Игорь Иванов: «Книга – это не носитель информации, а культурный феномен»

По инициативе правительства республики в этом году будет запущено серийное издание, предварительно получившее название «Жизнь замечательных людей РК». Выпуск многотомника, приуроченный к Году патриотизма в Коми, доверили региональному издательству «Эском».

В интервью БНК его руководитель, председатель Ассоциации книгоиздателей республики Игорь Иванов рассказал о том, как идет подготовка первого тома серии, с какими проблемами сталкиваются провинциальные издательства и как возродить у переставших читать россиян интерес к книге.

– О том, что в республике планируется издание серии книг в духе «ЖЗЛ», стало известно всего полтора месяца назад, а первый том обещали выпустить уже в этом году. Чья биография выйдет в свет первой и когда это произойдет?

KIR_4316-copy_prev_original

– Удивительно, что идея создания этой биографической серии возникла лишь недавно и будет реализована только начиная с этого года. Формат издания мы начали обдумывать еще в прошлом году, и ясно, что оно должно отличаться оформлением и качеством. Предложения нашего издательства получили поддержку, мы нашли нескольких авторов, хотя на сегодня не сформированы ни окончательный список героев серии, ни авторский состав, и работа над первой книгой – о народном учителе СССР Александре Александровиче Католикове – уже идет. Это  одна из бесспорных кандидатур, думается, ни у кого нет сомнения, что один из томов серии должен быть посвящен ему. Поэтому мы с него и начали, тем более на следующий год исполняется 75 лет со дня его рождения и 20 лет со дня кончины. Автор книги Михаил Сизов – опытный журналист с большим стажем – встречается с родственниками и друзьями педагога, поработал в музее-кабинете Католикова, исследует архивные материалы, и уже осенью мы надеемся увидеть эту книгу. Хотя подготовить ее в такие короткие сроки – написать и снабдить фотоматериалами – очень нелегко.

– Книги какого объема планируется выпускать? Нет опасений, что по некоторым личностям, биографии которых предложены к публикации, материала будет немного?

– Объем должен составлять около 300 страниц. Действительно, о ком-то информацию будет найти непросто. Вот, например, Владимир Старовский – руководитель всесоюзной статистики, уроженец республики. Если будет принято решение включить его в список тех, чьи биографии представит «ЖЗЛК», то каким образом собирать информацию, если его работа относилась к засекреченной сфере, сам он находился в Москве, и сколько понадобится времени для такой кропотливой работы… Это долго и сложно. Конечно, с кем-то дело будет обстоять легче, но все же, замечу, в авторы серии особенно никто не рвется – помимо того что надо написать живо, правдиво и качественно, необходимо встречаться с людьми, собирать эпизоды из жизни героев, которые позволили бы дать представление об их личности, а не только о работе и подвигах. В некоторых регионах пытались издавать подобные серии, но редко получалось – выходили сухие научные книги, которые никто не читал.

– Когда рабочая группа обсуждала выпуск серии, некоторые ее члены высказались за то, что книги о выдающихся людях региона будут интересны и должны распространяться не только в Коми, но и за ее пределами. Вы с этим согласны?

– Сейчас идет активная работа по продвижению республики и ее брендов. С этой точки зрения важно, чтобы наши книги могли распространяться в Москве, например, при содействии республиканского представительства в столице. К нам в республику приезжают делегации из разных городов России и стран мира, которым дарят сувениры на память, и они действительно могут напомнить о Коми. Но по существу сувенир, пусть даже красивый, никакого представления о нашем крае не дает. А если человек хотя бы в самолете, по пути домой, полистает книгу из готовящейся серии – своеобразный рассказ о крае в лицах,  то у него сложится представление, что Республика Коми – это не какой-то медвежий угол на северо-востоке европейской части России, а регион, который воспитал таких выдающихся деятелей.

– То есть необходимо, чтобы издание вышло на российский уровень. А другая литература, выпускающаяся у нас, – она попадает на книжные прилавки страны?

– В конце июня мы с руководителем Издательского дома Коми Вячеславом Поповым приняли участие в книжной ярмарке «Книги России», которая проходила на Красной площади в Москве. Мы представили не только наши издательства – «Эск\м» и Издательский дом Коми, а также издательства «Титул» и «Анбур» – к сожалению, активно работающих издательств в регионе не так много. На выставке провинциальным издательствам был выделен целый павильон, и это одна из немногих площадок в Москве, где можно увидеть продукцию, издаваемую в регионах. На прилавках московских книжных магазинов ее не бывает, издательствам из провинции прорваться на московский рынок практически невозможно. Не менее сложно работать с магазинами других регионов. И не потому, что наши книги не востребованы или их качество хуже, напротив, качество часто и лучше, чем у московских издательств, потому что наши издательства – это не фабрики по изготовлению книг, мы имеем возможность работать с каждым автором, с каждой книгой более тщательно. Но провинциальная книготорговля в глубочайшем кризисе, а в сетевые магазины нас попросту не пускают.

– Как работает ваше издательство? План выпуска в основном составляют подобные «ЖЗЛК» проекты государственного значения или частные клиенты к вам тоже обращаются?

– В прошлом году на государственные гранты наше издательство выпустило всего три книги, в позапрошлом – две. В этом году мы пока заключили только один договор по госпрограмме. Так что, ориентируясь только на господдержку, мы бы просто не выжили. Есть книги, которые мы издаем по договоренности с авторами, есть собственный план издательства. Но не всё в нашем деле измеряется финансовой целесообразностью. В конце прошлого года мы выпустили по гранту книгу «Небесные колокольчики» сыктывкарца Александра Лобанова, военного врача, пишущего в жанре военной прозы, лауреата литературной премии минобороны, победителя всероссийского конкурса писателей-баталистов. Мы специально за свой счет допечатали тираж – 120 экземпляров, с тем чтобы отправить книгу читателю Донбасса, где дела с литературой на русском языке обстоят плохо. В прошлом году отправили детские книги в Крым, где тоже с литературой не очень.

