Лев Волков: «Дорожные травмы стали более тяжелыми»

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на дорогах мира
каждые две минуты погибает очередная жертва ДТП и каждые пять минут кто-то  становится инвалидом. Дорожно-транспортные травмы составляют 35,4 процента от всех видов травм и занимают первое место среди причин смертности от механических повреждений. В России ПДД становятся строже, но отражается ли это на статистке по дорожным травмам и на характере самих травм? О том, как обстоят дела в относительно среднестатистическом в этом плане Сыктывкаре, в беседе с корреспондентом «Республики» рассказал заместитель главного врача по гражданской обороне и ЧС Сыктывкарской станции скорой помощи Лев Волков.IMG_1487

– Можно ли сегодня говорить о том, что дорожного травматизма стало меньше?
– Статистика – вещь упрямая. Возьмем для сравнения девять месяцев этого и прошлого года. В прошлом году на дорожно-транс-портные происшествия наша скорая помощь выезжала 487 раз, пострадавших было 548 человек. В этом году на 326 выездов – 469 пострадавших. Из них – 179 водителей, 141 пассажир, 149 пешеходов.
– Пешеходов, переходивших дорогу?
– Пешеходами в данном случае мы считаем пострадавших от транспортного средства людей, не находившихся при этом в автотранспорте. Вспомните недавнюю нашумевшую историю, когда КамАЗ, груженный бетонными плитами, снес автобусную остановку в столичном местечке Дырнос. Пострадавшие на остановке граждане также являются в данном случае пешеходами.
Кстати, только в этом году четыре человека пострадали от столкновения с поездом: один автомобилист и трое пешеходов, оказавшиеся на железнодорожных путях.
– За какое время, согласно закону, с момента вызова скорая помощь должна доезжать до пострадавшего?
– Задача скорой помощи прибыть как можно раньше. Понятно, что чем позднее будет оказана первая помощь, тем тяжелее будут последствия травмы. Согласно правилам бригада должна выехать в течение четырех минут после получения сигнала. Доехать скорая должна за 20 минут, конечно, если расстояние до ДТП не 80 километров, но, слава богу, таких вызовов было немного. За этот год в 326 случаях ДТП 320 раз машина скорой помощи выезжала в течение четырех минут, и только в семи случаях пострадавшие ждали помощь более 20 минут из-за большого расстояния. Это хороший показатель. При этом, если раньше на ДТП, как правило, выезжала специализированная бригада анестезиологии и реанимации, то сегодня, согласно протоколу, на место ДТП направляется та бригада, которая оказывается ближе к месту происшествия. Тем самым мы увеличиваем скорость приезда и начала оказания медицинской помощи.
Например, если трагедия произошла где-нибудь на улице Трактовой в поселке Краснозатонский, то первой поедет оказывать помощь скорая с фельдшерами, которая дежурит именно там. Все наши работники хорошо знакомы со стандартами оказания первой помощи при выезде на ДТП. Тем не менее если нужна более интенсивная помощь или пострадавших будет несколько человек, то сразу присоединится соответствующая бригада центральной подстанции.
– Кто больше страдает от ДТП – мужчины или женщины в плане травмирования?
– Нам опять же подскажет статистика. За девять месяцев 2015 года в результате ДТП пострадало 224 мужчины, из них либо до приезда скорой помощи, либо в присутствии нас погибло пятеро. По летальности статистика, конечно, может меняться, ведь некоторые пострадавшие погибают уже в больнице. Из 162 женщин, попавших в аварию, погибли четыре. Пострадало в дорожных происшествиях в этом году 83 ребенка, в прошлом году за этот же период – 84. Вот эти цифры настораживают, ведь если учесть, что количество ДТП по сравнению с прошлым годом уменьшилось в принципе, то получается, что дети стали попадать в дорожные аварии чаще.
По статистике скорой, погибших детей ни в прошлом, ни в этом году не было, тем не менее были тяжело пострадавшие. Дети, надо отметить, стали чаще попадать под колеса или попадать в беду из-за беспечности родителей, не обеспечивших им безопасную поездку на транспортном средстве.
– Тем не менее общая статистика по дорожным травмам снизилась, что говорит о том, что меры, принимаемые в отношении качества дорог администрацией города, и контроль ГИБДД делают свое дело.
– Да, по моему мнению, в том числе и как автолюбителя, дороги в городе стали шире, перекрестки более обустроенными, разметка понятнее. Но хорошие дороги, к сожалению, ведут к тому, что водители увеличивают скорость вождения, и травмы становятся более тяжелыми.
– Какие травмы чаще всего происходят в результате ДТП?
