Печатная история БАМа

В этом году Байкало-Амурская магистраль, а попросту БАМ, отмечает полувековой юбилей. Постановление о строительстве магистрали вышло 8 июля 1974 года. К этой золотой дате Национальная библиотека Коми подготовила и открыла выставку «Идут по БАМу поезда». Книжно-журнальная экспозиция представлена в фойе второго этажа библиотеки.

На выставке 26 книг. Это научные издания, публицистика, художественные произведения, воспоминания участников стройки века. По публикациям и книгам можно проследить, как менялось отношение к БАМу в разное время. Если поначалу это была «стройка века» и шло ее воспевание, то затем о ней же писали: «миллиарды потрачены впустую».

Впервые план тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала обсуждался в Русском техническом обществе еще в 1888 году. Но ни сил, ни средств для выполнения таких грандиозных работ у Российской империи не было. Спустя десятилетия к этой идее вернулось уже советское правительство: СССР нужна была железная дорога, открывающая доступ к богатым недрам Сибири и Дальнего Востока. В 1932 году Совнарком принял постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали.

В разное время дорогу строили и заключенные, и военнослужащие. А в апреле 1974 года, когда стройка была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской, тысячи добровольцев, окрыленные общей идеей и романтикой молодости, отправились на БАМ. В создании магистрали участвовали более двух миллионов граждан страны. Были в их рядах и жители Коми АССР. Конкурс на право стать членом комсомольского отряда доходил до 300 человек на одно место. Строители БАМа в среднем получали 332 рубля в месяц. Это в два с половиной раза больше, чем обычная зарплата в СССР в 1970-х.

БАМ жив и сейчас. Железнодорожные пути проложены через всю Восточную Сибирь и Дальний Восток России. По рельсам идут поезда и перевозятся грузы. Длина основного пути от станции Тайшет до станции Советская Гавань составляет 4287 километров, которые пересекают шесть регионов, семь горных хребтов и одиннадцать полноводных рек. БАМ проходит через 200 железнодорожных станций и разъездов, 60 городов и поселков. На выставке также представлена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Ее получили около 170 тысяч человек.

Книжная выставка будет проходить до 20 мая.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Печатная история БАМа"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.