Контроль за всем

Руководитель Службы стройжилтехнадзора в регионе рассказала об особенностях работы ведомства

В Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора шутят, что они – служба контроля за всем. Сфера их деятельности весьма обширна – от проверок жалоб граждан на различные жилищно-коммунальные проблемы до выдачи прав на управление самоходной техникой. На вопросы журналистов региональных СМИ, касающиеся деятельности этого надзорного органа, ответила руководитель службы Ольга Микушева.

О проверках

Среди жителей республики, конечно, наиболее известна та часть работы стройжилтехнадзора, которая касается жилищно-коммунального хозяйства.

– Все мы получатели жилищно-коммунальных услуг, у каждого рано или поздно возникают вопросы, связанные с их предоставлением. Может быть, это некачественно оказанные ЖКУ, может быть, произошла авария или сосед сверху вас залил. Или вы посмотрели в квитанцию, и вам кажется, что неправильно начислили плату, – обрисовала Ольга Микушева примерный спектр проблем, в связи с которыми люди обращаются в службу. – Это огромный блок работы, и ответственность на нас лежит большая.

Руководитель организации отметила, что по большому счету контрольно-надзорная деятельность основывается на обращениях граждан.

– Два года назад изменилось федеральное законодательство, касающееся надзорной деятельности. Изменились требования к проведению контрольно-надзорных мероприятий, – пояснила она. – Нужно, чтобы сам гражданин обратился за защитой именно своих нарушенных прав. Если ранее мы могли проводить проверки по обращению депутата, СМИ, общественников, органов местного самоуправления, то сейчас мы так делать не можем. Сделано это для того, чтобы устранить факты, когда за какого-то гражданина писали обращение совершенно другие лица, а он даже об этом не знал. Кроме того, обращение должно быть направлено способом, позволяющим установить личность гражданина. Либо через ГИС ЖКХ, МФЦ, либо человек должен прийти к нам с обращением, показать паспорт.

Ольга Микушева подчеркнула, что основанием для проведения проверки не могут являться публикации, комментарии в социальных сетях.

О числе обращений

Издавна считалось, что чем меньше жалоб на проблемы в той или иной сфере, тем благополучнее в ней обстоят дела. ЖКХ в этом плане – исключение.

– Обращений из года в год меньше не становится, совсем наоборот. Приведу статистику: если в 2012 году к нам поступило около тысячи обращений, то за 2023-й – порядка 13 тысяч. Но обусловлено это не тем, что у нас снижается качество ЖКУ, а тем, что мы проводим масштабную профилактическую работу с потребителями. Мы очень много говорим о правах и обязанностях потребителей ЖКУ, даем разъяснения, различные информационные материалы, снимаем передачи, видеоролики. Поэтому сейчас мы имеем ситуацию, когда жители обладают большим объемом информации, чем десять лет назад, активнее борются за соблюдение своих прав, – рассказала Ольга Микушева. – Вторая причина роста числа обращений – увеличение количества каналов, по которым граждане могут эти обращения подать. Если еще десять лет назад обращения можно было отправить по почте или лично принести в службу, госжилинспекцию, то сегодня, например, есть система ГИС ЖКХ, с помощью которой потребитель имеет возможность из дома за две минуты отправить обращение в наш орган. Кроме того, в прошлом году запущено мобильное приложение «Дом. Госуслуги», с ним подать обращение еще легче. В результате в этом году мы уже фиксируем значительное увеличение обращений граждан, их число растет просто в геометрической прогрессии, и это напрямую обусловлено внедрением этого мобильного приложения. И на каждое такое обращение мы обязаны реагировать.

О работе управляющих организаций

На вопрос, как отражается усиленный контроль на службе управляющих организаций, Ольга Микушева ответила, что в настоящее время, как и раньше, есть добросовестные «управдомы», которые стабильно показывают хорошие результаты работы, а есть нерадивые, к которым приходится принимать меры административного воздействия. В качестве примера проблемной управляющей организации, ставшей объектом множества проверок в прошлом году, руководитель службы привела кировскую компанию, получившую лицензию для работы с МКД в Республике Коми. От ее действий, точнее бездействия, пострадали жильцы домов в Сосногорске и Ухте.

Если еще 10 лет назад обращения граждан можно было отправить по почте или лично принести в службу, госжилинспекцию, то сегодня, например, есть система ГИС ЖКХ, с помощью которой потребитель имеет возможность из дома за две минуты отправить обращение в наш орган. Кроме того, в прошлом году запущено мобильное приложение «Дом. Госуслуги», с ним подать обращение еще легче.

