Луд – ночь на лугу

В Ижме прошел юбилейный народный праздник

В конце минувшей недели в Ижме прошел десятый, юбилейный республиканский народный праздник «Луд».
На два праздничных дня в районе собралось несколько сот гостей. Среди них – заместитель председателя Правительства РК Тамара Николаева и заместитель министра по национальной политике региона Юрий Хатанзейский.

P2030929 P2040150 P2040416

P2040365 P2040143

 

На своей исторической родине встретились изьватас со всей республики, также  приехали ижемцы из Сибири. На празднике можно было увидеть и группу любознательных иностранных туристов, которым переводчик на английском языке пояснял, что Ижма – это центр компактного проживания коми народа.

Начался праздник 3 июля с презентации музыкального диска «Серебро купальничи» сизябского ансамбля «Купальнича». Диск фольклорный коллектив к своему
25-летию представил во дворе районного музея. Коллектив поздравили руководитель администрации района Игорь Норкин, Юрий Хатанзейский, начальник УПС и ГЗ РК Игорь Терентьев и директор Сосногорской швейной фабрики Дмитрий Кологривый. Ансамблю подарили новый баян и микрофоны.

На следующий день незадолго до полудня на центральной улице райцентра  – Советской развернулись выставки местных мастеров, разнообразные мастер-классы, здесь же шла бойкая торговля сувенирами и выпечкой. Женщины прямо на улице пекли блины и шанежки-калитки. Выпечку покупали наравне с попкорном и сладкой ватой. Любители местных деликатесов могли также приобрести соленую и копченую печорскую рыбу.

Пройдя вдоль праздничной улицы, можно было научиться прясть пряжу, вязать березовые веники, косить траву серпом и ковать памятные монетки. Тамара Николаева и Игорь Норкин перед прогулкой по праздничному селу посетили презентацию третьего тома Книги Памяти Ижемского района. Это издание было посвящено детям войны.  После презентации на площадке летнего читального зала в рамках поэтического марафона все любители поэзии могли почитать стихи.

Уже не первый год на праздник приезжают гости из-за Урала. В этом году из Сибири приехали девять мастериц из села Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа.

– Мы ехали больше суток, – рассказала «Республике» одна из сибирячек. – Вначале поднимались вверх по Оби до Салехарда, затем ехали до Лабытнанги, а дальше поездом до Ираеля и автобусом до Ижмы. Хотя дорога и тяжелая, но не жалеем, что приехали сюда. Очень интересно. Вчера нам показали села района. Наши предки когда-то жили здесь, и в Сибири мы бережно сохраняем коми язык и культуру.

На память женщина подарила мне кедровую шишку. Такие же шишки за десять рублей можно было купить на прилавке гостей. Среди прочих их товаров выделялись бусы из раскрашенных рыбьих позвонков.

Праздник продолжился выступлением фольклорных коллективов на площади перед Домом культуры.

– Традиция отмечать народные праздники всем селом, где стар и млад чувствуют единение, является одним из средств воспитания патриота своей Родины, – выступила во время празднования Тамара Николаева. – Культура каждого народа уникальна. Исторически сложилось, что в процессе формирования ижемцев – самой северной этнографической группы коми – большую роль сыграло оленеводство. До сих пор этот факт способствует сохранению традиционного образа жизни, традиционной культуры и мироощущения живущих в тесной взаимосвязи с природой людей. Именно благодаря упорству, глубоким родовым корням вы, ижемцы, не только возродили, но и дали новый импульс одному из красивейших старинных праздников «Луд».

В этом году перед конными скачками в Ижме вновь зазвучали церковные колокола. Девять колоколов для новой ижемской церкви были отлиты при московском Даниловом монастыре и установлены накануне праздника. Установкой и настройкой звучания колоколов руководил прибывший из Москвы звонарь, иеродьякон Роман. Средства на колокола собирали всем миром.

В пять часов дня на зареченском лугу около переправы прошли традиционные конные скачки. Кобылы, мерины и жеребцы скакали рысью и галопом. Среди всадников были  и наездницы. Некоторые из участников гонки обходились без седел. Новшеством этого года стали гонки на качалках – самодельных двухколесных одноместных экипажах.

