Общими усилиями правительство и прокуратура региона намерены решать социально-экономические проблемы республики

Целый список проблем, стоящих перед жителями республики, озвучил на состоявшемся в пятницу заседании коллегии прокуратуры Коми заместитель председателя правительства региона Алексей Старцев. Задачей номер один он назвал противодействие распространению синтетических наркотиков (спайсов). Наркоситуация уже оценивается как критическая и требует консолидации усилий всех правоохранительных органов, органов власти и общественности.

IMG_9989 старцев

«Синтетика» заполонила наркорынок

Прокурор республики Сергей Бажутов сообщил, что в Коми отмечается устойчивый рост потребления синтетических наркотиков и замещение ими других видов зелья. Если в 2012 году «синтетика» составляла всего 30 процентов от общего количества наркотиков в республике, то в первом полугодии 2015 года – уже 94 процента. Растет число случаев госпитализации граждан после отравлений «спайсами». В 2014 году зафиксировано 86 таких фактов, в том числе два – повлекших смерть, за шесть месяцев этого года – 52. В криминальную деятельность по распространению наркотиков все чаще вовлекаются несовершеннолетние: в 2013 году подростками совершено 15 преступлений в этой сфере, в 2014 – 57, а за первое полугодие текущего года уже 45.

Как подчеркнул прокурор, важным аспектом антинаркотической политики государства является профилактика. На сегодня заблокированы 49 интернет-ресурсов, предлагавших купить наркотики, из которых 25 выявлены прокурорами. Свой вклад вносят муниципальные антинаркотические комиссии, которые по инициативе прокуроров приняли меры по удалению с фасадов зданий более 70 надписей с указанием новых сайтов.

– В 2014 году реализованы мероприятия по разработке преступной группы, осуществлявшей сбыт синтетических наркотиков через интернет-магазины. Определяющее значение для документирования и сбора доказательств имела реализация полномочий прокурора по заключению досудебного соглашения о сотрудничестве с одним из участников преступного сообщества. Выполнение условий соглашения позволило выявить особенности, структуру и способы работы преступного сообщества, действовавшего с августа 2012 года еще не менее чем в 34 субъектах Российской Федерации, установить активных участников преступного сообщества в других регионах, – отметил успехи, достигнутые в последнее время в борьбе с наркотиками, Сергей Бажутов.

По данным прокуратуры, в 2014 году и истекшем периоде 2015 года задержано и привлечено к уголовной ответственности 37 граждан, участвовавших в преступных схемах. Целенаправленная работа по пресечению организованной наркопреступности выразилась и в росте количества изъятых синтетических наркотиков: если в 2012 году было изъято 9 килограммов, в 2013 и 2014 – по 17, то в минувшем полугодии – 40. Кроме того, более четырех килограммов изъято на территории Ярославской области, установлены признаки деятельности еще одного преступного сообщества, участники которого работали в трех субъектах страны.

О семейном неблагополучии

Еще одной важной задачей, которую необходимо решать общими усилиями, Алексей Старцев назвал предупреждение преступлений в отношении несовершеннолетних. Зампред правительства напомнил о трагической гибели маленькой Нади Касевой, которую до смерти забил отчим, и подчеркнул, что этот случай продемонстрировал отсутствие взаимодействия между структурами, которые занимаются профилактикой семейного неблагополучия.

Резкой критике подверг деятельность этих структур и прокурор республики:

– Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер. Проводимые нами проверки показывают, что сотрудники органов опеки и попечительства не принимают необходимые меры по своевременному выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, оказанию им помощи. Все межведомственное взаимодействие по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей подменяется уголовным преследованием родителей и законных представителей.

В первом полугодии 2015 года произошел резкий (с 87 до 127 фактов) рост числа зарегистрированных случаев нанесения родителями и законными представителями побоев детям. По мнению прокурора, эти данные свидетельствуют об отсутствии профилактической работы.

