Финансы для светлой трассы

Парламентарии рассмотрели программу безопасности дорожного движения

Безопасность детей на дорогах стала одной из главных тем на рабочем совещании в Госсовете Коми в ходе обсуждения госпрограммы «Развитие транспортной системы». Точнее, входящей в ее состав подпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения». Поднимались вопросы ремонта школьных маршрутов, приведения в нормативное состояние пешеходных переходов, оборудования остановочных комплексов.

В начале заседания председатель комитета парламента по законодательству и местному самоуправлению Илья Семяшкин напомнил коллегам, что эта госпрограмма большей частью касается профилактики ДТП, а также создания таких элементов дорожной сети, как тротуары, отбойники, освещение.

– Я прошу не отходить от темы. Понимаю, что всем хочется обсудить количество построенных дорог, их ремонт, но это будет другая подпрограмма, в которой мы тоже все заинтересованы, – подчеркнул депутат.

Об итогах реализации подпрограммы в этом году, планах на будущее рассказал заместитель председателя правительства региона – министр строительства и ЖКХ Коми Андрей Чибисов.

Финансирование «Повышения безопасности дорожного движения» в 2023 году составляет 151 миллион рублей, в 2024 предварительно планируется 122 миллиона, в 2025 – 211 миллионов, в 2026 – 96 миллионов.

– Хочу обратить внимание, что в 2023-м на начало года было запланировано финансирование в сумме 88 миллионов, 61 миллион добавили в ходе исполнения программы, – пояснил министр.

Основной показатель, который учитывается при оценке подпрограммы – уровень смертности на дорогах. За девять месяцев 2023 года он снизился на 21 процент по сравнению с прошлым годом. В этом году погибли 33 человека, с января по сентябрь 2022-го – 42. Но при этом выросли количество ДТП (было 590 стало 639) и число раненых в таких происшествиях (788 против 846). Также выросла доля ДТП с сопутствующими неудовлетворительными дорожными условиями. В этом году их было 259, за 9 месяцев прошлого года – 226.

В «Повышение безопасности дорожного движения» в свою очередь входят еще четыре подпрограммы. Это такие направления работы, как развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения, обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении, развитие системы организации движения транспортных средств и пешеходов, развитие системы помощи пострадавшим в ДТП.

Выплаты сознательным и штрафы нарушителям

Андрей Чибисов пояснил, что работа по первому направлению в первую очередь связана с информированием людей, каким образом нужно вести себя на дорогах, в том числе – через СМИ. Но учить ПДД можно также и рублем, и речь идет не только о штрафах.

– Появился такой механизм, как выдача денежных вознаграждений гражданам за информирование правоохранительных органов о правонарушениях. Мы предполагали, что будет около 400 обращений в год. По три тысячи рублей будет выдано каждому гражданину, соответственно заложили 1,2 миллиона. На сегодня было подано всего 22 заявки. Из них 14 были удовлетворены, было выплачено 42 тысячи рублей. Этот механизм реализуется впервые в этом году, пока он показывает не очень высокую эффективность. Люди не спешат сообщать о правонарушениях, – рассказал министр.

Илья Семяшкин, общаясь перед заседанием с журналистами, сообщил, что, скорее всего, механизм таких выплат будет пересматриваться, уж очень велика оказалась разница между запланированной и реально потраченной суммой. Но, в любом случае, даже от этого небольшого числа сообщений есть реальная польза, в частности от того, что пресекалось пьяное вождение, в результате которого могло случиться ДТП с тяжелыми последствиями. Председатель Контрольно-счетной палаты Коми Игорь Гурьев в свою очередь тоже предложил закладывать средства в бюджет, исходя из реальной обстановки, числа граждан, обратившихся за выплатой.

К предупреждению опасного поведения участников дорожного движения относится также и развитие системы камер фотовидеофиксации. Сейчас в Коми действует 108 стационарных рубежей контроля и один передвижной. Недавно, сообщил министр, приняли на баланс семь комплексов фотовидеофиксации от управления дорог «Прикамье» (на трассе «Вятка»), сейчас идет наладка их работы. Кроме того, в регионе есть шесть автоматических постов весогабаритного контроля, которые на сегодня не функционируют, но камеры на них установлены, измеряют скорость, фиксируют нарушения. Всего в результате этой деятельности за год было выписано 241 274 штрафа на сумму 140 миллионов рублей, из них оплачено 71,5 миллиона рублей.

– Это показывает, что граждане своевременно оплачивают штрафы, соответственно имеют 50 процентную скидку, – отметил Андрей Чибисов.