– В МО «Сосногорск» у нас ряд домов был без управления, и эта организация по конкурсу, который проводил орган местного самоуправления, взяла на управление 47 домов. Та же самая история случилась в Ухте, там кировская компания написала заявление о включении в реестр временных управляющих организаций, и орган местного самоуправления назначил ее для управления несколькими домами. Но к работе она так и не приступила. Зато с периодичностью, установленной законодательством, предъявляла жителям плату за содержание общего имущества МКД. Мы поняли, что это некая мошенническая схема, начали быстро принимать меры, и в результате по Ухте договор с этой организацией был расторгнут, дома передали муниципальной управляющей компании. Прошло все это быстро, так как схема назначения там была временной. И проблемы с этим в Ухте нет. Но остался вопрос по Сосногорску, там у этой управляющей организации было 47 домов. По 25 договор уже расторгнут, проводится новый конкурс по выбору управляющей компании. В этих домах доля муниципального жилья свыше 50 процентов, в таком случае решение о расторжении договора принимает местная администрация. А по остальным домам такое решение должны принять собственники на общих собраниях, им нужно выбрать иную управляющую организацию либо иной способ управления. По трем домам собственники такие собрания провели, еще в ряде домов собрания проводятся. Думаю, в ближайшее время договоры с этой компанией будут расторгнуты.

Ольга Микушева рассказала, что в суде находится порядка тридцати административных дел в отношении этой управляющей организации. Кроме неисполнения условий договора кировчанам грозит привлечение к ответственности за грубые нарушения лицензионных требований. Компания не заключила договоры на содержание внутридомового газового оборудования, на предоставление коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества, а это недопустимо.

О «беспризорных» домах

Чтобы не повторялась история, когда дома в муниципалитетах передают в ведение едва ли не первой встречной организации, которая согласилась ими заниматься, нужно чтобы в Коми в принципе не было «беспризорных» домов, где многие месяцы, а то и годы управляющей компании вообще не наблюдается. Для нашей республики эта проблема довольно острая, сейчас без управления живет около 600 домов. Но пару лет назад было вообще порядка двух тысяч.

По словам Ольги Микушевой, наибольшее количество домов, для которых пока не нашлось «управдома», находятся в Печоре – около трехсот. Не в самом городе, а в отдаленных печорских поселках, где в 1950-1960-е годы леспромхозы и другие предприятия строили деревянные, щитовые дома, чтобы обеспечить жильем работников. Еще порядка ста таких домов на территории, относящейся к Сосногорску. Прошло больше полувека, эти строения давно обветшали, чтобы обслуживать их, поддерживать в более-менее приличном состоянии, нужны немалые деньги. Для сравнения: если в Сыктывкаре за обслуживание МКД на общедомовые нужды с жильцов берут в среднем 25-30 рублей за квадратный метр квартиры, то в таких старых постройках требуется уже 80-90 рублей. А люди в таких проблемных домах живут не с самым большим доходом.

– Зачастую это либо аварийные дома, либо фактически такие же, но официально аварийными еще не признанные. А к управлению такими домами у нас предъявляются общие требования – такие же, как к новым. И управляющие организации понимают, что, взяв этот дом под управление, они сразу попадают под наше пристальное внимание, как надзорного органа. И есть риски привлечения к административной ответственности за неисполнение тех или иных обязанностей, административные штрафы, которые мы накладываем, они очень большие – от 250 тысяч рублей и выше. За грубые нарушения лицензионных требований, например, до 500 тысяч. Поэтому эти дома просто никто не берет, – пояснила руководитель службы.

Речи о том, чтобы обеспечить в таких домах комфортность проживания, «как в городе», уже не идет, нужно хотя бы добиться того, чтобы людям там было безопасно проживать: вовремя чистился снег с крыши, тепловой контур готовился к зиме, отопительная система вовремя промывалась и опрессовывалась. И в случае аварии вовремя бы приехали специалисты, которые бы ее устранили. Поэтому стройжилтехнадзор по Коми совместно с муниципалитетами разработал своеобразный лайт-вариант управления такими домами: организации достаточно обеспечить оказание лишь самых необходимых услуг, можно сказать – жизненно важных, пожертвовав, например, уборкой подъездов – как показывает опыт, с этим жильцы и сами при желании справятся ради уменьшения квартплаты. А далее стояла задача найти управляющую организацию, которая бы согласилась взяться за такие дома уже при условии сокращенного перечня услуг. Это тоже очень непросто, но постепенно вопрос начал решаться. Например, за «ничейные» дома в Усть-Цильме уговорили взяться одну из сыктывкарских управляющих организаций, руководство осуществляется из столицы Коми, а в селе для обслуживания домов подобран местный персонал. Сначала отправляли туда специалистов из Сыктывкара, но расходы на проживание, командировочные получались ощутимые.

Таким же образом решили вопрос со всеми домами без управления в Усть-Куломском районе, рядом домов в Троицко-Печорском и Княжпогостском районах.