В качестве примера руководитель надзорного ведомства привел такой случай: в мае этого года в орган опеки и попечительства Усинска обратились девять воспитанников детского дома № 4 с заявлениями о жестоком обращении со стороны директора и воспитателей. Не дождавшись ответа, одна из воспитанниц обратилась в Общественную палату РФ. Работник аппарата прокуратуры республики и уполномоченный по правам ребенка в Коми, выехавшие с проверкой в Усинск, установили, что сотрудники органа опеки и попечительства ограничились регистрацией обращений и направлением их копий в городской отдел полиции для проведения процессуальной проверки, не уведомив об этом заявителей. Вопреки требованиям статьи 24 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» меры по защите прав детей, в том числе путем проведения проверки условий жизни в детском доме, не приняты.

– Перевалили все на МВД, – возмутился прокурор. – Заметьте, речь идет о жизни в детском доме, проверка деятельности которого является прямой обязанностью органа опеки. Что говорить о работе с социально неблагополучными семьями.

Сергей Бажутов поручил прокурорам городов и районов комплексно оценить состояние работы по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении, о результатах проинформировать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие координацию всей деятельности в сфере профилактики.

Как подчеркнул Алексей Старцев, работа должна быть построена так, чтобы меры по защите детей не носили формальный характер, а были направлены на решение проблем каждой конкретной семьи.

Миллиардные долги

Традиционно проблемной остается в Коми сфера ЖКХ. В этом году в сфере жилищно-коммунального хозяйства прокурорами выявлено 1886 нарушений закона. В связи с этим оспорено 250 правовых актов, в суды предъявлено 151 исковое заявление, внесено 233 представления, к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 128 человек, в органы предварительного расследования направлено 24 материала проверок, по которым возбуждено 20 уголовных дел.

Повышенное внимание уделялось и вопросам соблюдения законодательства при осуществлении расчетов за поставленные коммунальные ресурсы перед организациями тепло- и водоснабжения, энергетиками. По данным комитета жилищно-коммунального хозяйства Коми, к началу этого года общий размер задолженности перед ресурсоснабжающими организациями составил свыше 6,5 миллиарда рублей, в том числе задолженность бюджетных организаций – свыше 358 миллионов, организаций коммунального хозяйства (ТСЖ, управляющих компаний) – 1,5 миллиарда. Просроченная задолженность населения превышала 3,5 миллиарда рублей. Динамика платежей потребителей ухудшается: к концу полугодия общий размер долга составлял 7 миллиардов рублей.

– Результаты наших проверок свидетельствуют, что образованию задолженности зачастую способствуют злоупотребления руководителей управляющих организаций и товариществ собственников жилья, – пояснил Сергей Бажутов.

К примеру, в Ухте по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело в отношении директора ООО «Управляющая компания №1», присвоившего полученные за поставленные коммунальные ресурсы деньги – 1 миллион 600 тысяч рублей. По материалам проверки прокуратуры Инты в отношении председателя правления ТСЖ «Гарант» возбуждено уголовное дело за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности перед ОАО «ТГК-9». В целях вывода денежных средств заключались фиктивные договоры на оказание услуг с аффилированными юридическими и физическими лицами. Таким способом выведено не менее 10 миллионов рублей.

В ряде случаев противоправная деятельность управляющих компаний не ограничивается хищением средств ресурсоснабжающих организаций. Например, в Княжпогостском районе вопреки требованиям федерального законодательства управляющая организация ООО «Город» с превышением полномочий, не являясь наймодателем, осуществляла начисление и сбор платы за наем муниципального жилья, присваивая деньги, которые подлежали перечислению в доход местных бюджетов. По результатам прокурорской проверки в отношении руководителя управляющей организации возбуждено уголовное дело.

– Удивляет пассивная позиция руководства района, – признал прокурор. – Почему органы муниципального финансового контроля в условиях постоянного дефицита не приняли своевременные меры по возвращению бюджетных средств?

Сергей Бажутов поручил всем прокурорам городов и районов провести проверки в органах местного самоуправления и организациях, осуществляющих сбор с нанимателей муниципального жилья платы за пользование жилым помещением, на предмет надлежащего оформления полномочий на сбор таких платежей и своевременного перечисления поступивших средств в местные бюджеты. По результатам этих проверок будет дана оценка не только действиям управляющих компаний, но и бездействию органов местного самоуправления.