Позднее руководитель государственного казенного учреждения «Безопасный город» Дмитрий Терентьев сообщил, что еще в феврале подписаны акты приема-передачи опытного участка аппаратно-программного комплекса, в который входят и рубежи контроля. Сейчас они благополучно эксплуатируются в половине муниципалитетов Коми, передают данные в программу «Паутина». Техническое обслуживание также обеспечено.

Временно исполняющий обязанности заместителя начальника управления ГИБДД МВД по Коми Александр Волгин, выступивший содокладчиком Андрея Чибисова, рассказал, что у комплексов (при наличии технической возможности, работает это только с новым оборудованием) появляются дополнительные функции, например, они начинают фиксировать непристегнутые ремни безопасности. И не за горами дни, когда рубежи контроля будут определять машины, у которых отсутствует полис ОСАГО или водитель во время движения разговаривает по мобильнику.

Переходы и освещение

Вторая подпрограмма касается обустройства и содержания технических средств организации дорожного движения – светофоров, барьерных ограждений и прочего. Также в нее входят мероприятия по содержанию и капремонту автодорог общего пользования и отдельные мероприятия регионального проекта «Дорожная сеть», строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капремонт и ремонт дорог, пешеходных переходов и элементов обустройства дорог. Собственно говоря, приведение в порядок школьных маршрутов относится именно к этому направлению работы.

Министр рассказал, что в этом году было запланировано потратить 88 миллионов рублей на установку дорожных знаков, барьеров, остановок и других элементов на дорогах регионального и межмуниципального значения. Сейчас освоено около 70 миллионов, но до конца года успеют израсходовать и остальное. На дороги местного значения на подобные цели выделили 98 миллионов. В том числе установлены 99 делиниаторов – разграничителей движения транспорта, обеспечили содержание 309 таких объектов, установленных ранее. Также оборудовали три шериф-балки – светосигнальные установки.

Достаточно долгое время в республике остро стояла проблема с пешеходными переходами – с их приведением к современным нормам. Сейчас ситуация улучшается. На данный момент в Коми 2184 перехода. Соответствуют ГОСТам – 1643. Возле образовательных учреждений действует 252 перехода, в нормативном состоянии – 213. Чтобы все пешеходные переходы привести в порядок, необходимо 340 миллионов рублей по нынешним ценам. В 2023 году вложили 21,7 миллиона рублей, на региональных дорогах сделали 54 перехода. На 52-х работы завершены, на двух идет приемка работ. 16 миллионов направили на эти цели для местных дорог.

В последующие три года планируется выделять по 16,4 миллиона в год на переходы на региональных дорогах.

– Конечно, это недостаточный размер финансирования, соответственно, если была бы возможность увеличить эту статью, мы бы с большей скоростью привели пешеходные переходы в нормативное состояние, – подчеркнул министр.

Что касается устройства освещения, в этом году на региональных дорогах сделали десять километров, потратили на это 21 миллион рублей. На 24 год запланировано 23 миллиона, на 25-й – 116,5 миллиона.

– Это связано с тем, что в 2025 году у нас в целом существенно увеличивается Дорожный фонд, – пояснил Андрей Чибисов.

На дорогах местного значения в этом году построили 10 километров новых линий освещения, 108 километров – модернизировали и реконструировали, ушло на это 152 миллиона. Потребность региона – 304 километра линий освещения, нужно на это 3 миллиарда 40 миллионов.

Школьные маршруты

Общее количество школьных маршрутов в Коми – 244, протяженность 3125 км, в ненормативном состоянии 312 километров (по состоянию на весну этого года). Из них 178 на дорогах регионального значения, 134 – местных.

В течение года маршруты приводили в порядок на региональных дорогах в шести муниципалитетах. Всего довели до ума десять маршрутов – общей протяженностью 50 километров, на что было израсходовано 739 миллионов рублей. Также было выделено 370 миллионов из резервного фонда для муниципальных дорог, там привели в порядок 22 километра школьных маршрутов в восьми муниципалитетах. Кроме того, построена дорога к новой школе в Объячево, обошлась она в 44,3 миллиона, сделан первый этап – устройство дороги и нижние слои асфальта, в следующем году добавят 25 миллионов на верхние слои и тротуар.

Андрей Чибисов и Александр Волгин обратили внимание депутатов на то, что в результате летнего обследования ГИБДД признало неудовлетворительными еще восемь маршрутов –  все в Сосногорском районе.

