Искусство, побеждающее время

В Национальной галерее Коми открылась выставка отреставрированных работ

Выставка «Процесс», посвященная одному из важных направлений музейной деятельности – реставрационному делу, открылась в Национальной галерее Коми. Это своего рода синтез науки и искусства, и его результат зависит от мастерства, опыта и вдохновения мастера.

Профессиональная реставрация – это искусство, побеждающее время. То есть просто так подкрасить или замазать не получится. Каждый экспонат требует сугубо индивидуального подхода. На реставраторе лежит огромная ответственность – не только сохранить и восстановить, но и не превратить в «новодел», четко понимать, где эта тонкая грань. Реставратор сохраняет прошлое для передачи будущему.

На экспозиции представлены прошедшие реставрацию произведения масляной и темперной живописи, иконы, произведения прикладного искусства и скульптуры из фондов галереи, которые реставраторы «вернули» за последние десять лет.

Выставка рассказывает об основных реставрационных процессах, о методах исследования экспонатов и атрибуции, о сложностях, с которыми сталкивается реставратор в своей работе. Все экспонаты сопровождаются аннотациями о состоянии сохранности предметов до начала работ, с фотографиями, сделанными в разные периоды реставрации. Так можно узнать некоторые секреты профессии реставратора, с помощью которых произведения изобразительного искусства возрождаются к жизни.

В частности, на выставке есть картина неизвестного художника XVIII века «Портрет императрицы Анны Иоанновны». Она поступила в Республику Коми в 1928 году из Государственного музейного фонда. Восемь лет работали реставраторы над этим полотном. Реставрация картины началась в апреле 2007 года и завершилась только в феврале 2015. На выставке представлены фото с документами, которые рассказывают о реставрационных процессах и поэтапном раскрытии картины от записей, потемневшей покровной пленки и реставрационного грунта, который лежал на авторской живописи.

Иногда в процессе реставрации можно установить авторство картины. Так, во время удаления записей в нижнем углу картины неизвестного художника рубежа XIX–ХХ веков «У плотины. Сумерки» открылась подпись автора – питерского художника конца XIX – начала XX века Дмитрия Гаврильцева.

Мастера восстанавливают уникальные памятники культуры, не только продлевая им жизнь, но и сохраняя историческую подлинность. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре, химии. Кроме того, он должен владеть изобразительной грамотой, иметь практический навык. Чтобы работать реставратором, также нужно обладать безграничным терпением. Ведь малейшая неточность – и работа насмарку.

На примере трех икон из неизвестного иконостаса XVIII века можно увидеть последний этап реставрации – нанесение тонировок, а также проследить, как на икону наносится грунт и как она выглядит до тонировок, как выполняются общие тонировки и как можно восстановить живопись иконы.

Существует множество видов реставрации, однако у всех основная цель – сохранение предмета, предотвращение дальнейшего разрушения, придание ему экспозиционного вида, но ни в коем случае не подновления. В сохранении этой золотой середины и есть искусство реставрации – подарить музейному предмету новую жизнь и при этом не забрать его историю.

В 1970-1980-е годы ряд произведений из фондов галереи был возвращен к жизни специалистами-реставраторами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Своя реставрационная мастерская в галерее была открыта в 1974 году. Первым реставратором галереи стала Ираида Огнева – реставратор по масляной живописи. Ею возвращено к жизни более двухсот произведений искусства, большая часть из которых вошла в состав постоянной экспозиции. Одной из наиболее сложных и интересных работ Огневой стала реставрация картины Рачкова «Русская девушка», в результате которой удалось раскрыть более ранний красочный слой, позднее переписанный самим автором. Работа Ираиды Огневой не ограничивается рамками музейной коллекции. Ею восстановлены иконы из собраний Усть-Цилемского историко-мемориального музея Журавского, краеведческого музея Айкино и других общественных и частных собраний. С 2014 года вместе с ней работает ее дочь – художник-реставратор Ольга Огнева.

Выставка приурочена к 80-летию Национальной галереи Республики Коми и будет работать до 21 января 2024 года.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Искусство, побеждающее время"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.