В понедельник солистка Академического театра оперы и балета Республики Коми – заслуженная артистка Республики Коми Елена Серкова отметила двойной праздник: пятидесятилетний юбилей и тридцатилетие творческой деятельности. Обладая красивым и редким голосом меццо-сопрано (контральто), она давно снискала любовь и признание зрителей. 20 марта сыктывкарцы и гости столицы вновь увидели любимую артистку в оперетте «Севастопольский вальс». Елена Серкова сыграла бесстрашную и находчивую тетю Дину – черноморскую Льдину, одну из своих любимых ролей. А в преддверии бенефиса артистка ответила на вопросы корреспондента «Республики».
– Почему для своего бенефиса вы выбрали именно «Севастопольский вальс»?
– Потому что имею к его постановке непосредственное отношение. Этот спектакль когда-то давно уже был в репертуаре нашего театра, и я очень люблю его с детских лет. Долгое время оперетта не шла, и только в 2014 году спектакль вновь вернули в репертуар театра. Десять лет назад на худсовете выбирали постановку в преддверии юбилея Победы, и я настаивала, чтобы был именно «Севастопольский вальс». Когда я еще училась в музыкальном училище, на уроках актерского мастерства мы с педагогом по актерскому мастерству Леонардом Ильчуковым, который был солистом нашего театра и играл в «Севастопольском вальсе», ставили сцены из спектакля. Я тогда играла две роли: тетю Дину и боцмана Федора Кузьмича. И обе удачно получались. Поэтому можно сказать, что спектакль и его персонажи мне знакомы с юношеских лет.
В 2014 году «Севастопольский вальс» на нашей сцене поставил режиссер Борис Лагода. Первое действие оперетты происходит в 1942 году в дни героической обороны Севастополя, второе – после окончания Великой Отечественной войны, в мирное время, спустя несколько лет. Это музыкальная повесть о любви, прошедшей испытание огнем. О людях, которые и в жестокой битве с врагом умели жить, не теряя присутствия духа. О том, как они умели дружить, любить и радоваться мирному небу над головой.
Вот уже десять лет спектакль идет в театре, он всегда собирает полный зал, пользуется успехом у зрителей и огромной любовью у артистов. К тому же в этом году исполнилось десять лет возвращения Крыма в состав России, и поэтому у меня не было сомнений, что на бенефис нужно выбрать именно «Севастопольский вальс».
– Образ тети Дины близок вам?
– Конечно. Она типичная жительница Севастополя, говорящая на суржике с легким украинским акцентом. Темпераментная, харизматичная, подвижная, живая крымчанка. Она поддерживает моряков в дни обороны Севастополя. Смелая и веселая, отважная и любящая. В мирное время она тоже находит себе применение. В спектакле много танцев и юмора, во многом это связано с моей героиней. Ее отношения с супругом основаны на юморе, и это здорово.
– Возможно, что вам для исполнения этой партии пригодилось и то, что вы пели в украинском хоре?
– Да. Это помогает в создании образа и в работе над текстом. На суржике я очень лихо разговариваю. Украинских корней у меня нет, но есть кубанские, казачьи. В детстве я более двух лет прожила на Кубани – в Геленджике. У нас там был дом. Да и потом лето проводила на юге в гостях у тети. Можно сказать, что я много впитала от южной культуры.
– На бенефис вы пригласили коллег, которые ранее участвовали в спектакле.
– У меня была мечта собрать их всех вместе в этом спектакле. Были сомнения из-за их занятости в театрах, где они сейчас работают. Но они все смогли приехать, чтобы встретиться с нами, своими коллегами, и с любимым сыктывкарским зрителем. Среди гостей бенефиса экс-солисты театра оперы и балета Коми: солистка Саратовского театра оперы и балета Иране Ибрагимли, которая играет Нину Бирюзову, и солист Новоуральского театра музыки, драмы и комедии Виталий Гудовский. Артист предстает в роли бесстрашного Генки Бессмертного. С Виталием мы пять лет играли на родной сцене, он участвовал в премьерных показах «Севастопольского вальса» и даже исполнял две роли: Генки Бессмертного и Дмитрия Аверина. Обе они у него замечательно получались.
