Охота на должника

Газета разбиралась, какими методами борются с теми, кто не платит за «коммуналку»
У мая и сентября есть общая черта – в это время больше
всего говорят о накопившихся долгах за жилищно-коммунальные услуги. Объяснение такой сезонности простое: весной
поставщики ресурсов сетуют на неплатежи, потому
что за лето нужно отремонтировать сети, а со средствами
туго, а осенью, когда работы закончены, уже встает вопрос, подавать ли электричество, газ, тепло, воду тем, кто за них
не платил и, похоже, платить не собирается. Журналист «Республики» выясняла, какими методами в Коми воздействуют
на нерадивых жильцов и насколько успешно.

karavan.md


Лишить «удобств»
Нет денег – нет товара, по идее таким принципом можно пользоваться, когда речь идет о коммунальных услугах. Так что надежное средство по борьбе с должниками у ресурсоснабжающих организаций на первый взгляд есть – просто «отрубить» свет, газ, воду, тепло. Но большинство предпочитает использовать это лишь как крайнюю меру, а сначала попытаться взыскать деньги через суд. Дело в том, что отключить услугу не так-то просто. Возьмем, например, тепловиков. Допустим, у некоего гражданина заключен прямой договор на оплату тепловой энергии с ее поставщиком, но деньги он не платит. В большинстве многоквартирных домов в Коми отопление идет по стоякам, то есть по общей для нескольких квартир системе. И отключить отдельно взятую квартиру одним поворотом вентиля в подвале невозможно. Можно, конечно, обрезать батареи в квартире, отсоединив их от общей системы. Но, во-первых, для этого нужно попасть в ту самую квартиру, чтобы провести там работы. Во-вторых, это может негативно отразиться на функционировании системы отопления в доме в целом. В-третьих, если в квартире прописаны несовершеннолетние дети, то таким образом создается угроза их здоровью, что чревато большими неприятностями для поставщика ресурсов. В-четвертых, похолодать одновременно может и в квартирах, граничащих с той, где обрезали тепло.
Подобная ситуация с долгами за холодную и горячую воду: лишить этого ресурса тоже технически сложно. Газовикам и электроэнергетикам в этом смысле несколько проще, поэтому отключения должников они практикуют.
Например, в августе сотрудники ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» вместе с судебными приставами устроили рейд по квартирам сыктывкарцев, не плативших за газ более трех месяцев. В результате в трех сыктывкарских квартирах были отключены газовые плиты и колонки. Общая задолженность людей, оставшихся без газа, – 37 тысяч рублей, всего же горожане задолжали к августу газовикам более пяти с половиной миллионов.
К сожалению, даже отключение от услуги не является гарантией, что человек начнет гасить долги и впредь их накапливать не будет. Более того, порой это приводит к весьма плачевным последствиям. Среди граждан находятся свои кулибины, способные кое-как подсоединиться к электро- и газоснабжающим сетям самостоятельно, что в перспективе приводит к различным ЧП на этих сетях (замыкания, отравления и взрывы из-за утечки газа). Был случай, когда обитатель квартиры, где отключили и электричество, и газ, с помощью которого она отапливалась, недолго думая начал для обогрева устраивать костры в металлическом тазике, едва не спалив весь дом.
Тепловики, зачастую не имеющие возможности лишить отопления отдельно взятую квартиру, тем не менее могут откладывать начало отопительного сезона в доме в целом, если накопились долги.
Как правило, перед началом каждого отопительного сезона в администрациях городов и районов проходят встречи с руководителями управляющих компаний и ТСЖ, где им в очередной раз напоминают, что дома, не подготовленные к началу отопительного сезона и накопившие долги, могут остаться без горячей воды в батареях. Но на деле случаев, когда дом даже с самыми колоссальными долгами, оставался на всю зиму без отопления, еще не было: ответственные жильцы, которые платят вовремя, могут подать в суд, если их лишат тепла. Обычно тепло должникам дают с запозданием в пару недель, но было и так, что батареи в одном многоквартирном доме не грелись до ноября.
Суд да дело
У руководства разных управляющих компаний и товариществ собственников жилья список методов борьбы с должниками не такой уж широкий: уговоры да судебные иски. Одно время в домах вывешивали списки квартир должников с указанием неоплаченных сумм, порой и фамилии собственников указывали. Надеялись, что стыд и общественное порицание сделают свое дело. Вместо этого управдомы получили обвинения в разглашении персональных данных, так что практику «позорных листков» пришлось прекратить. Впрочем, косвенным образом такой метод воздействия все же используют: распечатывают квитанции для должников не на белой, а, скажем, на красной бумаге и засовывают в почтовый ящик так, чтобы проходящие мимо соседи это замечали. Впрочем, ни к чему дельному, кроме досужих разговоров между соседями, это не приводило.