Жесткого контроля требует реализация программ переселения из аварийного жилья. По итогам 2014 года программные мероприятия исполнены лишь на 32 процента. Более трех тысяч граждан продолжают проживать в аварийном жилье. По сведениям министерства архитектуры и строительства Коми, завершение строительства домов в Сыктывкаре, Печоре, Ухте, Сыктывдинском, Троицко-Печорском, Удорском и Усть-Вымском районах планируется только к сентябрю 2015 года.

Как отметил Сергей Бажутов, причинами несвоевременного исполнения программ по-прежнему остаются волокита со стороны органов местного самоуправления при выделении земельных участков, позднее заключение контрактов на проектирование и строительство, низкое качество проектной документации, затягивание подрядчиками сроков возведения объектов.

Нарушения и подделки

Особого внимания при осуществлении надзора за реализацией программ расселения аварийных домов требует соблюдение законодательства о контрактной системе и процедуры приема выполненных работ.

Например, в Прилузском районе по результатам обследования межведомственной комиссией по причине грубейших нарушений технологии строительства признаны непригодными для постоянного проживания жилые помещения двухквартирного жилого дома в поселке Усть-Лопъю. Чиновники местной администрации, несмотря на очевидные нарушения, допущенные при возведении дома, подписали акты выполненных работ и в декабре 2013 года приняли его в эксплуатацию. В отношении подрядчика возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ (мошенничество), в отношении лиц, подписавших фиктивные документы, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статьям 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Зачастую из-за недобросовестных действий условия для срыва программных мероприятий создаются уже на стадии заключения контрактов. Так, федеральным законодательством предусмотрена обязанность подрядчика предоставить обеспечение исполнения контракта путем внесения денежных средств или банковской гарантией. В случае неисполнения обязательств по контракту банк, выдавший гарантию, принимает на себя обязательства по возмещению ущерба заказчику.

Проведенная прокуратурой проверка показала, что при реализации адресных программ переселения из аварийного жилья подрядчиками представлено двенадцать поддельных банковских гарантий. Например, в Сыктывкаре по шести объектам, возводимым в местечке Кочпон-Чит, директор предприятия-подрядчика ООО «С-СТРОЙ» в качестве обеспечения исполнения муниципальных контрактов до их заключения представил поддельные банковские гарантии. По шести материалам прокуратуры города, направленным в органы расследования, в отношении директора предприятия возбуждены уголовные дела.

– Для того чтобы убедиться в достоверности банковской гарантии, достаточно изучить соответствующий раздел официального сайта банка, но муниципальный заказчик этого не сделал. Не смутило его и то, что организация-победитель была создана всего за два месяца до объявления аукциона. Было ли это случайностью или результатом преступной деятельности должностных лиц администрации города, нам предстоит выяснить, – подчеркнул прокурор.

Всего по результатам прокурорских проверок выявлено 24 факта представления поддельных банковских гарантий при заключении контрактов на строительство социальных объектов в 12 муниципальных образованиях. По всем фактам возбуждены уголовные дела.

Модель совместных действий

На заседании коллегии речь шла и о других актуальных проблемах, в том числе о борьбе с коррупцией, о ситуации на строительном рынке. Еще одним важным направлением для совместной работы Алексей Старцев назвал ситуацию в экономике региона, в частности это исполнение налогового законодательства, легализация трудовой занятости и ликвидация задолженности по выплате зарплаты («Республика», 1 августа).

– Сегодня достаточно напряженно идет исполнение доходной части бюджета. При этом количество преступлений в налоговой сфере растет. Имеются случаи вывода активов, преднамеренного банкротства, растет количество предприятий – должников по налогам. Необходимо обратить особое внимание на обеспечение законности по исполнению налогового законодательства. Наша совместная задача – скоординировать работу в этом направлении, консолидировать совместные усилия по снижению объема налоговых недоимок и обеспечению стабильных поступлений в бюджет республики. Кроме того, в качестве отдельного вопроса выступают нелегальные трудовые отношения. Здесь нам необходимо выработать наиболее эффективную модель совместных действий, – обратился к сотрудникам прокуратуры Алексей Старцев.

Он также подчеркнул, что правительство Коми готово дальше расширять взаимодействие с прокуратурой региона и оказывать всестороннюю поддержку в решении вопросов обеспечения социально-экономической стабильности республики.

Людмила ВЛАСОВА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Общими усилиями правительство и прокуратура региона намерены решать социально-экономические проблемы республики"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.