Что ожидает потребителей коммунальных услуг во втором полугодии
С 1 июля 2024 года произойдет очередное повышение тарифов на коммунальные услуги. Каким будет этот рост в Коми и что делается в республике для того, чтобы тарифы оставались доступными для населения, рассказала руководитель Комитета РК по тарифам Анна Тюрнина на встрече с общественниками региона.
Баланс интересов
Тарифы растут, и этому есть объективные причины – инфляция, рост заработной платы работников, модернизация основных фондов ресурсоснабжающих предприятий.
– С декабря 2022 года, весь 2023 год и первое полугодие 2024 года тарифы на коммунальные услуги в Коми не росли, – напомнила Анна Тюрнина. – При этом с 1 января текущего года изменился минимальный размер оплаты труда. Теперь он составляет более 19 тысяч рублей. Выросли и другие затраты предприятий. Наша задача как комитета – обеспечить баланс интересов потребителей и поставщиков коммунальных услуг, чтобы, с одной стороны, тарифы не оказались неподъемными для населения, а с другой, организации, поставляющие ресурсы, работали стабильно и не уходили с рынка. Любое некорректное регулирование тарифов со стороны государства может привести к банкротству предприятий.
Баланс интересов обеспечивается путем возмещения государством выпадающих доходов ресурсникам. То есть, чтобы коммунальные ресурсы были доступны потребителям, республиканский бюджет компенсирует организациям разницу между экономическим обоснованным тарифом и льготным. Таким образом субсидируется деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, поставка твердого топлива, а также электроэнергии, если речь идет о децентрализованных зонах, где электричество производится на дизельных электростанциях и значительно дороже централизованного электроснабжения.
Максимально возможный рост тарифов составит в Коми 13,5 процента. Руководитель тарифного комитета объяснила, почему у кого-то плата за «коммуналку» вырастет существенно, а у кого-то нет и от чего это зависит.
– Каждый год готовится указ Главы Республики Коми, в котором предусматривается индекс роста платы граждан по территориям муниципальных образований. На 2023 год роста не было, в 2024 году индекс обновлен после принятия закона о льготных тарифах. Законом предусматривается заморозка льготных тарифов на тепловую энергию, особенно для удаленных районов, где такие тарифы выше среднего. А также пре-
дусматриваются льготные тарифы на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение как для населения, так и для прочих потребителей. Коми – один из немногих регионов, где для прочих потребителей действует льгота. Часто спрашивают, почему в одних муниципалитетах тарифы ниже, а в других выше. В республике действует адресный подход: там, где тарифы ниже среднего, допускается максимально возможный рост, а если выше среднего – рост минимальный. И повышение индекса платы произойдет там, где ресурсоснабжающие организации реализуют инвестиционные программы. Например, такой территорией является Сыктывкар. Тарифы здесь были ниже средних, поэтому рост составит 13,5 процента. А для некоторых сельских территорий он не увеличится, – рассказала Анна Тюрнина.
Меньше тратишь – меньше платишь
Тарифы на электроэнергию устанавливаются в пределах коридора, который доводит до регионов Федеральная антимонопольная служба. В Коми всегда идут по минимально возможной границе, и с 1 июля тариф вырастет на минимально возможную величину – 8,9 процента. Стоимость киловатт-часа с 5,75 рубля увеличится до 6,25.
При этом в республике продолжат применять понижающий коэффициент 0,7 для сельских жителей, садоводческих товариществ и жителей домов с электрическими плитами. А со второго полугодия такой коэффициент будет распространен и на религиозные организации.
Еще одно новшество, которое вводится по всей стране с 1 июля, это дифференциация тарифов на электроэнергию в зависимости от объемов потребления. Будут действовать три диапазона потребления, каждый регион устанавливает их самостоятельно.
– Многие граждане могут подумать, что минимальный объем потребления будет недостаточным. Мы анализировали ситуацию в других субъектах РФ, и там диапазоны меньше, в Коми он установлен для потребителей по максимальной планке. В третьем диапазоне это 42 тысячи киловатт-часов для населения и приравненных к нему потребителей, – пояснила Анна Тюрнина.
Таким образом, с 1 июля при потреблении до 10 980 киловатт-часов в месяц (первый диапазон потребления) тариф составит 6,25 рубля за киловатт, от 10 981 до 42 428 кВтч (второй диапазон) – 6,27 рубля, свыше 42 428 кВтч (третий диапазон) – 8,9 рубля за киловатт.
Для сравнения: в соседней Архангельской области первый диапазон потребления ограничен 7092 киловатт-часами в месяц, второй составляет от 7092 до 11 160 кВтч, третий – свыше 11 160 кВтч.
Поясним, такие высокие диапазоны вызваны необходимостью повысить плату для нелегальных предпринимателей, которые используют большое количество электроэнергии, а платят как рядовые потребители, иногда по льготному тарифу.