Иране сегодня поет только в опере, но с удовольствием приняла мое приглашение, поменяла свой плотный рабочий график и приехала. Все репетиции бенефисного «Севастопольского вальса» проводил режиссер-постановщик спектакля Борис Лагода. Сейчас он художественный руководитель Рязанского областного театра драмы, очень занятой человек, но тоже с радостью принял мое приглашение и с удовольствием провел репетиции. Наша общая работа на сцене придаст новый импульс спектаклю. И зрителям, которые соскучились по любимым артистам, тоже приятно встретиться с ними вновь.
– Тетя Дина – это одна из ваших любимых ролей. А какие еще можете назвать?
– У меня низкое меццо-сопрано. Но далеко не в каждой опере есть вокальная партия для моего голоса. Тем не менее я сыграла более шестидесяти сольных партий на сцене нашего театра. И они все очень любимы и очень значимы для меня. Это партии в операх, опереттах, мюзиклах, водевилях, детских спектаклях. Одни из самых моих любимых – спектакли для маленького зрителя. Дети – самые преданные зрители, их не обманешь. Играть в детских спектаклях – одно удовольствие. Ты сама словно впадаешь в детство, а когда видишь непосредственные эмоции и восторженные глаза детей, испытываешь самую большую благодарность за сыгранную роль.
Я – каскадная актриса, и все образы, которые я воплощаю на сцене, яркие и игровые. Одна из последних моих ролей – это темпераментная Аграфена Кургузова в мировой премьере русского водевиля Лоры Квинт «Секрет Полишинеля». Постановка сама по себе необычная, в нашем театре давно не ставились водевили. В этом комедийном спектакле встречаются все приемы водевильной формы: путаница, неожиданные встречи, случайные подслушивания, узнавания, каламбуры. И моя героиня не так проста, как кажется на первый взгляд. В «Секрете Полишинеля» у меня семь танцев, много песен, текста, переодеваний и юмора. Почти все действие я нахожусь на сцене.
Любую свою роль я очень тщательно прорабатываю, готовлю, много репетирую, занимаюсь, работаю с текстом и вокальным материалом. Мне обычно близки и понятны все образы, нравится выходить в любой роли своего репертуара. Но была у меня и одна-единственная нелюбимая роль. Это роль монашки Гертруды в опере Даниеля Обера «Черное домино». Она мне не подходит по темпераменту, по характеру. Это небольшая монотонная роль, которая написана на «одной ноте». Все серое и безликое мне чуждо. Поэтому эта роль явно не для меня. Работать без любви к роли тоже невозможно. Выходить в этом образе мне было совсем неинтересно.
Мой любимый спектакль – это опера «Пиковая дама» Чайковского. В ней я исполняю титульную партию, графиню, саму Пиковую даму. Это мистическая возрастная знатная женщина. Неоднозначный образ со сложным гримом. Когда я начала выходить на сцену в образе графини, мне безумно эта партия понравилась. Этот персонаж интересен мне своей неоднозначностью: с одной стороны, она отрицательный образ, но, с другой стороны, она не сделала никому ничего плохого. Она прожила свою жизнь, каким-то образом узнала секрет трех карт. И каждый раз, когда я выходила и пела эту партию, вживалась в образ «осьмидесятилетней» старухи. Поэтому роль графини мне близка и интересна. Ранее я играла в этой опере и гувернантку. В академии Гнесиных исполняла еще партию Полины в этой опере.
Как игровой, каскадной артистке мне близок образ Марфы в оперетте Евгения Птичкина «Бабий бунт». Это веселый, добрый, озорной, искрящийся заразительным казачьим юмором спектакль с красивыми, яркими, запоминающимися мелодиями. В этом спектакле надо не только петь, но и ярко играть, демонстрируя актерские способности, создавать живые колоритные образы. Моя Марфа – это вольная казачка, которая активно борется за равноправие полов. Это игровой и танцевальный образ, и каждый раз, когда я появляюсь на сцене в этом спектакле, слышу радостный смех и чувствую поддержку зрителей.
Все, что я хотела исполнить за эти годы, я исполнила и исполняю. Каждый сезон участвую в премьерных спектаклях нашего театра.
– Десять лет вы возглавляете Коми республиканскую организацию общероссийского профсоюза работников культуры. Не мешает ли эта деятельность театральной работе?
