В начале октября в Сыктывкаре прошел второй конкурс профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Организаторами выступили региональные министерство образования, науки и молодежной политики, министерство труда, занятости и социальной защиты и Сыктывкарский колледж сервиса и связи. О том, почему именно Сыктывкарский колледж сервиса и связи был избран основной площадкой для проведения конкурса, а также о том, какой ресурсной базой для профессионального образования инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья сегодня располагает это учебное заведение, в интервью «Республике» рассказала директор колледжа Лидия Рябова.
– Тема социализации детей с инвалидностью и необходимости их совместного обучения со здоровыми сверстниками обсуждается уже давно. Однако в силу объективных причин, таких как отсутствие подготовленных педагогических кадров, невозможность сделать доступными здания, построенные по старым стандартам, процесс этот продвигается медленно. Ваш колледж в числе немногих профессиональных учебных заведений готовит специалистов из числа молодых людей, имеющих инвалидность или ограничения в здоровье, и даже является методической площадкой по инклюзивному образованию. Как вам это удалось?
– Я думаю, необходимость включения детей с инвалидностью в жизнь общества понимают и принимают все. Несмотря ни на какие ограничения в здоровье, человек имеет право в меру своих возможностей быть активным членом общества, реализовывать себя в работе и творчестве. Другой вопрос, что для создания условий обучения таких детей требуются дополнительные финансовые вливания, которые не каждое учебное заведение имеет. В 2014 году мы приняли участие в грантовом конкурсе в рамках программы «Доступная среда» и выиграли грант. Наш проект предполагал реконструкцию первого этажа здания колледжа с целью создания доступности для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Мы оборудовали все входы на первом этаже, санузел, оснастили специальной мебелью и оборудованием кабинет для занятий обучающихся с трудностями в передвижении. Тогда и были сделаны первые шаги по созданию доступности в колледже. Это позволило нам набрать группу абитуриентов с инвалидностью на специальность «Экономика и бухгалтерский учет».
В 2016 году на уровне России было принято решение о создании во всех регионах базовых профессиональных образовательных организаций (БПОО), и, поскольку мы уже имели условия для обучения ребят с инвалидностью и опыт работы с ними, наш колледж был выбран для создания такой организации. А в мае прошлого года у нас на базе БПОО был создан региональный центр развития движения «Абилимпикс». Такие центры сейчас создаются по всей стране. И раз уж в нашем колледже сосредоточена материально-техническая и методическая база по профессиональному инклюзивному образованию, то центр развития «Абилимпикса» был создан на нашей площадке.
– Что такое базовая профессиональная образовательная организация и зачем она нужна?
– Это организация, которая решает вопросы профориентации детей с инвалидностью и ограничениями в здоровье, а также осуществляет методическое сопровождение всех профессиональных учебных заведений региона, включая вузы, филиалы и техникумы, в вопросах обучения студентов из этой категории. За год мы сделали очень много: организовывали вебинары, обучение, в этом году проводим собственные курсы, где будем обучать педагогов работать с инвалидами. Кроме того, разработали ряд методических пособий по инклюзивному образованию, организовывали прямые линии.
В рамках создания БПОО мы смогли закупить специальное оборудование, это позволит и нам, и другим профессиональным образовательным организациям проводить прием и обучение людей с различными нозологиями, в том числе с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. У нас в колледже обучается 17 детей с инвалидностью и ОВЗ – с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, а также с соматическими заболеваниями. В БПОО можно получить консультации психолога, работает комната психологической разгрузки и релаксации.
– Преподаватели вашего колледжа все прошли обучение по работе с детьми-инвалидами?
– Когда уже была создана БПОО, в ноябре 2016 года, мы организовали курсы повышения квалификации для 27 преподавателей нашего колледжа. Все педагоги колледжа прошли дистанционные курсы повышения квалификации, организованные в КРИРО и ПК по теме инклюзивного образования. А со 2 по 4 ноября мы будем обучать 50 руководителей и педработников учреждений среднего профессионального образования Республики Коми. Кроме наших специалистов с ними будут работать эксперты из Москвы.
– Вы сказали, что БПОО предлагает услуги по профориентации. А чем конкретно могут быть полезны специалисты вашей базовой профессиональной образовательной организации детям с инвалидностью?
