В Коми побывала съемочная группа санкт-петербургского филиала программы «Следствие вели…» телеканала НТВ. Редактор-корреспондент Наталья Мичурина и оператор-корреспондент Владимир Мичурин приехали в регион, чтобы отснять материал по очеркам из книги Анатолия Соловьёва «Сыщики земли зырянской».
Напомним, в 2019 году автор подарил издание ведущему документального сериала Леониду Каневскому, который очень заинтересовался криминальной «летописью» Коми. По книге в рамках цикла уже вышли два фильма «Убийство в постели» и «Клоун». В этот раз сотрудников НТВ заинтересовала история убийства несовершеннолетней в Ухте в середине 1980-х. Они созвонились с Анатолием Соловьёвым и, расспросив подробнее об этом уголовном деле, решили приехать в Коми для съемок новых передач.
Гвоздики от убийцы
Напомним, резонансное преступление было совершено в ноябре 1986 года. Тогда двенадцатилетняя Светлана Коробова (имя и фамилия изменены) не пришла домой. Она была дружелюбной, жизнерадостной, домашней девочкой, обязательно сообщала родителям, если задерживалась. Вечером после уроков шестиклассница ездила на автобусе в музыкальную школу. Занятия там завершались в 18:00, и к семи вечера она обычно была дома. Но в тот вечер родители увидели в прихожей только папку с нотами. Обзвонили всех подруг дочери, но те не знали, где она может быть. Тогда родители отправились в милицию. Поиски пропавшей девочки затянулись до полуночи, но не дали результата.
Позднее труп школьницы с признаками насильственной смерти обнаружили прохожие в промышленном районе Ухты. На подмогу местным милиционерам прислали опытных сыщиков из Сыктывкара. Оперативники провели кропотливую работу по поиску подозреваемых, отработали всех, кто хоть как-то мог быть причастен к злодеянию. Сыщики, следователи прокуратуры, участковые сбились с ног, отрабатывая одну версию за другой, проводя поквартирные обходы, проверку транспорта, работавшего в промышленной зоне, и другие оперативные мероприятия. Но все было тщетно.
Вместе с другими коллегами здесь работал и старший оперуполномоченный управления уголовного розыска МВД по РК Виктор Зленко. Именно он первым выдвинул версию о том, что убийца – друг семьи Коробовых, директор одного из культурных учреждений города Александр Потапов (фамилия изменена). Тот был уважаемым человеком в Ухте. Он утверждал, что не имеет отношения к совершению преступления, грозил пожаловаться на «гонения» со стороны правоохранителей партийному руководству. А сыщики по крупицам собирали доказательства его вины. Одной из главный улик стал след от машинного коврика «Запорожца» Потапова на куртке девочки. В день исчезновения школьницы ее соседка видела у подъезда известного в городе человека – Потапова. И мать Светы рассказала, что Александр после гибели их дочери стал очень заботливым: выражал соболезнования родителям, нес крышку гроба убитой девочки, на сороковой день после ее смерти принес матери жертвы огромный букет гвоздик…
В конце концов правоохранители восстановили ход событий: Потапов встретил девочку у подъезда, предложил ей вместе с ним съездить за картошкой. У Светланы не было оснований опасаться друга семьи. Злоумышленник отвез школьницу на свою дачу. Там изнасиловал, ударил монтировкой, тело сбросил в яму и забросал опилками. По заключению судмедэксперта, после этого жертва была жива еще около двух часов.
Вскоре Потапов узнал, что оперативники проверяют все гаражи и дачи и подбросил труп ребенка на обочину дороги. Когда вез тело, на одежде школьницы остался отпечаток коврика из его машины.
Собранных доказательств было достаточно для вынесения обвинительного приговора. Суд приговорил убийцу и насильника к расстрелу.
Находка у железной дороги
Параллельно сотрудники НТВ взяли «в разработку» и раскрытие двух убийств, совершенных в Сосногорском районе в середине 1980-х годов. Очерк «По следам ираёльского потрошителя» будет опубликован во втором томе «Сыщиков».
…В конце февраля 1984 года молодого инспектора угрозыска РОВД Ивана Кравчука направили в служебную командировку в поселок Ираёль, который тогда являлся крупным населенным пунктом. Здесь проживали более двух тысяч человек, работали два леспромхоза. Поэтому криминальная обстановка была достаточно напряженной.
Инспектор быстро разобрался со всеми порученными ему делами и уже оформлял последний протокол допроса, как вдруг в помещение влетела женщина. Она рассказала, что на лесной тропинке, в заснеженных кустах ее собака обнаружила… человеческую голову. Милиционер сразу же отправился к указанному свидетельницей месту – на территории между двумя леспромхозами (у железнодорожной линии). Он лично убедился в том, что в кустах действительно лежит человеческая голова.
Оперативно-следственную группу, прибывшую в Ираёль на рассвете, возглавил заместитель начальника Сосногорского РОВД по оперативной работе Анатолий Шитиков. В ее состав вошли следователи республиканской прокуратуры, ряд сотрудников Управления уголовного розыска МВД Коми АССР. Первым делом нужно было установить личность убитого. Но вот незадача: в обоих леспромхозах – большая текучка кадров и практически никакого контроля за приезжающими и уезжающими.
Активные следственно-оперативные мероприятия проводились несколько дней. Рядом с тем местом, где была найдена голова, обнаружили еще несколько мелких фрагментов человеческого тела. Правоохранители допросили более ста свидетелей, благодаря чему попутно раскрыли несколько других преступлений. Но сыщики с нетерпением ждали результатов судебно-медицинской экспертизы, надеясь получить хоть какую-то зацепку по делу о страшных находках. Вскоре все были огорошены: выяснилось, что фрагменты тела принадлежат двум людям…
Кравчук не сомневался, что без помощи оперативных источников раскрыть два убийства будет крайне сложно. Нужно работать с доверенными лицами. Примерно через неделю от одного из них сыщик узнал, что месяца два назад из поселка исчез некто Игорь Белов (имена и фамилии фигурантов и потерпевших в тексте изменены). Экспертиза подтвердила, что останки одного из убитых принадлежат именно Белову.