– Не мешает. К тому же я уже более двадцати лет возглавляю профсоюз нашего театра. Эта работа мне очень интересна, люблю постоянно быть рядом с людьми. По роду этой деятельности тесно взаимодействую с министерством культуры республики, с правительством, Госсоветом Коми. Это ежечасная работа во благо работников культуры. А всего по республике у нас 53 первичные организации в разных учреждениях культуры. Это тысяча шестьсот человек: немногим больше половины от общего числа работников культуры. Двери профсоюза всегда для всех открыты.
– С 2013 года вы являетесь организатором ежегодных гастрольных проектов театра по Республике Коми. Артисты выступают на сценах как городов, так и самых отдаленных уголков республики. Зрители каждый раз с нетерпением ждут новых концертных программ солистов театра. Расскажите про этот свой проект.
– Театр всегда много гастролировал и гастролирует. Но всегда оставалась часть работников театра, которые по каким-то причинам не могли поехать на длительные зарубежные гастроли. И я предложила директору театра проводить гастроли по районам и городам республики. В репертуаре театра появились спектакли, которые мы можем показывать на разных сценических площадках. Это «Моя жена – лгунья», «Королевский бутерброд» и «Севастопольский вальс». Мы его тоже по республике возили.
Также я предложила организовывать концертные программы солистов театра. Так у нас родился «Северный гастрольный тур», с которым мы ежегодно стали выезжать в города и районы республики. Оказалось, что у жителей северных городов и сельчан такие концерты очень востребованы. Не так часто там выступают профессионалы. Ежегодно мы расширяем географию, открываем новые точки на карте тура. И везде нас с нетерпением ждут.
Например, в этом году мы впервые выступали в Воркуте, Инте, ижемском селе Брыкаланск. В Брыкаланске собралось около двухсот зрителей. В этот день мела метель, и многие зрители приехали в клуб на снегоходах или санях, запряженных лошадьми. И около клуба стояли ряды снегоходов и саней. В селе мы исполнили праздничный концерт к 8 Марта «На крыльях весны». Это патриотические и народные песни, песни из кинофильмов, песни зарубежных и советских композиторов, арии и дуэты из оперетт. Мы не только несем культуру в массы, но и помогаем зрителям раскрыть душу. Люди потом находят нас в «ВК», пишут отзывы о концертах. А сколько цветов дарят нам в сельских районах! Все концерты проходят с аншлагом.
– Как вы выбрали свою профессию?
– С детских лет я хотела стать артисткой. Всем об этом всегда говорила, дома «проводила» концерты для родных и соседей. Концертными костюмами для меня служили халаты мамы и бабушки, сценой – табуретка, микрофоном – бутылка из-под болгарского шампуня. Еще одной моей концертной площадкой был подъезд, в котором хорошая акустика. Все соседи слушали. Днем – патриотические песни, вечером – колыбельные. В семье у нас все пели, но профессиональных артистов не было. Папа – профессиональный спортсмен, мастер спорта СССР по вольной борьбе, мама – медсестра, бабушка – операционная сестра. Вполне средняя советская семья.
Я училась в музыкальной школе и занималась в детском ансамбле «Дружба» во Дворце пионеров и школьников. После окончания школы родные настаивали на том, чтобы я выбрала себе профессию, которая приносит доход. К примеру, посылали меня учиться на товароведа. А двоюродный брат, который занимался бизнесом в Москве, всерьез считал, что мне непременно нужно стать скорняком, и предлагал получить эту профессию в столице России. После восьмого класса я пошла поступать в техникум советской торговли, но там как раз в этот год перестали набирать на товароведа выпускников восьмого класса. Поэтому мои документы не приняли. На обратном пути проходила мимо музыкального училища и увидела объявление о том, что здесь производят набор учащихся на вокальное отделение. Причем впервые после окончания восьмого класса. Я зашла и сдала документы, меня «распели», открыли академический голос и приняли. Только после сдачи вступительных экзаменов я сказала родителям, что поступила в музыкальное училище. Они меня отругали, но смирились с моим выбором.
