Абстрактная метафизика в «Пейзажах Севера»

Выставка абстрактных произведений искусства открылась в художественной галерее «Пейзажи Севера» в Сыктывкаре. Экспозиция «Абстракция и метафизика» приурочена к 80-летию Национальной галереи. На выставке показаны работы из ее коллекции, авторы которых – российские и местные художники, обратившиеся к жанру абстракции и отказавшиеся от изображения реальных явлений и предметов.

-Всего мы представили 26 произведений живописи, графики и скульптуры, – рассказала «Республике» куратор выставки – главный хранитель музейных предметов Национальной галереи Коми Антонина Онишко. – Выставка позволит зрителям погрузиться в мир метафизических вопросов.

Абстракционизм бывает разный. От строгой геометрии до экспрессивной абстракции, от больших полотен до миниатюрных рисунков, разные идеи, разные техники, разные задачи, необычно, ярко и просто красиво. Но произведений подобного рода в фондах галереи немного. Понять работы абстракционистов, художников, которые вышли за пределы реализма в сторону геометрических, линейных форм, сложно, но можно. В прошлом веке в рамках абстракционизма появилось направление «сюрреализм», провозгласившее в искусстве место подсознательного, в основе данного представления лежали идеи психоанализа. Художники придумывали различные приемы, позволявшие входить в особые состояния и создавать интереснейшие произведения.

Основы коллекции живописи в галерее заложили еще в 1928 году, когда из государственного музейного фонда привезли картины русских и зарубежных художников. В 1952 году в коллекции галереи оказались кубофутуристическая абстракция «Беспредметность» художника Алексея Моргунова, соратника Казимира Малевича, «Автопортрет» Михаила Матюшина и картина «Музыка» ученика Малевича – Лазаря Зупермана.

Самая же ранняя работа, представленная на выставке в «Пейзажах Севера», – это графическое произведение Анатолия Крынского 1971 года «Девушка, сидящая в кресле». Крынский родился и вырос в Харькове, в 1967 году переехал в Москву, затем эмигрировал. Но значительная часть его ранних работ оказалась в Сыктывкаре.

Также Антонина Онишко выделила творчество Сергея Бордачева – участника знаменитой «Бульдозерной выставки», прошедшей в Москве осенью 1974 года. Это, пожалуй, самая знаменитая публичная акция советских неофициальных художников. Правда, продлилась она недолго – от силы пять минут, некоторые участники даже не успели распаковать свои картины. После чего выставка была уничтожена сотрудниками силовых органов при помощи поливальных машин и бульдозеров. Разгром экспозиции получил широкий резонанс в мировых СМИ. Сергей Бордачев – легендарная личность московского андеграунда. Он не имел художественного образования, как и многие художники поколения 1960-х, работал строителем, электросварщиком, такелажником, слесарем-сборщиком, сторожем. Изобразительным искусством он начал самостоятельно заниматься в 1966 году, а с 1968-го работал во Всесоюзном художественно-производственном комбинате, где получил практические навыки, занимаясь «советской оформиловкой». Работы Бордачева находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Centre Pompidou (Париж), Stedelijk Museum (Амстердам), продавались на крупнейших аукционах мира.

Манера живописи советской и российской художницы Валентины Диффинэ-Кристи получила название «духовный импрессионизм». В советское время импрессионизм был не востребован, но Диффинэ-Кристи продолжала творческие поиски в этом стиле, заявляя, что она не фантазирует, а действительно видит мир таким. В последний период творчества она отошла от детальной прорисовки предметов, так как решила, что контуров в живописи не существует, а границы и предметы определяются только сочетанием красочных пятен.

С импрессионизмом можно связать работу «Оттепель» сыктывкарского скульптура Владимира Рохина. К биоморфной абстракции можно отнести и работы скульптора Романа Бендерского.

Также в галерее показаны картины голландского художника Ричарда Янсена, которые создавались в Сыктывкаре весной 2019 года для персональной выставки зарубежного живописца «Искусство освобождать. Голландская ода русским экспрессионистам». Голландский абстракционист специально приехал в республику на две недели, чтобы написать картины. Ричард Янсен – профессиональный художник, выпускник Маастрихтской академии изящных искусств, яркий представитель европейского абстрактного искусства позднего модернизма. Живописью он начал заниматься в зрелом возрасте, главное направление его творчества – концептуальная абстракция. Основная творческая задача – борьба за истинное художественное освобождение от запрограммированных и выраженных в прошлом идей и их символической ограниченности. В основе творческой идеи художника лежит стремление воссоздать настоящий момент как форму, отчасти это напоминает попытку зафиксировать форму музыки, играющей вживую. На картинах есть изображение Сысолы, но понять, что это именно река, можно, лишь прочитав название полотна. А «Медовый букет» – это картина, созданная под впечатлением о жизни на Карибских островах.

На выставке есть произведения местных художников: Юрия Размыслова, Анатолия Пунегова, Виктора Залитко, Максима Умпелева и других. Наверное, самым значимым художником для абстрактного искусства в Коми являлся Юрий Размыслов. Он активно работал как художник с 1961 года и до конца своих дней. Им создано большое количество крупных произведений, в которых яркие и сочные цвета сочетаются с фантастическими образами, рожденными в воображении автора или заимствованными из древних мифов, библейских и индуистских сказаний.

Выставка абстрактного искусства открыта в залах галереи до 14 января.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Абстрактная метафизика в «Пейзажах Севера»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.