Соцуслуги – в частные руки

Государство готово передать часть своих функций бизнесу, но ответного интереса пока не наблюдается

Очередное заседание Экономического совета Республики Коми было посвящено ситуации с передачей части госуслуг социальной направленности негосударственному сектору. Это, между прочим, еще один из возможных путей экономии бюджетных средств, что в условиях кризиса – жизненная необходимость. Члены кабинета министров во главе с Владимиром Тукмаковым, депутаты и общественники последовательно обсудили положение дел во всех отраслях, где частники могли бы в какой-то мере заменить государство.

ridiculous-caricatures-7(1)

– По качеству оказания социальных услуг Россия отстает от западных стран, и объясняется это монополией государства. Доля негосударственного сектора в медицине у нас всего 16 процентов, в образовании – два процента, а в сфере соцзащиты и того меньше. В Коми расходы на обеспечение социальных гарантий в текущем году составляют более 42 миллиардов рублей, это 60 процентов от расходной части регионального бюджета. Передача части соцуслуг позволит сократить затраты. Мы должны продумать стимулы для негосударственных организаций, готовых работать в этой сфере, – сказал, открывая заседание, Владимир Тукмаков.

Ключевая отрасль, где услуги частников могут быть востребованы, – соцзащита. Министр труда и социального развития РК Илья Семяшкин напомнил, что, согласно концепции социально-экономического развития России до 2020 года, развивать сектор негосударственных соцуслуг собираются тремя основными способами. Первый — преобразование большинства бюджетных учреждений в некоммерческие организации, которые будут выигрывать конкурсы на госзаказ по выполнению соцуслуг. Второй — обеспечение равенства налого-
обложения поставщиков услуг и сокращение административных барьеров на их пути. Третий — создание конкурентной системы господдержки некоммерческих организаций, оказывающих услуги населению, введение для них налоговых льгот.

По данным минсоцтруда, сейчас в республике зарегистрирован 61 поставщик социальных услуг. Все – исключительно государственные учреждения. Подобная ситуация прослеживается по всей стране: некоммерческих организаций, зарегистрированных в соответствующем реестре, – единицы. Оно и понятно – закон вступил в силу 1 января этого года.

Республиканское министерство готово предоставлять гранты в форме субсидий организациям и частным лицам, оказывающим услуги пожилым и инвалидам, но сначала поставщиков соцуслуг надо включить в реестр. Для этого им необходимо подать заявление и представить сведения о деятельности. Впрочем, субсидии не покрывают всех расходов и издержек, поэтому, как констатировал Илья Семяшкин, для бизнеса социальная сфера экономически непривлекательна. Ухаживая за одинокими стариками и инвалидами, много не заработаешь. Другое дело – некоммерческие общественные организации и волонтеры, которые помогают людям по зову души и сердца. В минсоцтруде разработали план мероприятий по их привлечению, и гранты как стимул в данном случае были бы вполне уместны.

Что касается предпринимателей, то привлечь их в эту сферу можно на условиях государственно-частного партнерства. Как пример успешного сотрудничества Илья Семяшкин привел достраиваемый на деньги инвесторов пансионат для пожилых граждан в столичном поселке Максаковка. Также заинтересовать бизнес могут такие виды услуг, как патронат и частные кризисные центры для женщин, обслуживание пожилых и инвалидов на дому. Таких в республике сейчас более шести тысяч человек, и всеми ими занимаются сотрудники соццентров.

В то же время при очевидных плюсах передачи некоторых видов услуг частникам здесь есть и свои минусы. Часть работников может перейти в коммерческие организации, где больше платят, а вот государственные организации, напротив, потеряют в финансировании. Те граждане, кому частники будут оказывать услуги, лишатся льгот. К тому же и контролировать частный сектор некому, из-за этого может пострадать качество, и, как следствие, вырастет недоверие населения. Ведь известно много случаев, когда одиноких пожилых людей обкрадывали мошенники, представившиеся соцработниками.

– Кроме того, негосударственные организации будут заинтересованы только в услугах, приносящих доход, тогда как нам необходимо, чтобы они предоставляли их комплексно, – добавил Илья Семяшкин.

– А не получится ли так, что частникам придется обслуживать исключительно проблемных граждан? – заступился за негосударственный сектор сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта Павел Поташов.

– Нет, потому что конкурс объявляется не на выборочные услуги, а территориально – необходимо обслуживать всех граждан этой категории, проживающих в том или ином городе или районе, – пояснил министр.

Впрочем, желающих конкурировать с государством, как уже было сказано выше, пока нет. Сегодня в сфере соцзащиты работает всего одна организация, получившая грант минсоцтруда. Волонтеры ухаживают за лежачими больными.

