Уходящая Русь Сергея Добрякова

К столетнему юбилею художника Сергея Добрякова (1924-1989) в Сыктывкаре открылась большая выставка его работ. На экспозиции «Уходящая Русь» в двух залах Национальной галереи Коми можно увидеть около полусотни его живописных картин, три десятка графических работ, десять больших гобеленов, проиллюстрированные им книги и мозаичные панно.

Выставку дополняют награды, документы, фотографии и портреты Добрякова, сделанные его коллегами. Впервые на одной выставке собрано наследие художника из фондов галереи, Национального музея Коми, республиканского Музея истории МВД, Геологического музея имени Чернова, галереи «Пейзажи Севера», а также произведения из частных коллекций.

Один из первых профессиональных художников Коми АССР, ветеран Великой Отечественной войны Сергей Добряков родился 8 октября 1924 года в селе Вомын Корткеросского района в семье священника. В середине 1920-х годов Добряковы переехали в Сыктывкар. Помимо Сергея в семье росли старший брат Борис, сестра Раиса и сестры-близнецы Вера и Надежда. В Сыктывкаре Сергей поступил в среднюю школу №2 и некоторое время посещал изостудию.

Десятилетку окончил в 1942 году и уже в августе был призван в ряды Красной армии. После курсов Велико-Устюжского пехотного училища в феврале 1943-го Сергея отправили на Западный фронт. Почти сразу же новобранец получил осколочное ранение в грудь. После госпиталя попал в 1551-й зенитный артиллерийский полк. Часть, в которой он служил, была прикомандирована к известной французской эскадрилье «Нормандия-Неман». С ней он прошел до конца войны, победу встретил в Кенигсберге. Воспоминания художника о военном времени легли в основу цикла, состоящего как из живописных, так и из графических произведений. На выставке можно увидеть картину «На русской земле», запечатлевшую сцену прощания летчиков со своим погибшим однополчанином. На свежей могиле французского пилота установлен винт самолета.

После победы еще два года Добряков служил чертежником штаба 65-й артиллерийской дивизии, которая была расквартирована в Польше, и оформлял армейские клубы. В апреле 1947 года его демобилизовали. Помимо медали «За боевые заслуги» у Добрякова были медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За взятие Кенигсберга», а также польская медаль Победы и Свободы.

Вернувшись в родной город, начинающий художник оформлял экспозиции в Республиканском краеведческом музее. Когда в 1949 году в Сыктывкаре образовалось Товарищество художников, он сразу вступил в него, попав в оформительский цех. А в марте 1951-го принял участие в отчетной художественно-промышленной выставке Товарищества художников, проходившей в фойе филармонии, через полгода – в республиканской художественной выставке.

К середине 1950-х годов относится начало сотрудничества Добрякова с Коми книжным издательством: он работал над книгами Александра Рекемчука «Берега», Анатолия Знаменского «Ухтинская прорва», детскими изданиями. Добряков оформлял книги Ивана Изъюрова, Серафима Попова, Владимира Тимина, Геннадия Юшкова, Геннадия Федорова, Нины Куратовой и других коми писателей. В 1955 году художник впервые побывал в творческой командировке в Заполярье. Теме Севера посвящены картины «На земле предков», «Север. Праздник», «Коми охотники», «Встречающие», «Дороги геологов», «Красные партизаны». В 1958-м он стал членом Союза художников Коми АССР.

– Сергей Добряков не смог получить художественное образование – помешала война, но благодаря своим способностям, упорству и трудолюбию стал настоящим профессионалом в изобразительном искусстве, – рассказала «Республике» один из кураторов выставки – заместитель директора галереи Надежда Беляева. – Его талант был воистину многогранен. Он занимался станковой и монументальной живописью, мозаикой, декоративно-прикладным искусством – и его работы во всех этих направлениях вызывали интерес и признание. Он создал первую мозаику в республике, был автором первых в Коми гобеленов и, таким образом, дал толчок нескольким новым направлениям изобразительного искусства в регионе.

На выставке можно увидеть много работ, посвященных рекам и катерам: «К новому месту работы» (1953), «В непогоду на сплаве» (1955), «Смена» (1961), «Затон» (1978), «Печорский рейд» (1985) и многие другие. Известно, что Добряков самостоятельно построил моторную лодку для своей семьи.

В конце 1950-х годов Добряков начал делать мозаики. Первую его мозаику «Лесоруб» представили на республиканской выставке в 1961 году. Потом были «Домна Каликова», «Пастух-оленевод», «Победа», «Северные игры», «Шахтер» и «В.И. Ленин». Все сыктывкарцы хорошо знают мозаичное панно на фасаде Института биологии Коми научного центра с надписью: «Богатство земли – народу. Достижения науки – человеку». Это тоже работа Добрякова, к тому же первая мозаика на здании в Сыктывкаре. Панно художника со сценами праздника оленеводов также можно увидеть на торце жилого дома №17 по улице Куратова. В этом доме проживал сам Добряков.

В 1970-е годы художник вместе с женой Галиной вручную создавал масштабные гобелены из отбеленной и крашеной пеньки. Это был первый опыт создания художественных гобеленов в республике. На выставке представлены десять гобеленов.

В 1987 году в здании администрации Сыктывкара прошла первая и последняя при его жизни персональная выставка. 3 октября 1989 года художника не стало.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

1 Комментарий для "Уходящая Русь Сергея Добрякова"

  1. Очень хорошая выставка,спасибо большое,многое узнала про Сергея Алексеевича

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.