– А как обстоят дела у нас? В Сыктывкаре книжные магазины, торговавшие некогда на больших площадях (чего стоит только бывший Дом книги), теперь довольствуются тесными помещениями, а за пределами Сыктывкара книжных магазинов почти не осталось.

– Так дело обстоит не только у нас. Сейчас в России менее четырех тысяч книжных магазинов, и это, мягко говоря, не густо на такую страну – в два раза меньше, чем было в Российской империи. И сокращение количества книжных магазинов продолжается. А ведь спрос на книги напрямую зависит от возможности их купить. Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект о льготной аренде для книжных магазинов. Об этом председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев говорил еще в 2013 году, и есть надежда, что с 2016 года закон начнет работать. Удивительно для меня, что до сих пор книготорговлю у нас приравнивали к высокодоходной торговле всяким ширпотребом и продовольствием, игнорируя мировой опыт, да и практику льготирования книготорговли в СССР. В Советском Союзе понимали, что книжный – это не просто торговая точка, он выполняет важную культурную и идеологическую функцию. Надеюсь, хотя бы тенденция закрытия книжных магазинов прекратится. Ведь что мы имеем сегодня? Расходы на аренду закладываются в стоимость книги, и в результате наценка по книгам доходит до 200 процентов. Специалисты выяснили, что психологический порог цены на книгу для среднего читателя – 300-350 рублей. И вот посчитайте, по какой цене мы, издатели, должны отдавать в магазин книгу, чтоб она оставалась доступной для читателя. Ведь и ассортимент книг зависит не только от издательств, но и от размеров помещений. Понятно, что детективы и Донцова всегда будут занимать на прилавках господствующие позиции, но, если магазин большой, найдется место и для серьезной литературы. А будет на прилавке хорошая книга, будет и спрос на нее – издатели это всегда понимали.

– Считаете ли вы, что у нас в республике есть качественная литература российского уровня?

– Есть очень хорошие авторы, есть и качественная литература, которой можно гордиться. К примеру, недавно мы издали книгу Тамары Ломбиной «Про правду и кривду. Сказки для детей и их родителей», я лично с удовольствием над ней работал. Не случайно рукопись этой книги в 2013 году была признана победителем Международного конкурса писателей-сказочников имени Ершова. Считаю, что ее появление – событие в нашем литературном процессе, и мы, как издатели, старались соответствовать высокому качеству рукописи, издали книгу в цвете, богато проиллюстрировав. У нас выходят действительно интересные книги, но из-за отсутствия системы книгораспространения читатели в республике слабо знают авторов и то, о чем они пишут.

– То есть книги не читают, потому что их нет, а не потому, что читать просто перестали?

– Это взаимосвязанные вещи. Интерес к книге падает – во всем мире такая тенденция, а у нас она просто катастрофическая. Сейчас не читают 36 процентов россиян, в 2012 году было 29 процентов. Согласно опросам только каждый шестой россиянин брал книгу почитать хотя бы раз в неделю. И число наименований выпускаемых книг за последнее время снизилось на четверть, и количество издательств сократилось на семь процентов. В этом году ожидается падение продаж книг на 22 процента. В прошлом году книжный рынок упал на 10 процентов, за первое полугодие 2015-го – уже на 18 процентов. В прошлом году был самый низкий общий тираж выпускаемой литературы за все годы. При этом представление о том, что читающие люди ушли в интернет, иллюзорно – цифровые книги востребованы только у двух процентов россиян. Серьезные авторы тоже не стремятся выкладывать свои произведения в интернет, так как после их появления в сети ни одно издательство уже за эту книгу не возьмется.

– И этот процесс необратим?

– Мне кажется, что заниматься этой проблемой надо, что называется, с другого конца: раньше мы все пытались поправить что-то в области книгоиздания, а надо бы воспитывать культуру чтения и интерес к нему. Раньше говорили, если дома есть книги, то дети будут читать. Ничего подобного, во многих семьях книги стоят, и их никто не читает. Нужна активная пропаганда чтения детям. Исследования говорят о том, что если в семье читают вслух, то шансов, что ребенок станет читать самостоятельно, гораздо больше. Есть много рекомендаций, как приучить ребенка к чтению. Например, если он любит мультфильмы, нужно предлагать ему книги о мультфильмах. Когда читаешь, можно останавливаться на самом интересном месте, чтобы ребенок сам попросил продолжить. Можно поощрить  читающего перед сном ребенка тем, что  позволить ему подольше не ложиться спать… Конечно, не сразу ситуация начнет выправляться, но на Западе интерес к бумажной книге стабилизировался. Общество должно понять, что книга не носитель информации – за информацией отправляйтесь в интернет, а культурный феномен. Прочитать книгу и сходить в театр – это вещи одного порядка. Иллюстрации, запах, качественная бумага, время, проведенное за книгой при свете торшера, создают ту культурную среду, в которой человек воспитывается и в которой он сам себе становится дорог, начиная ценить не только литературу, но и себя в ней как читателя.

Фото Кирилла ЗАТРУТИНА, БНК

Оставьте первый комментарий для "Игорь Иванов: «Книга – это не носитель информации, а культурный феномен»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.