После училища я поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных в Москве, в класс народной артистки СССР Зары Долухановой. Хорошо ее окончила. Очень благодарна своему педагогу. А с нашим театром меня связывают долгие годы. Начала работать артисткой хора под руководством главного хормейстера театра Натальи Масановой. Еще будучи артисткой хора, исполняла сольные партии, ну а после окончания академии Гнесиных перешла в цех солистов, где и работаю все это время. В театре я встретила и своего будущего мужа. Он работал мастером по особо сложным декорациям и бутафором. Мои дети выросли за кулисами театра, играли в спектаклях, ездили со мной на гастроли, но не избрали музыку своей профессией.
Беседовал Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Легко запоминающаяся мелодия знаменитой песни «Севастопольский вальс» обрела особую популярность с момента создания. Она стала основным стержнем будущей оперетты и, пережив свое второе рождение, на многие годы утвердилась в новом для себя жанре. Романтическая история о любви, заставляющая зрителя сопереживать героям, плакать и смеяться вместе с ними, верить в настоящие чувства, любить и помнить о тех, кто отдал свою жизнь за победу, удивительно трогательна. Тема Великой Отечественной войны придала героико-романтическую окраску произведению.
В центре спектакля – севастопольцы, герои-моряки, на долю которых выпала война. От того, что любовь нашла их в час тяжелых испытаний, история, рассказанная со сцены ярким языком театра, становится еще более трогательной. Герои этой истории проживают со зрителями десять лет. Действие спектакля начинается на Инкерманских высотах у ворот Севастополя в 1942 году, продолжается в начале 1950-х на Приморском бульваре и в Доме офицеров Черноморского флота, а в финале спектакля звучит трогательный и патриотичный «Севастопольский вальс».
В этой героической оперетте перед зрителями предстают лейтенант Дмитрий Аверин и главстаршина Генка Бессмертный, боцман Федор Кузьмич и разведчик Рахмет, медсестра Любаша Толмачева и неунывающая тетя Дина в исполнении Елены Серковой.
Композитор оперетты «Севастопольский вальс» – Константин Листов. Авторы либретто: Елена Гальперина и Юлий Анненков. Оперетта была написана в 1961 году.
Творческая жизнь Елены Серковой как вокалистки началась 30 лет назад и с той поры всегда была яркой, насыщенной и разнообразной: работа в хоре театра, учеба в Российской академии музыки имени Гнесиных. Затем в творческий багаж артистки добавилась работа солисткой в народном хоре «Украина» и белорусском хоре «Купалинка». С ансамблем русских народных инструментов «Югыд кодзув» Елена Серкова объездила всю Республику Коми.
Елена Серкова работает в Академическом театре оперы и балета РК с 1995 года. На протяжении трех лет была стипендиатом Главы Республики Коми. В ее репертуарном списке такие оперные партии, как Азучена («Трубадур» Верди), Дуняша («Царская невеста» Римского-Корсакова), няня («Евгений Онегин» Чайковского), графиня («Пиковая дама» Чайковского), Чипра («Цыганский барон» Штрауса), миссис Бойл («Мышеловка» Журбина), Мокрина («Сорочинская ярмарка» Рябова), Дороти («Призрак замка Кентервиль» Баскина), губернаторша («Мертвые души / Гоголюцинации Чичикова» Пантыкина), тетя Дина («Севастопольский вальс» Листова), Марфа («Бабий бунт» Птичкина), мисс Петингтон («Моя жена – лгунья» Ильина, Лукашова), Баба-яга («Свистопляска в Тридевятом царстве»), Тетушка Выдра («Братец Кролик и Братец Лис» Баскина) и др.
Особенно выразительными и яркими получаются у артистки характерные образы. Елене Серковой удается передать драматизм переживаний героинь, сложность внутреннего мира персонажей, трагизм происходящих событий. Исполнение возрастных партий, где артистка превращается в мудрую старуху (образы графини и Чипры), требует высокого актерского мастерства и вызывает особый интерес к перевоплощению у самой артистки.
За значительный вклад в дело развития театрального искусства была награждена Почетной грамотой Министерства культуры Республики Коми (2001), Почетной грамотой главы администрации МО «Сыктывкар» (2002), Почетной грамотой Республики Коми (2010), Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры (2012), Благодарностью министра культуры, туризма и архивного дела Республики Коми (2017), присуждено звание «Заслуженный работник Республики Коми» (2019).
Оставьте первый комментарий для "Елена Серкова: «В детстве моей концертной площадкой был подъезд»"