– Самые тяжелые это, безусловно, политравмы – совокупность двух и более повреждений. Это множественные переломы конечностей, плюс может быть и черепно-мозговая травма – ЧМТ (сотрясение, ушиб головного мозга, перелом основания черепа). И травмы изолированные: перелом одной кости или только ЧМТ. В этом году изолированные травмы получили 112 пострадавших, ЧМТ – 158 человек, остальные получили именно политравмы. Не уменьшилось и количество осложнений: кома, шок (тяжелое, угрожающее жизни состояние, чаще всего связанное с потерей давления из-за сильного кровотечения), острая дыхательная недостаточность. В прошлом году за девять месяцев пострадавших, которым потребовалась более интенсивная терапия, было 46 человек, за этот же период в этом году – 54, что еще раз подтверждает: травмы стали более тяжелыми.
Отмечу, что скорая помощь не ставит точных диагнозов, наша задача, учитывая синдромы, правильно определить пострадавшего на госпитализацию.
– Куда чаще всего едет скорая на вызов по ДТП, где в столице республики происходит большее количество аварий?
– Чаще всего там, где и стоят знаки ГИБДД, предупреждающие, что на участке – повышенное количество аварий. На перекрестках, где дорогу между собой часто не могут поделить пешеходы и автомобили.
Настораживает и то, что люди нередко становятся жертвами ДТП на неосвещенных трассах, особенно в дождливую погоду и в темном месте. Конечно, добросовестный водитель перед каждым перекрестком постарается снизить скорость. Я, например, на неосвещенной трассе стараюсь прижаться к центру, ведь человека на обочине в темной одежде в дождь на неосвещенной трассе можно не заметить или заметить, когда уже будет поздно. У нас таких мест немало, взять хотя бы местечко Кочпон-Чит, слава богу, хоть там дорогу отремонтировали, но света как не было, так и нет. Понимаю, что фонари для городского бюджета – дорого, но, может, лучше пожертвовать каким-нибудь городским «излишеством» и все-таки провести свет на этой трассе?
Понимаю, что сегодня что-то все-таки делается: строятся отбойники, тротуары, отдаляют от проезжей части автобусные остановки. Но, может, нужно как-то интенсивнее? Ведь те же фонари могут спасти не одну жизнь.
– Безусловно, также на неосвещенных трассах опасны любители ксеноновых фар с белым светом, который ослепляет встречное авто. Наверняка среди жертв ДТП вам встречались и те, кто не справился с управлением из-за слишком мощного встречного света?
– Конечно, бывают аварии и из-за этой причины, не знаю, как вообще автомобили с такими фарами пропускают на техосмотре, ведь законом они вроде как запрещены.
– Понятно, что чаще всего участниками ДТП становятся легковые автомобили. А как часто вам приходится выезжать на место аварии, где участником ДТП стал пассажирский автобус?
– В этом году участниками ДТП в Сыктывкаре, на которые выезжала скорая, стали 338 автомобилей, 106 – «прочий» транспорт, то есть мотоциклы, скутеры и велосипеды, которые двигались по дороге, и 21 пассажирский автобус. Чаще всего причиной вызова на ДТП с автобусом являлось то, что из-за резкого торможения травмировались пассажиры салона.
– А как часто, по вашим наблюдениям, жертвами ДТП становятся водители и пассажиры, пренебрегающие элементарными правилами безопасности при поездке? Теми же, например, ремнями безопасности?
– Достаточно часто, люди порой слишком самоуверенны и пренебрегают тем, что придумано человечеством как средство защиты пассажиров и водителей. Между тем ремень в разы уменьшает тяжесть травм.
– В прессе недавно прошумела история о семье из Коми, погибшей в Кировской области в результате того, что водитель – отец семейства уснул за рулем. Что бы вы как медик посоветовали тем, кто едет по трассе на дальнее расстояние, ведь, как известно, ровная дорога может «усыпить»?
– Да, к сожалению, многие надеются, что способны провести за рулем 18-20 часов без сна. Тут еще музыку неудачную поставил водитель, жена на пассажирском кресле задремала, перестала «тормошить» внимание, сознание и отключилось, а на скорости ведь достаточно нескольких секунд, чтобы вылететь с трассы. Во-первых, если уж собираетесь ехать в дальний путь, нужно рассчитать свои силы и прежде всего выспаться накануне. Музыку поставить более агрессивную, ритмичную, хорошо взять с собой кофе, что-нибудь из того, что можно долго жевать. Откройте форточки, прохлада бодрит, ну а если уж чувствуете, что совсем невмоготу, встаньте на обочине и разрешите себе вздремнуть. В конце концов, речь идет о вашей жизни и здоровье и безопасности тех, кто разделил с вами дорогу.
Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова

Оставьте первый комментарий для "Лев Волков: «Дорожные травмы стали более тяжелыми»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.