В восемь часов вечера по главной улице Ижмы пошли с песнями и хороводами все собравшиеся коллективы. Масштабное шествие «Вöрэта» растянулось на несколько километров. Хотя, по мнению постоянных зрителей, в этом году участников шествия было поменьше, чем в прошлый раз. Видимо, сказалась холодная погода. Многочисленные зрители по обеим сторонам улицы сопровождали участников проходки, снимая их на фото- и видеокамеры. Школьницы делали селфи на фоне шествия. Участницы проходки были в старинных парчовых сарафанах, которые передаются из поколения в поколение.

Как рассказала нам одна из участниц праздника, в Ижме возродилась мода на традиционные сарафаны. А так как старинных одеяний с каждым годом остается все меньше и меньше, девушкам приходится шить новые сарафаны. И для них в Ижму, как и пару веков назад, начали специально приво-
зить китайские ткани.

Ближе к ночи эпицентр праздника переместился на свежескошенный и вытоптанный во время конных скачек луг. Здесь загорелись родовые и семейные костры, а деревни и села обустроили свои небольшие подворья – «сикты». У каждого была своя изюминка. Сизябск – традиционно оленеводческое село – представлял чум, на ластинском подворье можно было пострелять из лука и метнуть копье в мишень. Мохча славится молочным продуктами, и на подворье села стояла плоская фигурка коровы.

В центре луга установили сцену. От нее, как солнечные лучи, «вытянулись» все фольклорные коллективы. Провожая заходящее солнце, они водили хороводы и пели. Затем на сцене прошел «смотр невест». Девушек-красавиц по очереди выводили к публике и расписывали все их таланты и достоинства, демонстрировали рукоделия и кулинарные творения. Первое место заняла Галина Чупрова из села Сизябск. В подарок она получила ноутбук,  Дарья Войтко из поселка Щельяюр стала «второй невестой» и получила планшет. А Ксении Филипповой из Усть-Ижмы за третье место вручили швейную машинку.

Гулянья продолжились до рассвета. У каждого была возможность посоревноваться в национальных видах спорта, поучаствовать в охотничьих забавах, попробовав себя в стрельбе из лука и метании копья, покачаться на огромных качелях, потанцевать на этнодискотеке.

На следующее утро в ижемской межпоселенческой библиотеке прошла встреча «Гожся литературнӧй аддзысьлӧмъяс» («Летние литературные встречи»). Посвящена она была основателю ижемского музея Ивану Ануфриеву и основателю печорского музея Петру Терентьеву.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

 

Праздник «Луд» стал одним из современных туристических брендов республики. Своими корнями праздник уходит в далекие языческие времена, когда коми поклонялись солнцу, земле и воде. Когда-то ижемцы в одну из белых летних ночей выходили «лудын войлыны» («гулять на лугах»). Назывался народный праздник – «Луд» (в переводе с коми – «луг»). Но в середине 1930-х годов традиция прервалась. Попытки возобновить гулянья были предприняты только в 1997 году. Регулярно проводить «Луд» стали с 2004 года. В 2005-м праздник получил статус республиканского. Сейчас «Луд» проходит в первые выходные июля – в ночь с субботы на воскресенье.

2 Комментариев для "Луд – ночь на лугу"

  1. У коми нет шанежек-калиток. Артеев — блюди этнический колорит коми!

  2. ответ от автора | 09.07.2015 в 07:22 | Ответить

    «Шаньги готовят из пресного ржаного (калитка, вöсньыд шаньга – букв. ‘тонкая шаньга’) или дрожжевого пшеничного теста (шаньга). Отличаются шаньги из пресного теста способом оформления: сочень калитки загибался вверх и защипывался, а для тонкой шаньги это не характерно. Начинку для шанег готовили из муки (ляти), крупы-сечки (шыдöс), картофельного пюре (нярэм картошка), творога (рысь) и ягод (вотöс). Местная специфика внутри района наблюдается в размерах выпечки: шаньги-калитки на Ижме были диаметром 6–8 см, а на Печоре – почти в два раза больше (15 см)».
    ЛОКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ПИТАНИЯ ИЖЕМСКИХ КОМИ
    Т.И.ЧУДОВА http://www.izvestia.komisc.ru/Archive/i20_ann.files/chudova.pdf

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.