– Итого – десять маршрутов мы привели в нормативное состояние, а восемь вышло из нормативного состояния, – резюмировал Андрей Чибисов, пояснив, что соответственно, теперь в Коми не 27, а 25 проблемных школьных маршрутов.

При этом протяженность школьных маршрутов в ненормативном состоянии стала меньше на 70 километров – уже не 312, а 242. Чтобы привести их в порядок, требуется 3,5 миллиарда рублей. В этом году было выделено более миллиарда. То есть, дороги, по которым детей возят в школы, все же планомерно улучшаются.

На совещании выступила председатель комиссии Общественной палаты Коми Татьяна Тырышкина. Она напомнила, что во время визита членов палаты в Зеленец, была поднята тема подвоза в школу детей из села Койтыбож, относящегося к этому поселению. Как уже писала «Республика», суть проблемы в том, что детям приходится идти на остановку около трехсот метров по краю проезжей части. По трассе «летают» не только легковушки, но и тяжеловозы, малышей буквально сдувает с дороги. Ситуация усугубляется поздней осенью, когда и после уроков уже темно, и с утра сумерки, снега еще нет, на фоне темной дороги и леса пешеходов практически не видно. В результате совместного обсуждения темы общественников, местных властей, ГИБДД, минстроя Коми был определен участок на въезде в Койтыбож, где можно организовать площадку для автобуса. Но общественники решили проверить, а как обстоят дела с остановками школьных автобусов в других муниципалитетах. Не только с безопасностью пути к ним, но и оборудованием остановок, могут ли дети, в ожидании транспорта укрыться от снега и дождя.

Татьяна Тырышкина рассказала, что Общественная палата Коми провела мониторинг, информацию предоставили 17 муниципалитетов. На 204 школьных маршрутах действуют 622 остановки. 159 нужно модернизировать, более 90 маршрутов требуют освещения, также есть проблемы с дорожными знаками, указателями.

Перед совещанием, общаясь с журналистами, общественница отметила, что проблемы такого рода нужно разделить на два блока. В первом – те, что муниципалитеты могут решить самостоятельно, за счет имеющихся ресурсов. Во втором – те, решение которых требует больших затрат, а значит, не обойтись без поддержки региона.

– Мы предлагаем, чтобы наши замечания были учтены при планировании программы на 2024-2026 годы, – сообщила она. – Есть задачи по модернизации остановочных комплексов, потому что нет ни стен, ни крыши – не укрыться ни от дождя, ни от ветра. Есть проблемы с освещением, организацией движения, например, отсутствуют дорожные знаки. Речь идет даже не о школьных маршрутах, а именно о пути от дома до места посадки в автобус и в обратную сторону. Нужны капитальные решения, потому что в некоторых ситуациях не помогут ни светоотражающие элементы на одежде, ни фонарики, которые дают детям родители.

Татьяна Тырышкина очень рассчитывает, что в итоге минстрой и Госсовет Коми совместно примут решение о корректировке расходов по школьным маршрутам.

Андрей Чибисов с предложениями Общественной палаты согласился, подчеркнув, что в местах, где дети ждут автобусы, должны быть остановочные комплексы. Сейчас минстрой Коми ждет заявок по этому поводу.

Депутат Валентина Жиделева в свою очередь на совещании высказала мнение, что в некоторых населенных пунктах проще школу открыть, чем организовать нормальную перевозку школьников. Например, в сыктывдинской деревне Парчег.

Дети в зоне риска

Андрей Чибисов и Александр Волгин обратили внимание на то, что существенно ухудшились показатели по ДТП, произошедших по вине детей. За девять месяцев этого года – было 33, в аналогичный период 2022-го – 18. При том, что профилактическая работа ведется весьма обширная и со школьниками, и с их родителями. Это и беседы, и видеоролики, и памятки, и разного рода игровые методы обучения правилам, и детские конкурсы. А толку почему-то мало.

– Аварийность с участием детей – важный вопрос, который нужно обсуждать на всех уровнях, – подчеркнул Александр Волгин, сообщив, что количество ДТП с детьми выросло на 42,7 процента, число раненых в таких происшествиях детей – на 34,1 процента. Хорошо хоть число погибших снизилось – на 66,7 процента. При этом почти каждое третье ДТП с участием детей произошло по их собственной неосторожности.

