Спешите быть добрыми!

В Коми живет память о педагоге Александре Католикове

«Жизнь коротка. Спешите быть добрыми!» – говорил известный педагог Александр Католиков. 13 октября исполняется 82 года со дня его рождения. Народный учитель СССР, заслуженный учитель России и Республики Коми, член-корреспондент АПН СССР, член-корреспондент Российской академии образования, он много лет возглавлял Сыктывкарскую школу-интернат для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, создал и успешно воплотил в жизнь авторскую систему воспитания. Во всероссийский Год педагога и наставника напомним историю жизни и идеи Александра Католикова, прославившего Коми.

Сибирская закалка

Его короткая (всего 54 года), но яркая жизнь и сейчас является образцом служения детям. Идеи, на которых основывалось его педагогическое служение, – это любовь и милосердие, интерес и внимание к каждому ребенку. Его профессиональное кредо: все дети – наши, и мы все за них в ответе.

Александр Католиков родился в 1941 году в Новосибирске в семье военнослужащего Александра Католикова и его супруги Надежды. Отца никогда не видел – тот погиб на фронте, мать растила Сашу и его брата Бориса одна.

Александр учился в школе №10 Новосибирского педагогического института, слава о которой гремела по всей стране. «Я начал познавать педагогические принципы Макаренко на практике в послевоенные годы, учась в школе, директором которой был тогда Владимир Михайлин, – вспоминал Католиков в книге «Моя семья». – В то тяжелое для всей страны время он сумел создать в школе завод, и мы, школьники, выпускали не что-нибудь, а сверлильные станки. На заводе практиковался тот самый хозрасчет, к которому до сих пор не может прийти наша экономика».

После 9-го класса, желая летом подработать и помочь маме, Александр устроился пионервожатым в пионерский лагерь. Работа пришлась по душе, и старшеклассник стал проводить в лагере «Юный сибиряк» все три смены каждое лето до окончания школы. Там он познакомился с известным педагогом Сталем Шмаковым. Будучи уже директором школы-интерната, Католиков использовал методы и приемы воспитания Шмакова, вел с ним переписку.

Московский студент

После получения школьного аттестата в 1961 году Александр успешно сдал экзамен в Новосибирский пединститут. Но по направлению Новосибирского горкома ВЛКСМ за успешную работу в течение нескольких лет в пионерском лагере был направлен учиться на физико-технический факультет Московского педагогического института имени Ленина. Первокурсник-сибиряк организовал и возглавил в вузе педотряд. По инициативе Александра впервые в СССР был создан инструктивный лагерь для студентов, где проходила их подготовка к работе в пионерском лагере. В студенческие же годы ему довелось лично пообщаться с друзьями и соратниками Антона Макаренко. В составе созданного им студенческого педотряда Александр неоднократно посещал Егорьевский детский дом, которым заведовал Семен Калабалин – один из воспитанников и продолжатель дела Макаренко (в «Педагогической поэме» он выведен под фамилией Карабанов). Позже уже сам Семен приезжал в интернат к Католикову в Сыктывкар. Общался студент Католиков и с Эдуардом Фере, который более пяти лет работал в детской колонии имени Горького. В «Педагогической поэме» Фере – это агроном Эдуард Шере.

Также в вузе Александр познакомился со своей будущей женой – преподавателем кафедры педагогики Лией Плаксиной.

Направление в Сыктывкар

В 1966 году, получив диплом учителя физики и астрономии и удостоверение старшего пионервожатого, Католиков с семьей приехал в Сыктывкар. И всю свою дальнейшую педагогическую жизнь связал со столицей Коми. В его книге «Моя семья. Записки директора Сыктывкарской школы-интерната №1 для детей-сирот» он писал: «С первых шагов в Сыктывкаре меня окружили заботой, вниманием, терпеливо растили из самолюбивого столичного пижона человека деятельного, самостоятельно мыслящего, умеющего отвечать за порученное дело».

Вначале работал учителем физики, затем организатором по внеклассной и внешкольной работе в средней школе №1. Через год был назначен директором Дворца пионеров и школьников, где проработал до лета 1973 года, сумев превратить его из ординарного учреждения в настоящий «магнит» для детей. Благодаря молодому директору у Дворца пионеров появились мотоциклы, машины и даже пароход.

В 1969 году Северное речное пароходство приобрело в Великом Устюге и передало в дар Дворцу пионеров двухпалубный пароход «Иван Каляев», переименованный в «Коми пионер». В 1970 году речное судно вышло в свою первую навигацию в качестве плавучего пионерского лагеря. На нем дети, по пути выступая перед населением, отправлялись в длительное плавание. «Я шесть лет проработал директором Дворца пионеров, – вспоминал педагог. – Что за прекрасное было время! Сколько всего мы сумели построить, напридумать, осуществить! Свой пароход приобрели, плавали аж до Архангельска, до Соловецких островов».

Моя семья

В 1973 году 31-летний Александр Католиков пришел на работу в Сыктывкарскую школу-интернат, которую возглавлял следующие 23 года. Вот как он вспоминает свой первый день в интернате в книге «Моя семья»:

«В нем не было ни одной целой двери, не говоря уже о канализации и водопроводе. Половина детей менингитом болела, половина – дизентерией. Помню, впервые вошел вечером в интернат, так даже отпрянул: мутные сумерки в вестибюле (лампочки перебиты), в темном коридоре какие-то тени двигаются, а при входе, как памятник, бак с водой стоит, а к нему кружка цепью припаяна. Вот такая ситуация была. Растеряться, руки опустить ничего не стоило.