– Мы используем как групповые формы профориентации – встречи с детьми общеобразовательных и коррекционных школ и их родителями, так и индивидуальную работу. Однако в этой работе есть определенные сложности. И для их преодоления в первую очередь необходимо менять сознание самим родителям таких детей, потому что от их позиции многое зависит. Ведь дети с инвалидностью не принимают самостоятельных решений, их выбор чаще всего определяют родители. Мы в БПОО готовы выявить профессиональные намерения детей, используя программы профтестирования, и скорректировать личностные планы в зависимости от особенностей здоровья. Летом в период работы приемных комиссий к нам приходило много родителей с просьбой протестировать их детей на предмет выбора подходящей специальности.
Весной мы провели мониторинг выпускников с инвалидностью, отправили их список в республиканское управление занятости. Сейчас намечаем мониторинг по результатам трудоустройства, который уже позволит видеть, кому из выпускников с инвалидностью нужно оказать содействие в трудоустройстве.
– А как вы можете посодействовать в трудоустройстве?
– Мы сотрудничаем с центром занятости. Ребятам, которые, не найдя работы, приходят за помощью в ЦЗН, помогают подыскать работу. Хотя, конечно, есть категория выпускников колледжей или вузов, которые не хотят трудоустраиваться. Но это уже их право.
– С какой целью создавался конкурс «Абилимпикс»? И почему, если это конкурс профмастерства, в нем принимают участие не только студенты, специалисты, но и школьники?
– «Абилимпикс» – это профориентационная модель, отправная точка входа на рынок труда для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Цель – пропаганда равных возможностей для профессионального роста и, конечно, трудоустройство участников и победителей. Во время соревнований участники в реальном времени смогли продемонстрировать свои способности. Приглашенные на конкурс работодатели могли заинтересоваться кем-то из них и пригласить к себе на работу. Было 47 участников со всей республики. Всего на конкурсе было представлено восемь компетенций (профессий). Соревнования по компетенциям «Технология моды», «Сборка-разборка электронного оборудования», «Администрирование баз данных», «Портной», «Художественное вышивание» и «Резьба по дереву» проходили на базе Сыктывкарского политехнического техникума. На нашей площадке проходили соревнования по компетенциям «Массажист» и «Экономика и бухгалтерский учет». Участниками были студенты колледжа и техникума, школьники и работающие специалисты с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, нарушениями интеллекта и другими заболеваниями.
Что касается участников-школьников с ограничениями в здоровье или с инвалидностью, то для них такие конкурсы – лучшая профориентация, ребята готовятся получать профессию и стоят перед выбором. На конкурсе они реально увидели, чем могли бы заняться в будущем. Школьники участвовали в двух компетенциях (профессиях) – художественное вышивание и резьба по дереву. Участниками были обучающиеся из специальных коррекционных школ и школ-интернатов.
В начале декабря победители чемпионата «Абилимпикс» Республики Коми покажут свое профессиональное мастерство на всероссийском этапе конкурса.
– А молодые люди, принимавшие участие в конкурсе в категории «Специалисты», уже трудо-устроены?
– В конкурсе принимали участие в основном уже работающие специалисты для повышения своей квалификации. К примеру, один участник-массажист специально для этого конкурса разработал свою методику массажа, которую собирается теперь практиковать. Из восьми массажистов не была трудоустроена только одна девушка. После этого конкурса она поверила в то, что в центре занятости ей реально могут помочь найти работу, и решила туда обратиться за помощью.
Чемпионат задал стандарт готовности людей с инвалидностью к работе на рынке труда, и этот стандарт говорит о том, что мы не занижаем планку, а показываем, что инвалиды могут быть конкурентоспособны. Участники чемпионата «Абилимпикс» Республики Коми – это люди не с ограниченными возможностями, а с безграничными способностями. И даже те, кто не стал победителем, все равно в проигрыше не остались. Ведь участие в конкурсе – уже некая планка, которую человек преодолел.
Беседовала Галина ГАЕВА
В 2018-2019 учебном году Сыктывкарский колледж сервиса и связи планирует проводить набор на обучение по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
По вопросам поступления людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в средние профессиональные образовательные организации Республики Коми можно обращаться по телефону 8 (8212) 31-42-86 или в БПОО Сыктывкарского колледжа сервиса и связи, расположенного по адресу: 167023, Сыктывкар, ул. Морозова, 118, кабинет 101.
Оставьте первый комментарий для "Лидия Рябова: «Мы готовы оказывать помощь и школьникам с инвалидностью, и их педагогам»"