-то может за пять уроков «горы свернуть», а для кого-то это слишком большая нагрузка, и после уроков он будет как выжатый лимон.
– Так что же это такое – детский стресс?
– Это механизм психологической защиты внутреннего мира ребенка, когда по каким-то причинам нарушается привычный ход вещей и ребенок находится в состоянии растерянности. Стресс может быть вызван первым походом в детский сад или школу, переездом, разлукой с кем-то из близких. Один из самых сильных стрессовых факторов – развод родителей.
– Как можно диагностировать стресс у ребенка?
– По всей видимости, сначала надо определить его причину. А для этого нужно проанализировать, когда родители или педагоги стали замечать первые признаки стресса и какие события могли стоять за изменениями в поведении ребенка. Стоит обратить внимание на возможные соматические проявления: навязчивые движения, горловые «кхеки», то есть ребенок все время как бы подкашливает, или он стал грызть ногти. Или малыш пошел в детсад, и у него обнаружились проблемы с горшком. Задержка стула, ночные истерики, тревожный сон, участившиеся простуды – все это может свидетельствовать о том, что ребенок переживает стресс.
– Если ребенок в детском саду не контактирует с детьми, старается держаться сам по себе, это проблема?
– Проблема. Ребенок не доверяет другим или не умеет общаться. Если дело в неумении общаться, это можно решить через игру. Возможно, у малыша замкнутые родители или они находятся под действием следующих установок: «Не связывайся», «Ты уникален», «Ты идеален», «Ты другой».
– Если ребенок агрессивен, то проблему тоже нужно искать в семье?
– Тема детской агрессии огромна, и сказать однозначно тут невозможно. В своей работе я сначала анализирую стиль воспитания родителей, взаимоотношения между родителями, наследственность, события из жизни ребенка, его опыт общения. Учитывается и родительский опыт общения. И чаще всего начинаю с вопроса, как часто ребенка обнимают, говорят ему ласковые слова.
Вполне возможно, что ребенок растет с чувством уязвимости, небезопасности, тревоги в силу того, что родители испытывали двойственные чувства и сомневались, рожать или нет, а ребенок чувствовал это и испытывал угрозу своему существованию, и это его внутренний конфликт, который он постоянно проживает. Как правило, такие дети любят рисовать войну, столкновение миров, любят мультики, где есть воинственные сюжеты.
– Многие из тех, кто в детстве побывал в больничном стационаре, наверняка помнят свои ощущения. А как можно настроить ребенка на необходимость лечиться в больнице, тем более когда рядом нет близких?
– Главное, ничего не скрывать, необходимо объяснить, для чего это надо, что там будет происходить. Чем больше ребенок узнает о режиме больницы, о том, что будут делать с ним и сколько он там пробудет, тем легче он переживет процесс лечения. В первую очередь нас пугает неизвестность. Но вера родителей и адекватное их отношение к стационару как к чему-то обычному помогут настроить ребенка на спокойное пребывание в больничных стенах. А когда родители беспрерывно трясутся, дергаются, в тревоге названивают своему чаду: «Как ты там? Не обижают ли тебя?» – то, естественно, ребенок тоже начинает переживать, ведь если мама волнуется, значит, есть из-за чего волноваться.
Стоит учесть важный момент: отношение к врачам, к медперсоналу, к процедурам чаще всего дети «берут» от взрослых.
– Вы сталкивались со «сложными» ситуациями в больнице, когда ребенок, проходящий лечение в стационаре, действительно нуждался в помощи психолога?
– Да, был случай. Ко мне обратились врачи по поводу девочки-подростка, которая ревела практически день и ночь напролет. Мы поработали с ней, выяснилось, что у ребенка очень много накопилось, она пережила несколько смертей, а помимо того, из-за травмы переживала страх стать инвалидом, как один из ее родственников. Девочка очень боялась повторить судьбу родственника. Такая «нагрузка» – слишком много для одного ребенка. Мы в первую очередь убрали этот страх, который был совершенно напрасным, а со страхом, кстати, ушли и боли. В процессе общения девочка выплакала всю ситуацию. Это очень важно: проживание, проговаривание горя. Не нами замечено: если человек находится в страхе за свое здоровье, то процесс излечения идет медленно. И напротив, если ребенок спокойно принимает лечение, думает о том, что вскоре он вернется в школу, встретится со своими одноклассниками, он и выздоравливает быстрее.