Улика из сарая
Вскоре эксперты озвучили новые данные: на останках человеческих тел обнаружены следы опилок и свиного помета. Сыщики выдвинули версию: расчленение происходило в каком-то хлеве. Свиней в Ираёле держали жители трех десятков дворов, а это порядка 50 сараев. Обыскивать каждый из них? Это заняло бы время. Нужно было искать связи Белова с местными. Вскоре установили, что пропавший общался со многими, но больше всего – с Сергеем Чумовым, недавно освободившимся из колонии. Судимый за грабеж, он проживал с сожительницей в частном доме на окраине поселка. Оперативно-следственная группа приняла решение осмотреть все сараи, в которых могли находиться свиньи, но в первую очередь – строения на участках приятелей Белова. Для осмотра были созданы три группы.
Иван Кравчук с участковым Вячеславом Петровым отправились в дом Чумова. Хозяин дома спокойно пояснил, что свиней забил перед Новым годом, показал свой сарай, где ничего подозрительного обнаружить не удалось. Но вскоре Кравчуку от местных стало известно, что Чумов думает уезжать из поселка. Милиционер вместе с участковым вернулся в сарай Чумова и принялся исследовать оставшуюся на полу подстилку, буквально просеивая ее сквозь пальцы. И тут их ждала удача: среди опилок были обнаружены мелкие осколки костей… Экспертиза подтвердила, что они идентичны фрагментам, найденным возле железной дороги.
После этого остатки навоза из сарая Чумова были взяты официально, при понятых. Результат первой экспертизы подтвердился. Подозреваемого задержали на трое суток.
Через два дня под тяжестью предъявленных улик злоумышленник признался в убийствах. К тому моменту сыщикам удалось установить личность второго потерпевшего: им оказался житель Ираёля Николай Кетов.
А останки – в вагоны с углем
Страшные события разворачивались так. Сергей Чумов решил перебрать в доме печь. А Игорь Белов слыл неплохим печником и потому согласился помочь. После ремонта хозяин работу оплатил. Но печнику сумма показалась маленькой, поэтому Белов стал время от времени заявляться к Чумову: просил деньги на выпивку, скандалил. И вот во время очередного конфликта бывший зэк в порыве ярости с размаху воткнул в грудь приятеля острый напильник. Потерпевший скончался на месте.
Затем убийца перенес тело в сарай, в пустом загоне для свиней стал расчленять труп. Решил захоронить останки не в земле, а в угле – там-то их точно никто не найдет. Он пришел на железнодорожные пути и стал забрасывать фрагменты тела в открытые вагоны с углем, проходившие мимо. Вот только однажды силу броска не рассчитал: голова и другие останки перелетели через вагоны и скатились в лесной массив.
Второй жертвой потрошителя стал Николай Кетов из Ухты, навещавший родителей в Ираёле. Приехав в поселок, он пришел к Чумову и заявил: «Мне известно, что ты был последним, кто видел моего кореша Игоря. Ты явно что-то знаешь. Я про тебя расскажу в милиции». Чумов, испугавшись разоблачения, схватил нож и воткнул уходившему гостю в спину. Тело жертвы расчленил, останки тоже отправил в товарные вагоны с углем. Несколько фрагментов тела упали рядом с железной дорогой.
Суд приговорил «ираёльского мясника» к высшей мере наказания – расстрелу.
Из суда – в музей
Первые два дня гости из Санкт-Петербурга работали в архиве Верховного суда РК, изучая уголовные дела. А затем вели съемку в музее МВД по Республике Коми, где содействие им оказала директор учреждения Марина Суворова. К слову, в недалеком прошлом она – одна из лучших дознавателей регионального МВД.
На встречу с телевизионщиками Анатолий Соловьёв пригласил ветеранов уголовного розыска, о которых рассказывается в очерках книги: Виктора Зленко и Николая Семёнова. Они участвовали в записи программы, рассказали о деталях раскрытия убийства школьницы в Ухте. Вспоминали и о других резонансных преступлениях.
Также сотрудников НТВ заинтересовал заглянувший в музей ветеран – Николай Трофимов – один из опытнейших сыщиков Сыктывдинского района. Он поведал гостям о раскрытых им резонансных преступлениях: серии убийств таксистов и расправах над женщиной и девочкой в Выльгорте. Эти эпизоды также вошли во второй том «Сыщиков». Наталья Мичурина загорелась идеей сделать экранизацию очерков о них, согласовав выбор с Леонидом Каневским и руководством программы.
Затем сотрудники НТВ и бывшие оперативники отправились навестить ветерана уголовного розыска Николая Коюшева, который в 1980-е годы руководил отделом по раскрытию умышленных убийств и служил заместителем начальника Управления уголовного розыска МВД Коми АССР. Он также выезжал работать по убийству девочки в Ухте. Во время беседы со знаменитым сыщиком Наталья и Владимир наметили новые темы для съемок в Коми.
Из Сыктывкара сотрудники НТВ выехали в Ухту, а затем в Сосногорск и Ираёль, где продолжили съемки на местности. Планируется, что выпуски программы «Следствие вели…» о раскрытии преступлений в Коми выйдут в эфир примерно через месяц.
Елена МУЗЫКАНТ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Сыщиков из Коми вновь покажут на НТВ"