Остается суд. Но письма от приставов с требованием погасить долг многие просто игнорируют, и до описи имущества должника и его распродажи дела доходят редко – хлопотно это.
В сыктывкарском ТСЖ «Стефановский» общая задолженность жильцов трех домов, входящих в это товарищество, составляет уже более 1,7 миллиона рублей, судебные тяжбы идут, но долги продолжают расти.
– У нас есть несколько собственников квартир, которые живут в других городах, квартиры здесь сдают, а проблемой оплаты счетов вообще не озадачиваются, долги накопили от ста до двухсот тысяч рублей. Мы уже приставов работой завалили, а что толку? Исполнительный лист есть, а хозяйка квартиры где-то в Москве, поди ее найди. Другую такую нашли, так она заявила, что теперь платить будет. И начала гасить задолженность понемногу. А текущие счета так и не оплачивает, новые долги копит, – рассказал председатель ТСЖ Валерий Жилин. – Был случай, когда хозяева квартиры, живущие в другом городе, оправдывались, что сами платить не могут, а посылают деньги родственнице, и это она виновата – не перевела их куда следует. Ну это уже детский сад какой-то, столько сейчас возможностей оплачивать услуги удаленно, хоть из-за границы. Был случай, когда несколько лет не могли найти собственницу квартиры, и только совершенно случайно узнали, что ее на свете уже нет, новые хозяева даже не подумали в ТСЖ зайти и отметиться, а долги растили.
По словам Валерия Жилина, чтобы подать в суд на нерадивого собственника, нужно подготовить целый ворох бумаг, в том числе выписки из банков, подтверждающие, что в том или ином месяце счет оплачен не был.
– За три года мы порядка пятисот листов таких выписок собрали, – пояснил председатель ТСЖ. – Как-то меня в прокуратуру вызвали по поводу долгов нашего товарищества, так мне, чтобы взять с собой документы, касающиеся работы по их взысканию, две больших сумки понадобилось. В суд мы подаем обычно, когда долги больше десяти тысяч накапливаются, сейчас вот на сорок человек подать надо. Потом суд решение о взыскании примет, а собственник его оспаривает, и все по новой. Еще некоторые чиновники «помогают». Был случай, накопились огромные долги по социальной квартире. Муниципалитету бы заняться их взысканием, а эту квартиру просто разрешили приватизировать, несмотря на задолженность. Теперь это головная боль ТСЖ.
Нет денег –
нет канализации
– Каких мы только мер к должникам не применяли. И письма писали, и в суд подавали! Но самым действенным методом оказалось перекрыть канализацию в квартире, техническая возможность для этого есть, – рассказала председатель сыктывкарского ТСЖ «Коммунистическая, 64» Ирина Сюрвасева. – Буквально за неделю всю задолженность погасили. И часть других должников, узнав о такой мере воздействия, тоже. И с тех пор стараются больших долгов не копить. Хороший метод, хоть и не бесплатный, примерно в десять тысяч за одну квартиру такая процедура обойдется. Правда, к должникам с маленькими детьми такой метод применять не стоит. Но я слышала, что в других домах, где канализацию у должников перекрывали, это не всегда помогало: где-то демонстративно гадить в подъезде начинали, где-то на улицу отходы выливали.
По мнению руководителя усинской управляющей компании «Универсал» Ирины Цыпящук, еще один действенный метод – это отключение электричества:
– Но самый лучший способ работы с жильцами – добиться того, чтобы люди понимали, что дом, в котором они живут, – их собственность, а не управляющей компании, и они должны заботиться об этой собственности, в том числе и оплачивая ЖКУ, уборку, ремонт. На мой взгляд, очень способствует повышению ответственности собственников жилья создание советов многоквартирных домов, где такие органы самоуправления есть и активно работают – долгов куда меньше, – считает руководитель «Универсала».
Кроме того, как отметила Ирина Цыпящук, по закону долги можно взимать прямо с расчетного счета неплательщика в банке (конечно, если на нем есть средства), но для этого нужно провести большую предварительную работу, задействовать судебных приставов. А последних просто не хватает, учитывая, как много работы по взысканию различных долгов. Также, по мнению «усинского» управдома, неплохо простимулировать злостных неплательщиков к выполнению своих обязанностей должно начисление процентов на сумму недоплаты. Такие поправки внесены в Жилищный кодекс по инициативе минстроя России, так что в скором времени тем, кто не платил за коммунальные услуги больше 90 дней, можно будет начислять пени в размере 17,7 процента годовых от неуплаченных сумм.