– Сегодня очень большое внимание уделяется дорожной безопасности, большая работа в этом плане ведется с детьми. Дорожно-транспортные происшествия редко обходятся без жертв, нередко в аварии попадают дети, у которых потом появляется страх перед машинами, да и вообще перед дорогой. Как участникам или свидетелям ДТП – и взрослым, и детям – психологически восстановиться, как убрать страхи и вернуть их в состояние равновесия?
– Если в ДТП попал ребенок и у него появились страхи, беспокойство, то нужно проговорить с ним всю ситуацию. Рассмотрим ситуацию, когда ребенок угодил или чуть ли не угодил под колеса машины. Нередко дети сами провоцируют ДТП, выбегая на дорогу в неположенном месте. И случилась ли авария, не случилась – в любом случае, если, конечно, мы ведем речь о нетяжких физических последствиях, и водитель, и ребенок могут переживать после этого психологический стресс.
Если ребенок после этого испытывает страх, беспокойство, ночные кошмары, с ним необходимо общаться только поддерживающим тоном: «Конечно, это ужасно, и водитель, наверное, тоже был не прав. Но ведь и ты был не слишком внимательным. Знаю, что в следующий раз ты будешь более внимательным и никогда не выйдешь на дорогу там, где нет пешеходного перехода».
У нас есть время проживания психологического стресса, обычно это месяц, возможно, кому-то нужно и больше времени. За это время основные симптомы – слезливость, тревожность, вздрагивание, беспокойство и т.д. – угасают. Но и ребенок, и взрослый нуждаются в поддержке. В первую очередь переживание стресса – это проговаривание ситуации, желательно, чтобы рядом с человеком, попавшим в беду, находились близкие, заботливые, понимающие люди. Нельзя оставлять человека, пережившего аварию, наедине с собой. Необходимо дать ему возможность выговориться.
– Может, вы также дадите и совет для взрослых, для тех, кто переживает стресс после ДТП и боится снова сесть за руль?
– Есть такой прием: нужно попытаться восстановить всю аварию в мельчайших подробностях, вспомнить события, которые происходили до и после ДТП. Попытка вообще избавиться от воспоминаний, прогнать от себя эти мысли только ухудшит состояние. Прокручивая аварию, нужно мысленно представить, как в последний момент какая-то неведомая сила предотвратила беду, как удалось удачно вывернуть руль. Такой тренинг помогает водителям выйти из депрессии. А если появился страх снова сесть за руль, нужно вспомнить, как человек начинал обучение в автошколе, какие положительные эмоции испытывал он при этом. Можно в присутствии близкого человека или психолога сесть за руль, запустить двигатель, проделать все манипуляции, которые обычно делались перед тем, как двинуться с места. Потом попытаться проехать в безлюдном месте, поделиться с кем-нибудь своими ощущениями. Дальше – больше: попробовать проехать привычным маршрутом. И только на заключительном этапе, когда страх ушел, можно попробовать выехать одному.
– А можно ли в принципе избежать аварий? Может быть, развивая интуицию?
– По поводу интуиции вряд ли отвечу, но развить внимательность можно. Сегодня нередко видишь, когда люди, переходя дорогу, разговаривают по телефону. Или кто-то абсолютно бездумно начинает переходить дорогу, не учитывая, что ему нужно перейти несколько полос, а машины движутся в разных направлениях. Нередко наблюдаю, как человек в надвинутом капюшоне переходит дорогу и, понятно, видит только то, что у него впереди. Уверена, что внимательность, осторожность как у детей, так и у взрослых гораздо важнее интуиции.
Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова

Оставьте первый комментарий для "Екатерина Рыжова: «Страхи нужно проговаривать»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.