«Свой долг мы выполняли честно»

Василий Макаров полвека отдал службе в органах госбезопасности

20 декабря 1917 года Совет народных комиссаров создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК). Именно эта дата теперь и считается днем рождения органов безопасности. Работа разведчиков и контрразведчиков в силу ее специфики практически закрыта для обывателя, и в чем она заключается, многие судят по художественной литературе и фильмам. В действительности все намного увлекательнее и сложнее. Понять роль и место контрразведки в системе органов безопасности страны, ее специфику и условия работы можно, прочитав историю Василия Кимовича Макарова – ветерана российских спецслужб, полковника госбезопасности в отставке. Он полвека отдал этой работе, в том числе в нашей республике.

По следу зверя

Василий Макаров – один из многих солдат Великой Отечественной войны, для которых бой за Родину не закончился в мае 1945 года. В августе 1944-го двадцатилетний армейский лейтенант-минометчик после долгих месяцев, проведенных в госпиталях, был комиссован по ранению и возвращен судьбой в родной город Шахты Ростовской области. Сразу после вынужденной демобилизации Макаров был зачислен в кадры Наркомата госбезопасности СССР помощником оперуполномоченного.

В Шахтинском горотделе самой важной работой в послевоенные годы было комплексное расследование преступлений немецких оккупантов и их пособников.

Последствия оккупации были столь ужасающими, что спустя семьдесят семь лет, в 2020 году, Следственный комитет России возбудил уголовное дело об убийствах более 30 тысяч жителей Ростовской области, совершенных эсэсовцами в годы Великой Отечественной войны. Только в Шахтах и близлежащих районах за семь месяцев (июнь 1942 – февраль 1943 года) были замучены и убиты свыше десяти тысяч ни в чем не повинных людей.

С первого дня освобождения города сотрудники госбезопасности приступили к долгой, кропотливой работе. Приведем выдержку из акта Шахтинской городской комиссии ЧГК о злодеяниях немецко-фашистских войск в городе Шахты Ростовской области в период оккупации: «Для проведения в жизнь своей кровавой политики немцы с первых дней оккупации создали в городе густую сеть карательных органов: военную комендатуру, гестапо, вспомогательные отряды гестапо, жандармерию и управление полиции с четырьмя отделениями, которые немедленно приступили к методическому, физическому истреблению населения города».

По воспоминаниям Василия Макарова: «К началу 1950-х годов нами были найдены, арестованы и военным трибуналом приговорены к высшей мере наказания четыре главных участника массовых расстрелов. А к 1959 году были разысканы и осуждены практически все виновные».

В 1952 году Василий Макаров уже работал в оперативном отделе Ростовского областного управления КГБ. Здесь ему пришлось столкнуться со шпионской деятельностью иностранных разведок.

Чужие среди нас

В 2017 году на официальном сайте Центрального разведывательного управлениия США впервые в мировой истории была опубликована огромная коллекция рассекреченных документов. В сеть были выложены 12 миллионов страниц разведывательной информации. Часть шпионских донесений касалась Rostov-on-the-Don. Именно так в архивах ЦРУ называлась донская столица. В первую очередь американских шпионов интересовали данные о заводах, расположении воинских частей, испытания новых вооружений и научные эксперименты. Одно из самых ранних шпионских донесений о Ростовской области датируется 1948 годом.

Как правило, шпионами западных спецслужб становились либо уголовники, либо военные преступники. В мае-июне 1952 года весь оперативный состав управления госбезопасности Ростовской области был ориентирован на поиск агентов-парашютистов США под кличками Владимир (Волошановский) и Леонид (Кошелев).

Оба шпиона – бывшие уголовники, были судимы за воровство, отбыв срок, бродяжничали, а в 1947 году бежали в Иран. Именно там их завербовали американцы. После спецподготовки в разведшколе в Западной Германии Волошановский и Кошелев в июне 1952 года были заброшены на советскую территорию специальным самолетом.

Работа по обезвреживанию агентов иностранной разведки не похожа на шпионский фильм, правильное сравнение в данном случае – шахматы. На информации о характере и связях объекта строятся предположения о местах их возможного появления и действиях. Все это позволило зафиксировать прибытие агентов в Ростов, контролировать их действия и задержать.

При заброске в СССР парашютисты имели задание собирать сведения военного и экономического характера, добывать, не останавливаясь даже перед убийством, подлинные советские документы и склонять граждан к бегству за границу. У них нашли оружие, рацию, фальшивые документы и большие суммы советских денег.

Вспоминая дело шпионов, Василий Макаров писал: «За активное участие в розыске и задержании Волошановского, Кошелева (…) руководство КГБ СССР объявило мне, как и другим сотрудникам Ростовского управления, благодарность. Она стала моей первой союзной наградой за конкретное дело».

«О наших именах не прочитать в газетах…»

В соответствии с приказом КГБ СССР в марте 1966 года Василий Макаров прибыл в Сыктывкар и приступил к работе в Комитете госбезопасности Коми республики. А через полтора месяца, 1 мая, на Юбилейной площади столицы в конструкции деревянной трибуны была обнаружена самодельная мина. Она была заведена на 11 часов 20 минут, с тем расчетом, чтобы взрыв произошел через 20 минут после начала первомайской демонстрации. Террориста выдала газета, в которую завернули мину. Для облегчения работы почтальона на корреспонденции часто ставили специальные пометки. По выведенным чернилами цифрам установили адрес и личность подозреваемого. Это был студент одного из ленинградских вузов, приехавший на каникулы в Сыктывкар. Причиной всему оказалась болезнь молодого человека, а следствием могли стать жизни десятков людей.

Через четыре года, в 1970-м, Василий Макаров возглавил КГБ Коми АССР и прослужил на этом посту десять лет. За период его службы в республике случилось многое. В эти годы в Сыктывкар заметно чаще стали приезжать иностранцы, в том числе подозреваемые в связях с иностранными спецслужбами.

Подробности работы наших контрразведчиков в этот период и позже из соображений секретности скрыты. Не пишет о ней в своих воспоминаниях и Василий Макаров. Его рассказ о жизни максимально короток, сжат, отличается отсутствием эмоций. Но, говоря о работе, вместо «я» полковник госбезопасности всегда пишет «мы», относя победы к чести всего коллектива или группы, в которых довелось работать.

На закате жизни, подводя итоги, Василий Макаров писал: «Вспоминая и переосмысливая все то, что мне и моим товарищам (…) удалось сделать для обеспечения государственной безопасности страны, прихожу к выводу, что свой долг мы выполняли честно».

7 января Василию Кимовичу Макарову, солдату и офицеру, исполнилось бы 100 лет. Он один из тех, кто создавал и крепил мощь и славу великой страны. И до последнего вздоха оставался преданным ее сыном.

Елена АЛЕКСЕЕВА

Фото предоставлены УФСБ по Коми

Оставьте первый комментарий для "«Свой долг мы выполняли честно»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.