Самый жесткий метод с должниками – это их выселение из квартиры. Если жилье муниципальное, неплательщика могут переселить в худшие условия, допустим, из квартиры в малосемейку. Но долги от этого не спишутся, просто расти будут медленнее – не факт, что недобросовестный гражданин будет платить ЖКУ и будучи переселенным на другую жилплощадь. Если квартира в чьей-то собственности, ее могут конфисковать в пользу кредитора, продать, деньги пустить на погашение долга, а «сдачу» отдать должнику, возможно, ему удастся приобрести какие-то квадратные метры, чтобы не остаться бомжом.
Но случаи выселения неплательщиков пока достаточно редки, так что этот пример, к сожалению, пока другим не наука.
Самые ответственные – пенсионеры
По каким причинам люди становятся злостными неплательщиками? Постулат о том, что злостные должники – это те, у кого денег нет: малоимущие, пенсионеры, в корне неверен. Как раз эти категории чаще всего платят исправно, поскольку получают от государства субсидии на эти цели. Будут долги – не станет субсидий, а потом и до судебных исков недалеко.
– Самые ответственные плательщики – это бабушки, не будь их, наше ТСЖ давно бы обанкротилось. Бывают исключения, но редко. Как-то одна пенсионерка накопила долг около ста тысяч рублей, пообщался с ней, договорились, как она его будет гасить, ей вернули субсидию, с той поры никаких проблем с ней нет, – привел пример председатель ТСЖ «Стефановский». – А так кого только нет. Неблагополучные семьи и вполне обеспеченные. Один сильно пьющий жилец очень долго не платил, сумма накопилась большая, договорились с его дочерью, которая живет отдельно, она постепенно долг погасила.
– В нашем ТСЖ должников мало, всего один-два процента, – рассказала Ирина Сюрвасева. – Есть люди, которые живут прилично, но предпочитают не за квартиру заплатить, а в отпуск съездить. Есть и совсем небедные, но очень занятые, я к таким уже подхожу и говорю: «Некогда платить? Дайте деньги сейчас, я сама за вас заплачу!» Так и решаем вопрос.
Не по своей вине
Есть и должники не по своей вине: жильцы тех домов, где руководство управляющих компаний или ТСЖ оказалось нечисто на руку, деньги собирали, а по назначению не переводили. Как рассказали в филиале «Коми» компании «Т Плюс», с начала года возбуждены уголовные дела в отношении шести руководителей УК и ТСЖ в разных городах. Деньги с жильцов там собирали, а тепловикам отдавать «забывали» и накопили многомиллионные долги.
Жители поселка Комсомольск-на-Печоре Троицко-Печорского района тоже стали должниками поневоле. Три года назад они просто перестали получать счета на оплату услуг газоснабжения, поскольку не находилось организации, желающей этим заняться. Немалая часть домов в поселке еще и отапливается газом, так что расход этого ресурса шел довольно большой. Злостные неплательщики в поселке и до этого были, а когда возможности платить не стало и у ответственных людей, долги начали расти в геометрической прогрессии и на данный момент составили порядка 1,26 миллиона рублей. Для поселка, где и тысячи жителей не наберется, это очень много. В прошлом году счета начали выставлять, но часть долгов уже и взыскать не с кого – немало пожилых одиноких людей умерло за эти годы, а кому-то трудно расплатиться с накопившимися задолженностями. К тому же, как рассказала одна из жительниц поселка, пенсионерка, имеющая право на субсидию на оплату «коммуналки», всю накопившуюся не по ее вине задолженность за газ она давно оплатила, а средства ей так и не перечислили – получается, льгота «не работает».
Должниками поневоле этим летом стало немало сыктывкарцев, воспользовавшихся услугами организации «Оплати по пути». В середине лета выяснилось, что деньги, отданные горожанами конторе-посреднику, до адресатов перестали доходить, у людей образовались задолженности. Кому-то, кто пришел предъявлять претензии, средства вернули, другим нет, заведено уголовное дело. Как рассказала «Республике» сыктывкарка Галина, чьи деньги «зависли» в «Оплати по пути», чтобы не копить долги, она решила отдать свои средства второй раз. Кассир, которая принимала у нее деньги по уже оплаченной единожды квитанции, предположила, что Галина – льготница, потому что сейчас только они, не дожидаясь, пока Фемида разберется с нерадивыми приемщиками платежей, снова платят за те же месяцы, чтобы не потерять право на субсидию. А вот такого ответственного плательщика без льготы, который согласен отдать деньги второй раз, дабы и ошибочно должником не считаться, она видит в первый раз.
Анна Потехина
Фото novorab.ru

 

 

Оставьте первый комментарий для "Охота на должника"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.