Игорь Бородин: «Моя задача – привить детям заботу о здоровье»

Преподаватель физической культуры интинской гимназии №2 Игорь Бородин представлял Коми на всероссийском конкурсе «Учитель здоровья», который проходил с 29 ноября по 1 декабря в Нижнем Новгороде. По итогам конкурса за профессионализм и преданность учительскому труду он был награжден дипломом за победу в номинации «За верность профессии». Игорь Бородин является уроженцем Инты, его учительский стаж – 17 лет. Основная миссия учителя физической культуры, убежден он, заключается в привитии подрастающему поколению любви к здоровому образу жизни. В интервью «Республике» учитель рассказал о любви к профессии и педагогических принципах.

– Как проходил конкурс «Учитель здоровья»?

– Сначала нужно было пройти региональный отбор. В октябре я победил на республиканском этапе конкурса. В финале участвовало 36 педагогов со всей страны. Конкурсные испытания проводились в рамках всероссийского форума «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития».

Одной из моих целей было познакомить представителей других регионов с нашими традициями. Делал упор именно на национальный колорит родной республики. Это подвижные коми игры, этнокультурный компонент. Сначала была самопрезентация, надо было рассказать о себе, о том, как работаю. Должен был доказать, что я учитель здоровья, что создаю все предпосылки для того, чтобы наши дети были здоровыми.

У меня многое есть на видео, поэтому подготовил небольшой видеоролик о своей работе: о том, как мы с детьми ходим в походы, как на базе нашей гимназии проходят малые олимпийские игры. Школа у нас маленькая – 550 человек, но в этих играх участвует более 300 человек. Второй этап – открытый урок. Давал урок, и по нему оценивали мой уровень специалисты в жюри. После этого идет второй тур. Туда я не прошел.

– Почему не удалось пройти дальше?

– Участвовал впервые, поэтому не хватило опыта. Например, команды из Санкт-Петербурга и Белгорода готовятся и участвуют уже 14 лет, то есть на всем протяжении истории конкурса. У них сначала тоже не было побед. Они серьезно к этому подходят, у Санкт-Петербурга команда из 12 человек. А я от республики ехал один. Конечно, они хорошо подкованные, все знают, делают все четко и красиво. Самопрезентация у них была больше похожа на некую театральную сценку.

– Учитель физкультуры – это творческая профессия?

– Конечно. Моя оригинальность, например, в том, что я родителей активно привлекаю к занятиям с детьми физкультурой. Дети ведь на родителей в первую очередь смотрят.

– У преподавателей физкультуры обычно есть специализация на определенных видах спорта. На чем вы специализируетесь?

– Веду волейбольную секцию. Задачи воспитать олимпийских чемпионов у меня нет. В первую очередь хочу привить детям любовь к здоровому образу жизни. Моя задача сделать так, чтобы они полюбили физкультуру, а не возненавидели этот предмет, чтобы заботились о своем здоровье.

– Многие пеняют на современных детей, мол, их интересуют только гаджеты. Это действительно серьезная проблема?

– Проблема такая есть. Надо действительно что-то делать. Детям надо показывать другие виды досуга, стараться в них вовлекать. Поэтому мы и на лыжах всем классом ходим, и на каток, в бассейн. Я еще и классный руководитель. В походы с детьми хожу с ночевкой, родителей к этому привлекаю. Иногда в семье ругают, потому что меньше домочадцам уделяю времени, чем работе. В общем, порой живу на работе.

– Бывало ли за все эти годы выгорание? Как с этим боретесь?

– Два года назад у меня было такое, что чувствовал – все. Тогда работал в режиме шестидневки. А в воскресенье обычно проводятся какие-то школьные мероприятия, в которых тоже нужно участвовать. Получалось, что без выходных работал, и действительно возникало выгорание. Но вот уже два года работаю в режиме пятидневки.

– Что самое главное в вашей профессии?

– Самоотдача. Когда был в Питере, встретился там со своими выпускниками. Кто-то школу танцев открыл, кто-то тоже работает учителем физкультуры. Самый смак профессии, на мой взгляд, это посмотреть, кто кем стал.

Обратная связь с ними – еще одно большое удовольствие. У меня воспитанник уехал в Брянск, играл там в волейбол за университетскую команду. Писал мне потом, благодарил. Сейчас стал военным и написал, что ему очень помогает физическая подготовка. Это очень приятно. Это самое главное, когда дети благодарят. Никаких подарков не надо.

