Молодая художница представила современный взгляд на народную культуру
В понедельник в Центре культурных инициатив «Югор» ценители искусства решали тайны «Законов звезд и формул цветов». Под таким необычным названием молодая художница Татьяна Ракина открыла персональную выставку.
Татьяна Ракина экспонируется в Сыктывкаре не в первый раз. Начиная с 2010 года она ведет активную творческую жизнь, ее работы можно было увидеть на выставках «Мы – молодые», «Мы есть», «Молодые ростки древних корней» как в Национальной галерее Коми, так и в Национальном музее республики. Также в копилке достижений художницы – награды конкурса «Мастер года». Окончив факультет искусств Сыктывкарского университета, девушка поступила в магистратуру в Санкт-Петербурге, там же участвовала в проекте «Этнолабиринты Коми» в 2014 году. В течение последних двух с половиной лет художница вдохновлялась народным творчеством, и в частности лубочными картинами, что и стало толчком для создания новой масштабной экспозиции.
«Законы звезд и формулы цветов» – название, не лишенное символизма. Первая часть говорит о том, что весь творческий замысел рождается не случайно, а дается свыше. Объемная формулировка развязывает руки в первую очередь художнику и дает ему возможность вложить в выставку максимум. Разнообразие жанров и смыслов не отталкивает зрителей и позволяет увидеть развитие художественной техники и многогранность творца.
– Я приняла для себя решение, что буду рисовать каждый день, – рассказала на открытии Татьяна Ракина. – Рисовать столько, сколько потребуется для того, чтобы мои работы были сделаны так, как я это вижу, понимаю. Это истории о любви, красоте, восхищение народным искусством.
Прямо на входе в выставочный зал посетителей встречают три женских портрета, изображающие самых важных людей в жизни художницы – бабушку, мать и тетю. Как пояснила Татьяна Ракина, сама экспозиция – это одно большое «спасибо» ее семье, а все работы «поистине принадлежат ее матери».
Несмотря на то, что источником сил для автора служило народное творчество, большинство картин, будь то пейзажи, портреты или зарисовки-миниатюры, были чисто женские. Нежные, трогательные образы, мягкой рукой творца полутонами и намеками раскрыты девичьи мечты и терзания, жизнелюбие юности – «Целование», «Июльский зной», «Облачно-лиловая комната».
И все же больше всего собравшихся поразило гармоничное сочетание лубковых традиций, народных сюжетов и современного взгляда. За основу были взяты собственные наработки Татьяны Ракиной, подготовленные для диплома. Тема балаганного искусства заняла самый большой блок выставки. Часть картин была в багете, отдельные фразы располагались у ключевых фигур композиции. Для того чтобы отобразить широту русского праздника, мало было одной картины, поэтому художница обратилась к яркому, насыщенному красками триптиху. Изображения были созданы в технике граттажа, когда на покрытой воском бумаге процарапывают рисунок.
Общую атмосферу близости к корням дополняло и музыкальное сопровождение. На рукотворном инструменте ударник Денис Кочетков создавал трель из звенящих, чистых звуков.
Несмотря на кажущуюся легкость, присутствовали на выставке и тяжелые, темные картины. Так серия «Лесорубы» изображает, как ясно из названия, грубое уничтожение лесного массива. Десять взаимосвязанных изображений: от гиперболизированного заглатывания человеком стволов деревьев до техники, вгрызающейся в землю.
– Вы знаете, что рядом с добротой есть уродство, несправедливость, – объясняет Татьяна Ракина. – Серия «Лесорубы» – это обобщенный образ разрушения в противовес созидательной силе народного искусства. Мне хотелось быть честной, поэтому эту серию мы выставили.
Бывшие наставники Татьяны Ракиной отметили высокий уровень эстетичности экспозиции.
– Таня приехала с готовыми работами, – рассказала член Союза художников и куратор выставки Анжела Разманова. – Это было открытие и восторг, когда она зашла в мастерскую просто посоветоваться и попросила помочь с выставкой. Я редко восхищаюсь. Это не пафосный восторг, а счастье и радость. Это удивительная смелость сейчас взять и сказать себе: «Я художник». Таня как раз художник, и вы должны запомнить это имя.
Выставка перетекает из одного настроения в другое. Это вводит зрителей в меланхолию наблюдения за сменой нескольких этапов. По словам Анжелы Размановой, выставка преподнесена художником с внутренней культурой, трепетом и уважением к зрителю. Подтвердила это мнение и бывший преподаватель автора Вера Белоусова:
– Когда она пришла поступать и привезла свои работы, достаточно большое количество, у меня зачесались руки. Я подумала: «Пусть эта девочка к нам поступит. Я хочу с ней работать».
Человека видно сразу: его душу, его чувства, его чистоту. Чистота выражена в его работах. Мы видим как бы кристаллизацию его внутреннего состояния, отношения к миру.
Одним из значений этой многосторонней выставки стал «маяк», по выражению еще одного преподавателя университета Светланы Бутаковой:
– Очень приятно, что потихонечку благодаря отдельным людям формируется сообщество молодых художников в нашем северном городе. Эта выставка для многих, тех, кто скоро выпустится и будет решать свою творческую судьбу, будет маячком, который показывает, что возможно творить, даже когда тебе никто не платит, когда тебя никто не продвигает, никто не пиарит, когда за тобой практически никого нет, кроме родных и близких.
Сама художница отметила после открытия, что подготовка выставки многому ее научила.
– Она сделала меня еще более дисциплинированной, ответственной, даже педантичной, – рассказала Татьяна Ракина. – Казалось бы, ты можешь себе что-то простить в работе, а потом это все видно. Надо делать все хорошо, насколько это возможно. Быть впереди на семь шагов вперед. Выставка должна если не научить чему-то собравшихся, то вдохновить.
Елизавета Морохина
Фото Николая Антоновского, БНК
Оставьте первый комментарий для "Маячок среди звезд и цветов"