Когда в ходе обсуждения прозвучало слово «конкуренция», в разговор вступила заместитель главы республики Тамара Николаева, подчеркнувшая, что в данном случае это вообще неуместное понятие:

– Мы сегодня обсуждаем те условия, при которых таких организаций бы появилось больше. Но человек сам выбирает, чьими услугами воспользоваться – государственного или негосударственного сектора. Мы должны предложить ему такой выбор, но никому ничего навязывать не можем. Задача власти – работать с негосударственным сектором, делать ему предложения. Надо отдавать себе отчет, что далеко не каждый решится взять на себя такую ответственность. А в этой сфере, помимо качества предоставления услуги, нужна еще порядочность, – подчеркнула она.

Не наблюдается большого наплыва желающих оказывать социальные услуги и в сфере здравоохранения. Первый замминистра Вячеслав Колесников объяснил почему. Деятельность медицинских организаций любой формы собственности жестко регламентируется. К их работе предъявляются очень высокие требования. Действует единый тариф, не покрывающий всех расходов, которые несут медучреждения при оказании госгарантий. И если частная организация не может предоставить какой-либо вид услуг из перечня госгарантий, то должна покупать его на рынке за свой счет. Наверное, поэтому из 488 зарегистрированных в Коми частных
медорганизаций только 18 (3,7 процента) вошли в программу гарантийного медицинского обслуживания. Подавляющее большинство из них – стоматологические кабинеты.

Вообще, похоже, что и сам минздрав не очень-то заинтересован в привлечении к оказанию услуг частников. Причину подобной осторожности раскрыла Тамара Николаева:

– Негосударственные компании не соглашаются заниматься такими затратными направлениями, как стационарное лечение, выбирая направления, где риск наименьший. При этом государственные медучреждения не могут конкурировать с негосударственными по оплате труда, и большое количество частных организаций вызовет утечку кадров из госсектора. Специалисты будут переходить туда, где более высокая зарплата и нет такого потока пациентов, как в государственных поликлиниках.

Замминистра культуры Лариса Ушакова обрисовала ситуацию в подведомственной отрасли. В Коми зарегистрировано 128 юридических лиц, которые в графе «род деятельности» указали работу в отрасли отдыха и развлечений, но из них всего семь некоммерческих организаций. Большая часть из них занимается медиа- и сопутствующими услугами: предоставляет оборудование в аренду, организует праздники.

– Что касается других сфер, считаем, что в ближайшее время появление частных предприятий, которые занимались бы отраслью культуры, маловероятно, – отметила замминистра.

Четвертый доклад на заседании Экономического совета был посвящен деятельности частного сектора в образовательной сфере. Как сообщила заместитель министра образования Коми Вероника Лесикова, из 59500 детей, посещающих детские сады в республике, только 440 ходят в частные учреждения. Всего в Коми 14 таких организаций: четыре ведомственные (от «РЖД»), в которые ходит 139 детей, остальные сады зарегистрированы в Сыктывкаре (два как юрлица, восемь как индивидуальный предприниматель). Так как все частные сады не имеют лицензии на предоставление образовательных услуг (здесь осуществляют только уход и присмотр за детьми), получают субсидии из бюджета только ведомственные организации (в 2014 году – 12,7 миллиона рублей, в 2015-м – 13,1 миллиона). Кроме того, именно на них будут распространяться налоговые льготы, которые начали действовать с 1 июля.

Родительская плата в частных садиках Сыктывкара – 12 тысяч рублей: для семейного кошелька это дорого, а для деятельности дошкольного учреждения недостаточно – деньги едва покрывают расходы.

Столичный градоначальник Иван Поздеев посетовал на, как он выразился, «разнонаправленность» действий:

– Чем больше мы открываем новых детских садов, тем больше убиваем частные детсады. Сейчас строятся современные дошкольные учреждения с бассейнами, аппаратными комнатами, и, конечно, каждый родитель предпочитает отдать своего ребенка в такой детсад, а не в частный, где нет образовательных услуг и плата в несколько раз дороже. Таким образом, частный сектор окажется на мели. Чтобы конкурировать, они должны иметь какую-то фишку. Например, открыть музыкальную, рисовальную группы, – предложил мэр Сыктывкара.

Присутствовавшая на заседании представитель этого бизнеса Анастасия Бобрецова заверила, что готова предоставлять разно-образный спектр услуг. Например, открывать группы для маломобильных воспитанников – детей-инвалидов. Есть задумка открыть логопедическую группу, группу для малышей до полутора лет. Но такая работа должна субсидироваться, иначе эти услуги обойдутся обеим сторонам очень дорого и будут недоступны.

Галина Бобракова

Оставьте первый комментарий для "Соцуслуги – в частные руки"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.