Председатель Госсовета Коми Сергей Усачёв спросил, что может быть причиной ухудшения ситуации. Андрей Чибисов предположил, что это связано с увеличением в регионе количества перевозок личным транспортом. О том, что такой процесс идет, можно судить, например, по поступлениям акцизов от продаж бензина. В том числе стали больше ездить в отпуск на личных авто. А в статистику ДТП попадает любой ребенок, находящийся в машине, так или иначе участвовавшей в происшествии, даже если он был размещен в транспорте по всем правилам (в кресле, был пристегнут) и не пострадал.

Александр Волгин озвучил другую версию – стало больше самокатов, скутеров, велосипедов, на которых дети активно катаются в теплое время года. По его данным, значительная часть ДТП с детьми происходит в моменты, когда они на таком индивидуальном средстве передвижения едут через дорогу. Ну а столкновения с детьми на самокатах вообще приобрели массовый характер.

Сергей Усачёв заявил, что в таком случае нужно проанализировать, в каких городах и районах идет рост ДТП с участием детей, и усилить в них профилактическую работу в рамках образовательных программ.

Денежный вопрос

На заседании много говорилось о необходимости привлечения федеральных средств на решение проблем с безопасностью дорожного движения. Те же разделительные элементы, например, не позволяющие машинам выскакивать на встречную полосу давно хорошо себя зарекомендовали. И очистка обочин от кустарников тоже помогает улучшить ситуацию на дорогах. Как и хорошая освещенность остановок на трассах: люди в этих местах зачастую переходят дорогу, поэтому их должно быть хорошо видно. Андрей Чибисов пояснил журналисту «Республики», что технически обеспечить остановки, переходы на трассах всем необходимым несложно, были бы деньги, а справиться можно даже за один год.

– Самое дорогое, это, конечно, освещение, потому что это связано с подведением электричества, рядом других работ, – сообщил он.

На совещании министр, отвечая на вопросы депутатов, отметил, что на нормальное содержание дорог в регионе требуется не менее шести миллиардов рублей ежегодно. А в реальности тратится только два миллиарда. Так что без помощи федерального центра не обойтись. А пока приходится экономить, например, на приведении в нормативное состояние обочин. Но есть статьи, которые урезать точно нельзя – расходы на чистку снега, антигололедную посыпку трасс.

Отчасти ситуацию должно улучшить грядущее увеличение Дорожного фонда, в 2025-м он должен вырасти до 12 миллиардов. Сейчас он составляет порядка 8 миллиардов. Но в минстрое Коми надеются, что, благодаря механизму опережающего финансирования часть средств – хотя бы один-два миллиарда –  удастся получить уже в 2024 году.

По словам Андрея Чибисова, беда в том, что у нас при большой территории не такое уж значительное количество населения. Дорожный фонд наполняется в основном за счет бензиновых акцизов. Меньше населения – меньше покупок бензина – меньше средств на дороги. В Пермском крае, для сравнения, дорог на тысячу километров меньше, чем у нас, а Дорожный фонд в три раза больше нашего.

Министр сообщил, что правительство региона уже обратилось к федеральному вице-премьеру Марату Хуснуллину, чтобы он посодействовал в выделении региону дополнительных средств на ремонт дорог, их содержание. Пока же региону уже обещано увеличение субсидии на проект «Безопасные качественные дороги», в трехлетнем плане эти расходы уже учтены.

Анна ПОТЕХИНА

Фото gsrk.ru

Инфографика Купавы ВОЛКОВОЙ

 

По данным ГИБДД МВД по Коми в 2023 году почти каждое четвертое ДТП – 23,1 процента – произошло с участием пешеходов. Количество таких происшествий увеличилось на 13 процентов, на 11,1 процента увеличилось количество погибших в них, на 14,3 процента – число раненых. Каждый третий наезд на пешеходов – 32 процента – произошел в темное время суток. Практически все пешеходы двигались без светоотражающих элементов.

При этом вне населенных пунктов отмечается снижение числа ДТП, в населенных – повышение. Аналогичная ситуация с количеством погибших и раненых. Неудовлетворительное содержание улично-дорожной сети – сопутствующая причина 259 ДТП (на 16,7 процента больше, чем в прошлом году). В результате таких происшествий 19 человек погибли, 366 получили травмы.

Рост ДТП именно на пешеходных переходах в ГИБДД связывают с недостатками улично-дорожной сети, отсутствием или плохой видимостью разметки, недостатками зимнего содержания, отсутствием тротуаров и пешеходных дорожек, пешеходных ограждений в необходимых местах, освещения.

Однако в этом году удалось добиться снижения «пьяной аварийности» – меньше стало число таких ДТП, погибших и раненых в них.

Оставьте первый комментарий для "Финансы для светлой трассы"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.