В этом году Байкало-Амурская магистраль, а попросту БАМ, отмечает полувековой юбилей. Постановление о строительстве магистрали вышло 8 июля 1974 года. К этой золотой дате Национальная библиотека Коми подготовила и открыла выставку «Идут по БАМу поезда». Книжно-журнальная экспозиция представлена в фойе второго этажа библиотеки.
На выставке 26 книг. Это научные издания, публицистика, художественные произведения, воспоминания участников стройки века. По публикациям и книгам можно проследить, как менялось отношение к БАМу в разное время. Если поначалу это была «стройка века» и шло ее воспевание, то затем о ней же писали: «миллиарды потрачены впустую».
Впервые план тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала обсуждался в Русском техническом обществе еще в 1888 году. Но ни сил, ни средств для выполнения таких грандиозных работ у Российской империи не было. Спустя десятилетия к этой идее вернулось уже советское правительство: СССР нужна была железная дорога, открывающая доступ к богатым недрам Сибири и Дальнего Востока. В 1932 году Совнарком принял постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали.
В разное время дорогу строили и заключенные, и военнослужащие. А в апреле 1974 года, когда стройка была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской, тысячи добровольцев, окрыленные общей идеей и романтикой молодости, отправились на БАМ. В создании магистрали участвовали более двух миллионов граждан страны. Были в их рядах и жители Коми АССР. Конкурс на право стать членом комсомольского отряда доходил до 300 человек на одно место. Строители БАМа в среднем получали 332 рубля в месяц. Это в два с половиной раза больше, чем обычная зарплата в СССР в 1970-х.
БАМ жив и сейчас. Железнодорожные пути проложены через всю Восточную Сибирь и Дальний Восток России. По рельсам идут поезда и перевозятся грузы. Длина основного пути от станции Тайшет до станции Советская Гавань составляет 4287 километров, которые пересекают шесть регионов, семь горных хребтов и одиннадцать полноводных рек. БАМ проходит через 200 железнодорожных станций и разъездов, 60 городов и поселков. На выставке также представлена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Ее получили около 170 тысяч человек.
Книжная выставка будет проходить до 20 мая.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Печатная история БАМа"