Пятница, 13-е, по-усть-вымски

Сергей Гапликов призвал бороться с «иждивенческими настроениями»

С положением дел в Усть-Вымском районе знакомился врио главы Коми Сергей Гапликов в пятницу, 13 ноября. Для муниципальных властей зловещее совпадение даты с днем недели действительно ничего хорошего не принесло – в финале поездки руководитель региона щедро «отсыпал на орехи» за разные огрехи. А учитывая тот факт, что рабочий визит проходил в контексте задержания мэра Инты Павла Смирнова и комментария Сергея Гапликова об отсутствии в республике «неприкасаемых» чиновников, можно предположить, что прошедшая пятница погубила немало нервных клеток у муниципалов.

PSV_7404

Снова о воде
Между тем нельзя сказать, что Усть-Вымский район сейчас в числе антилидеров среди муниципалитетов, экономическая и социальная ситуации здесь хоть и не блестящие, но и не критические. Проблем и промахов у нас, увы, хватает везде.
Едва ли не главный острый вопрос района, конечно, водоснабжение города Микуня. Речь идет и о количестве воды, и о ее качестве. Из того, что на сей раз рассказали и показали Сергею Гапликову, пока можно сделать вывод, что особой определенности в намеченных путях решения проблемы пока нет, есть разные проекты разной степени стоимости. В частности, врио главы продемонстрировали заснеженное пространство, скрывающее место реализации одного из проектов – строительства водохранилища на реке Шежамке. Здесь планируют соорудить «чашу» на миллион кубов воды, этого хватит, чтобы питать Микунь в течение восьми месяцев, если снабжение из других источников по какой-то причине прекратится, то есть речь идет скорее об «аварийном», а не основном варианте водоснабжения. Сейчас здесь уже проведены подготовительные работы – убран лес, проложены подъездные пути, в следующем году планируется возведение плотины.
На вопрос Сергея Гапликова о других путях решения проблемы водоснабжения председатель совета района, он же представитель «Газпром трансгаз Ухта» Дмитрий Перегудов, ответил, что в качестве основного варианта стоит рассматривать Чубское месторождение подземных вод, которое может давать до пяти кубометров в сутки. Этот вариант предпочтительнее, по его словам, еще и потому, что вода в Шежамке не соответствует нормам по мутности, цветности и содержанию различных примесей.
В результате Сергей Гапликов счел, что однозначное решение по водоснабжению принять нельзя, задачу надо решать комплексно, просчитать все варианты.
Над чашей бассейна
После обсуждения темы водоснабжения врио главы с сопровождающими его представителями муниципалитета логично переместился к будущему крупному потребителю этой самой воды – строящемуся спорткомплексу с бассейном в Микуне. Это спортсооружение сейчас готово на треть. На фундаменте уже стоят металлические конструкции – каркас строения, проведены работы по устройству чаши бассейна, проложены наружные инженерные сети, начали поднимать стены.
Чтобы оценить масштаб стройки, Сергею Гапликову предложили подняться по крутой деревянной лесенке и сверху взглянуть на чашу бассейна. Примерно две трети сопровождающих его лиц тоже пожелали участвовать в инспекции объекта. Прочие решили, что излишняя толчея на стройплощадке – дело опасное, и остались внизу, обсуждая проект узким кругом. Речь шла в том числе и о воде, которой для функционирования бассейна будет вполне достаточно, но вот на вид она непрезентабельна.
– Да нормальная это вода. Я сама ее столько лет пью, и пить буду, и детей своих пою. И ничего. Ну, может, умру лет на пять раньше, – несколько парадоксально убеждала в качестве воды одна из оставшихся у подножия бассейна дам. – А цвет у нее такой из-за того, что в воде корешки всякие, но это в основном весной и осенью. А зимой вода белая как снег!
При этом дама махнула рукой в сторону заснеженной обочины. Фигура речи получилась так себе. Во-первых, потому что цвет потоптанного снега оставлял желать лучшего, во-вторых, потому что вода все-таки должна быть прозрачной, а не белой.
Тем временем Сергей Гапликов спустился с верхотуры и заявил, что минархстрою Коми нужно проверить эффективность расходования государственных средств на этой стройке, «вплоть до запятой», а дальше уже думать, как доводить этот объект до готовности. Общая стоимость проекта составляет порядка 500 миллионов рублей. Кроме того, по мнению руководителя региона, муниципальные власти должны доводить до сведения местных жителей, что такой замечательный спорткомплекс – это еще и большая финансовая ответственность, которая ляжет на район. И вообще, будет ли окупаться этот бассейн, насколько активно его будут эксплуатировать? Руководитель районной администрации Василий Лютоев немногословно выражал согласие со сказанным.
Социализация трудом
Затем делегация направилась в находящуюся на территории Микуня исправительную колонию №31, где осмотрели условия содержания «постояльцев», производственные помещения, а врио начальника УФСИН России по Коми Александр Матвеенко рассказал о функционирующих в регионе исправительных учреждениях (их у нас двадцать), их заполняемости (примерно на 50 процентов), текущей и грядущей реорганизации учреждений. Целью рассказа Александра Матвеенко, конечно, было не сообщить сенсационные новости, а ознакомить врио главы – человека в регионе нового – с положением дел. Поэтому проблемы поднимались большей частью давно известные, например, социализация освободившихся.