– Диапазоны, которые установила республика, достаточно высокие, наши потребители – население и приравненные к нему категории – не должны пострадать, – отметила руководитель тарифного комитета, добавив, что на 2025 год по результатам внедрения новации диапазоны, возможно, будут скорректированы, но только после общественного обсуждения.
«Начинка» тарифа
После выступления руководителя комитета по тарифам у общественников появилась возможность задать свои вопросы. Эксперт Общественной палаты РК, практикующий юрист в сфере ЖКХ Павел Соколов спросил, где можно найти экспликацию – информацию о том, что входит в тариф. По этому поводу к нему часто обращаются жители республики.
– К нам тоже приходят такие письма, и мы всегда четко отвечаем: вся информация размещена в системе «КонсультантПлюс», а именно, когда вы открываете приказ, допустим, о тарифах в системе водоснабжения, водоотведения, увидите там не только структуру затрат запланированного тарифа, но и фактические данные за предыдущий период. Также все регулируемые субъекты деятельности (ресурсоснабжающие организации) и Комитет по тарифам раскрывают эту информацию на своих сайтах, – пояснила Анна Тюрнина.
Следующий вопрос касался модернизации систем отопления в сельских районах, где котельные переводятся с мазута на биотопливо. Будет ли это выгодно и приведет ли к снижению тарифов, спросили участники встречи.
– Действительно, мы стараемся уходить от дорогостоящих видов топлива, часть котельных переводится на биотопливо, часть – на газ. Например, Сыктывдинская тепловая компания поэтапно переходит на газ. В 2019 году топливная составляющая в тарифе этой компании была 98 миллионов рублей, сегодня она уменьшилась до 93 миллионов. Но! Топливная-то составляющая уменьшилась, а зарплата работников увеличилась. И, соответственно, нам удается только замедлить темпы роста экономически обоснованных тарифов и заменить их льготными для населения. В Сыктывдинской тепловой компании в 2019 году на зарплату работников уходило 63 миллиона рублей, а сейчас – 103 миллиона. И есть еще другие статьи затрат, на которые повлияла инфляция: запчасти, нерегулируемые виды топлива, электроэнергия. Все это, конечно, сказывается на размере тарифа, – ответила Анна Тюрнина.
«Объемный» вопрос
Предпринимательское сообщество продолжает оспаривать действующие параметры обращения с твердыми коммунальными отходами. Многие бизнесмены считают объемы контейнеров 0,75 кубометра слишком большими, а периодичность вывоза ТКО – слишком частой. Они не согласны с тарифами и отказываются платить за мусор, который не произвели. В итоге Арбитражный суд РК завален исками Регионального оператора Севера к предпринимателям и встречными исками бизнесменов к регоператору.
Руководитель Комитета по тарифам согласилась, что вопрос этот остается дискуссионным, рассматривать его надо и с точки зрения регоператора, и с точки зрения потребителей, чтобы соблюсти баланс интересов.
– Наше мнение: объем контейнеров менять не надо, чтобы не нарушать технологию производственного процесса, здесь уже все четко отлажено. Другой вопрос, что потребитель не всегда наполняет этот контейнер. Мы направляли свои предложения о том, что нужно учитывать объем потребления, исходя из фактических данных. Есть маршрут движения мусоровоза, и можно фиксировать в журнале, какой объем у того или иного потребителя. То есть зафиксировали факт, определили объект, выставили счет. Потребители должны платить только за свой мусор. В мае состоится съезд регоператоров, где в том числе будет обсуждаться и эта проблема. Надеюсь, в конце концов она будет решена, – отметила Анна Тюрнина.
Что касается изменения периодичности вывоза ТКО, особенно если речь идет не о пищевых, а о производственных отходах, то необходимо соответствующее регулирование на федеральном уровне. Тарифный комитет направил такое обращение, но пока изменения в этой сфере отсутствуют, констатировала руководитель ведомства.
– В прошлом году появилась информация, что к нам в республику заходит второй оператор по обращению с ТКО. Если бы в Коми было два регоператора, повлияла бы конкуренция на качество оказания услуг и цены? – спросила у Анны Тюрниной заместитель председателя Общественной палаты РК Галина Лапшина.
– В начале «мусорной реформы» такой вопрос нам задавали очень часто. Позиция Комитета по тарифам – мы за минимизацию затрат. В Коми небольшое количество полигонов, низкая заселенность, на территориях многих населенных пунктов отсутствуют объекты захоронения. Появление еще одного оператора привело бы к увеличению тарифа, потому что это второй административно-управленческий аппарат, неэффективное распределение транспортных расходов, и в итоге в одних муниципалитетах тариф бы возрос, в других снизился. Никто из конкурентов не захочет обслуживать невыгодные участки, и развернется борьба за выгодные. К тому же на федеральном уровне признано, что нынешняя территориальная схема ТКО является для нашего региона эффективной, – заключила Анна Тюрнина.
Галина ВЛАДИС
Фото из открытых источников
Инфографика Купавы ВОЛКОВОЙ
Оставьте первый комментарий для "Тарифная планка"