– Много молодых людей уезжает сейчас из Коми в Санкт-Петербург и другие крупные города. Можно ли как-то остановить этот отток?

– В первую очередь молодым людям нужно предлагать достойную работу. Возможности в этом плане в Коми есть, но их не так много. Например, один из моих воспитанников стал вертолетчиком, работает в Воркуте, и условия очень достойные. Я всегда детям советую искать для себя такую работу, которая будет и доход приносить, и удовольствие. В наше время это очень сложно.

– Физкультуру и спорт нужно разделять. Что для вас спорт, а что физкультура?

– Спорт – это работа, достижение высоких результатов, когда ради них человек отдает всего себя. В истории спорта олимпийские чемпионы остаются навсегда, поэтому многие так к этому и стремятся. Физкультура – это для здоровья, это в большей степени получение удовольствия от процесса. Вот я люблю заниматься физкультурой, участвую в полумарафонах и соревнованиях по ГТО, бегаю на лыжах. Получаю от этого положительные эмоции, адреналин.

– Той нагрузки, которую вы получаете во время преподавания, вам не хватает, и вы еще дополнительно занимаетесь?

– Занимаюсь ведь для себя. Понимаю, что когда дети видят, что учитель сам везде выступает, показывает пример, то начинают по-другому к предмету относиться. Авторитет учителя имеет большое значение. Если бы я выпивал и от меня шел запах табака, то не имел бы права рассказывать детям о здоровом образе жизни.

– Каков ваш график тренировок?

– Сейчас у меня небольшая передышка в связи с рождением дочери. А так стабильно тренируюсь три раза в неделю. Это может быть бег, лыжная прогулка или поход в спортзал. На переменках в школе иногда делаю небольшие тренировки.

– Зимой тоже выходите на пробежки?

– Конечно. Буквально завтра десять километров пробегу. Приверженцев здорового образа жизни становится с каждым годом все больше. Сейчас мы с учеником открыли беговой мини-клуб. Даже сделали эскиз футболок с символикой клуба. Детей надо вовлекать в это. Когда человек преодолевает впервые, например, полумарафон, то у него ощущения, ни с чем не сравнимые. Я всегда после таких стартов детей медалью награждаю, футболочку дарю. Это яркие впечатления, память, которая остается навсегда с человеком. Можно ездить по разным городам и участвовать в беговых состязаниях, делать это не для высоких результатов, а просто для себя.

– А как в Инте с лыжными гонками?

– Есть лыжная база и пятикилометровая трасса. Этого мало для проведения крупных соревнований, но для занятий достаточно. Хотелось бы, чтобы лыжные гонки у нас развивались. Мы с воспитанниками постоянно помогаем в подготовке лыжной трассы к сезону. Летом ходили и дорожки подкапывали, выравнивали, чтобы потом, когда снег выпадет, наст был более-менее ровный.

– Когда вы росли, в Инте были хорошие возможности для спортивного развития?

– Было очень много секций, я во многие ходил, любил с детства заниматься спортом. Занимался даже таким экзотическим для того времени видом единоборств, как тайский бокс. Учителем стал не случайно, у меня мама и бабушка тоже учителя. Условия были хорошие, и сейчас они замечательные. Здесь мы всей семьей ходим в бассейн. Посещение стоит недорого. То же самое можно сказать и про каток. Все рядом, все доступно. Почему бы не ходить и не заниматься?

– Часто дети на уроках физкультуры не хотят заниматься, мотивируя нежелание тем, что им якобы это не пригодится в жизни. Как вы их переубеждаете?

– Например, ученик не может сдать прыжки со скакалкой, считает, что ему она не пригодится в дальнейшем. Я ему объясняю, что да – скакалка в жизни не пригодится, если ты не будешь циркачом. Но преодолевать трудности ты должен научиться. А ведь скакалка, по сути, это очень полезный спортивный снаряд, работа с которым развивает в том числе и мозговую деятельность. Стараюсь это тоже до ребят доносить.

Ярослав СЕВРУК

Фото из личного архива Игоря Бородина

Оставьте первый комментарий для "Игорь Бородин: «Моя задача – привить детям заботу о здоровье»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.