О нерадивых жильцах

Жалобы жильцов на недобросовестную работу управляющих организаций – дело обычное. Но и весьма нередки случаи, когда, наоборот, «управдомы» обращаются в службу, чтобы ее специалисты помогли приструнить нерадивых жильцов. Иногда управляющая организация уже просто доведена до отчаяния и больше не хочет работать с тем или иным домом. Как рассказала Ольга Микушева, управляющая организация обязана выполнять работы по содержанию общего имущества, работы, которые утверждены договором управления. И сделать это она должна вне зависимости от того, платят жильцы или нет. То есть работы проводите, а долги уж как-нибудь потом взыщете. Так что жалобы не неоплату одни из самых распространенных. В списке также проблемы с жильцами, которые самовольно устраивают себе «горячее водоснабжение» в домах, где его нет: берут на свои нужды воду из батарей и сливают ее потом в выгребную яму. В итоге – сбои с отоплением и вечно переполненные коллекторы. Нередки и незаконные перепланировки и переоборудование, когда жильцы самовольно меняют те же батареи, газовые колонки, и делают они это так, что потом у всего дома проблемы. Со всем этим тоже помогает разбираться служба.

Не только ЖКХ

Помимо надзора жилищного – лицензионного – за деятельностью управляющих организаций, служба, как уже говорилось выше, осуществляет государственный строительный и государственный технический надзор, надзор в области долевого строительства. Кроме центрального подразделения стройжилтехнадзора в столице Коми работают его территориальные отделы – инспекции. В целом в службе сейчас около 120 сотрудников, вроде бы много, но если поделить на двадцать муниципалитетов, получается довольно скромно. Так что в некоторых инспекциях работает по одному человеку, а в технадзоре вообще по одному инспектору на два муниципальных образования.

– Это тоже очень большие блоки работы, – рассказала Ольга Микушева. – Если говорить о государственном строительном надзоре, то мы осуществляем надзор за всеми строящимися объектами на территории Коми. Это и объекты социальной сферы, и многоквартирные дома, и какие-то производственные сооружения, и линейные объекты – газопроводы и прочее. Когда подрядчик объявляет, что он заходит к нам на строительство, мы исходя из плана производства строительных работ составляем план проверок. Надзор ведется, например, за соответствием проводимых работ проекту, применяемых материалов. Когда строительство завершается, мы проводим проверку и выдаем заключение о соответствии объекта проектной документации. Или отказываем в выдаче такого документа, если есть нарушения, тогда подрядчик обязан их устранить. Наше заключение – основание для выдачи органом местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Также служба осуществляет надзор за объектами долевого строительства. Кроме собственно строительного надзора контролирует, как обстоят финансовые дела у застройщика, привлекающего для строительства средства граждан. Благодаря этому сейчас в Коми нет объектов, при строительстве которого нарушаются права дольщиков.

Что касается технического надзора, то он распространяется на самоходную технику. Служба ее регистрирует, проводит техосмотры, принимает экзамены на право управления ею, выдает права тракториста-машиниста.

– Это социально значимая госуслуга, пользуются ею и предприятия, и физлица. За неделю обрабатываем около трехсот таких обращений, – пояснила Ольга Микушева. – Такая техника может находиться в поле, в лесу, тундре, пригнать ее в город чаще всего нет возможности, поэтому наши инспекторы постоянно выезжают за десятки километров, чтобы провести техосмотр.

На встрече со СМИ руководитель службы также ответила на вопросы, касающиеся сроков устранения аварий на коммунальных сетях. Например, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды – восемь часов суммарно в течение одного месяца или четыре часа единовременно. Если аварийные службы в этот срок не укладываются, нужно организовывать подвоз воды. Актуальным продолжает оставаться вопрос о корректировках за отопление. Уже не раз бывало, что жильцы квартир в домах, где плата за отопление идет не по факту, а исходя из среднего потребления в предыдущий период, по весне получают квитанции с солидным «довеском» – если зима была холоднее предыдущей. Им выставляются суммы к доплате. Служба постоянно разбирается с правомерностью их начисления. Причем работа начинает вестись загодя, еще до того, как присланы платежки, у теплоснабжающих организаций запрашиваются предварительные расчеты. В этом году, по словам Ольги Микушевой, корректировки в большинстве домов будут минусовыми. Доплатить попросят примерно 30 процентов МКД, но «плюс» будет достаточно скромным. Но в любом случае, если у жильцов возникают сомнения, всегда можно обратиться за помощью в службу или госжилинспекцию в вашем муниципалитете.

Анна ПОТЕХИНА

Фото nadzor.rkomi.ru

Оставьте первый комментарий для "Контроль за всем"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.