Из исправительных учреждений в Коми в год выходят порядка пяти тысяч человек, примерно 55-65 процентов остаются жить в регионе. Но при этом у многих возникают проблемы с трудоустройством, социальной адаптацией. Поэтому важно развивать систему специализированных центров, где бывшим заключенным помогут начать новую жизнь. Также в качестве иллюстрации положительного влияния труда на социализацию врио начальника УФСИН по Коми рассказал об опыте сотрудничества между ИК-31 и Жешартским фанерным комбинатом. Подписан договор о предоставлении рабочей силы из числа осужденных поселенцев, каждый день на комбинате работает около 180 человек такого «спецконтингента». Дело это взаимовыгодное, так как, во-первых, комбинат решает вопрос с недостатком рабочих рук, а во-вторых, осужденные получают вполне приличную зарплату. Дабы не возить поселенцев на работу из колонии и обратно на немалое расстояние, под общежитие переоборудованы два этажа здания, находящегося на территории комбината. 23 осужденных, выйдя на свободу, остались работать на производстве, а десять из них даже создали семьи в Жешарте. Руководство регионального УФСИН полагает, что жешартским опытом по трудоустройству осужденных можно воспользоваться и в других населенных пунктах. Сергей Гапликов решил, что над таким предложением стоит подумать, и поручил минпромтрансу Коми рассмотреть этот вопрос.
Позже в Жешарте гостям из Сыктывкара показали то самое здание, где живут трудящиеся на комбинате заключенные. Забавно, но если судить по ограждающему забору, то можно подумать, что внутри – детский сад, находящийся по каким-то причинам на усиленной охране. Дело в том, что изрядную часть забора вокруг украшали красочные изображения героев сказок для малышей. А у самого входа возвращающихся с работы осужденных встречал веселый Колобок. Наверное, персонаж, который от многих ушел, а Лисе попался, должен был внушать мысли о необходимости соблюдения дисциплины.
Сама территория комбината и его цеха были щедро снабжены наглядной агитацией соблюдения техники безопасности, порой тоже весьма примечательной. Например, пользоваться индивидуальными средствами защиты призывали Ленин и Маркс в респираторах.
Работа в цехах кипела вовсю, по конвейерам плыли листы-заготовки для будущей фанеры, девушки-наборщицы шустро укладывали их слоями, перемежая обработанные клеем пласты с сухими. Получалось очень похоже на гигантские торты «Наполеон». Из-за кулинарной ассоциации поневоле в глаза бросилось то, что работал на комбинате в основном слабый пол. Но оказалось, что гендерного дисбаланса здесь не наблюдается, как пояснила одна из сотрудниц, просто производство устроено таким образом, что «девочки отдельно, мальчики отдельно». А экскурсантов провели как раз по «девочковым» цехам.
Позже на совещании в администрации района гендиректор предприятия Сергей Андреяхин подробно рассказал о деятельности комбината, коснувшись в том числе и проблемы с кадрами – неоднократно отправляли молодежь учиться и в Москву, и в Санкт-Петербург, вернулось всего около двадцати процентов. Из-за нехватки специалистов приходится привлекать вахтовиков, хотя выгоднее как раз-таки работать с местными.
Не по принципу «дайте»
О социально-экономической ситуации в районе в целом доложил Василий Лютоев (заодно совершив экскурс в историю и рассказав об особой роли Усть-Выми в христианизации Коми). Очень многое в его выступлении послужило поводом для Сергея Гапликова подвергнуть происходящее в муниципалитете жесткой критике.
В частности, врио главы резко высказался по поводу дотационности района: больше половины бюджета – средства, выделенные республикой. При этом здесь очень низкая собираемость коммунальных платежей и высокий уровень безработицы. Последнее парадоксально, учитывая достаточно высокую среднюю зарплату.
– 150 человек сидят на шее у государства, а комбинату нужно 250 работников! Можно спросить почему? Человек приходит на предприятие, его две недели обучают, он два месяца работает, а потом получает деньги – и ушел сами знаете куда, – судя по всему, Сергей Гапликов имел в виду запой. – Потом время прошло, жена заставила, возвращается, а квалификация утеряна! И он сидит на пособии. Что за иждивенческие настроения?
Врио главы даже вспомнил американский опыт, где есть специально нанятые люди, которые ходят по домам не желающих трудиться граждан и гонят их на общественно полезные работы, угрожая лишением пособий.
В плане «иждивенческих настроений» Сергей Гапликов прошелся и по внешнему виду поселений в районе:
– Дозевались уже, едешь и взглянуть некуда. Кто-то должен к вам прийти, избу поправить, фасад покрасить. Глава поселения должен прийти и это сделать за вас? На дорогу вам денег надо, на ФАП новый надо, а сами вы что сделали? Неудобно говорить, но мне в исправительное учреждение было приятнее заходить, потому что люди там работают, стараются что-то изменить.
С темы воспитания населения, к которой должны проявлять неравнодушие местные власти, врио главы перешел на возможные карательные меры:
– Подход мой будет таким: вкладываться только туда, помогать только тем, где будет отдача. Хотите новый бассейн? Тогда ликвидируйте все то, о чем я вам раньше говорил. Если будете жить по принципу «дайте», ничего хорошего из этого не выйдет.

Анна Потехина
Фото Сергея Васильева

PSV_7418

Оставьте первый комментарий для "Пятница, 13-е, по-усть-вымски"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.