Через четыре месяца в горисполкоме ультиматум: не справляешься – подавай заявление. Сперва расстроился, но отошел, понял: надо вместе с детьми обустраивать наш дом, а у местных партийных и советских руководителей менять отношение к сиротам. Помогло то, что был я членом бюро горкома комсомола, потом стал депутатом Сыктывкарского городского совета. И надо сказать, что мои директорские заботы везде нашли отклик и понимание. «Педагогические университеты» начались с ремонта главного здания интерната.

Трудное было время. Когда мы затеяли ремонт, то прежде всего решили ликвидировать деление этажей для мальчиков и для девочек. При такой искусственной изоляции они или враждуют между собой, или проявляют нездоровое любопытство к противоположному полу. Ведь в семьях сестры и братья живут вместе, и потому их взаимоотношения естественны и понятны. Думаю, типовой спальный корпус в каждом интернате надо перестроить так, чтобы мальчишки и девчонки жили как в семейных квартирах. А в принципе уже в самом проекте интернатов надо предусматривать такие семейные общежития».

Совмещение учебы с трудовой деятельностью на основе макаренковских подходов посильного и увлекательного труда сдружили всех. В школе все время что-нибудь строилось и ремонтировалось. Каждый класс проживал в отдельном отсеке – квартире, где личные комнаты на два-три воспитанника, общая игровая, гостиная.

Католиков писал: «Я прихожу в дом-интернат, и здесь мое сердце успокаивается. Здесь я нужен каждому». Действительно, интернат стал теплым и любимым семейным домом для всех воспитанников, педагогов и самого Сан Саныча, который жил одной жизнью с детьми. Зимой по воскресеньям, когда Католиков выезжал с ребятами в школьный лагерь, они лепили пельмени и пели песни.

«Когда малыши гуляли на улице, а я уезжал по делам в горисполком, они окружили меня: «Ты нас повезешь?!» – «Ну конечно, повезу». Как вся эта мелочь бросилась на заднее сиденье, все десять там разместились, и мы поехали. Сколько же было восторга, что они едут на машине! Сколько было удивления от увиденного в городе! Ведь дети из Дома ребенка словно маленькие узники, почти никуда не ходят и не видят ничего. А тут они ехали по городу, видели машины, дома, людей. Крик стоял: «Смотри! Смотри!» Казалось бы, пустяк, 15-минутная поездка по городу, а для них это величайшее событие. Зашел я в горисполком, а им наказал выйти и погулять, пока я дела решу, потом вместе домой поедем. Ни один из машины не вылез, терпеливо дожидались меня: боялись, как бы машина без них не уехала», – писал Александр Католиков.

Малыши зачастую называли его… мамой. «Зовут они меня мамой, потому что в дошкольном детском доме, откуда они поступили, мужчин не было, и мужчина для них нечто непонятное и невоспринимаемое, – пояснял это обращение сам Александр Католиков. – И если ты о них заботишься, ласкаешь их, на колени сажаешь, на руках держишь, значит, мама, хоть и несколько иного вида. Как накричатся «Мама!», каждый старается свои новости рассказать, каждый должен в карман залезть, а если найдет что-нибудь, всем покажет, потом назад положит. И каждый обязательно посидит на коленях, и каждого погладить надо. А главное – «касетка» (конфетка). Ее тоже непременно надо вручить каждому. И что меня удивляет, всегда скажут: «И маме-воспитательнице дай касетку». Вот где сама непосредственность и доброта! Поэтому я и люблю к ним ходить. Вот мальчишка забрался на колени, ручонками обнял за шею и шепчет: «Я так тебя люблю! Так люблю, я больше всех тебя люблю…» А почему он больше всех меня любит, непонятно. Просто ему нужно произнести это и хочется, чтобы я тоже его больше всех полюбил, но нельзя мне его больше всех любить. Ведь десять человек в группе, и каждому надо дать ровно одну десятую любви. Если чуть-чуть больше дать одному, остальные обидятся».

Кедры в Межадоре

Хорошо была известна в Коми база школы-интерната в селе Межадор Сысольского района, что в 70 километрах от Сыктывкара. Раньше в этом живописном месте на Малой Визинге работала гидроэлектростанция. Но в 1956 году ГРЭС закрыли, а на ее месте устроили пионерлагерь «Дружба». Как раз в том году в Сыктывкаре открылся интернат, который затем возглавил Католиков. Он и решил организовать в Межадоре подсобное хозяйство, где дети не только могли бы готовиться к взрослой жизни, но и получали бы профессии. Когда-то это была просто летняя дача интерната, а с приходом Католикова очень скоро стала учебно-опытным хозяйством «Межадорское», с хорошей основой для полноценного отдыха ребят и приобщения к труду. В лагере было 34 корпуса, оснащенных водопроводом и отоплением. Машинный парк состоял из 25 тракторов, а также культиваторов, сажалок, сеялок, сенокосилок, мини-тракторов и другой техники. В Межадор помимо российских педагогов часто приезжали иностранные делегации.

В учебно-опытном хозяйстве осуществлялось широкое трудовое воспитание детей интерната. Малыши возились на грядках и кормили кроликов в своем колхозе «Малышок». Подростки выращивали цветы, овощи, ухаживали за животными, птицами, выполняли опытные задания, полученные на уроках биологии. Старшеклассники работали на строительстве, делали ремонт, вели все работы по механизации под руководством инструктора. Так ребят готовили к самостоятельной жизни.

«Чтобы дети не выросли потребителями и транжирами, очень нужно им знать цену вещам», – был уверен педагог. Поэтому он создал и внедрил в жизнь целую систему экономического стимулирования детей. За работу в хозяйстве, за труд на земле детям начислялись агрошкольные «деньги», которые потом в кассе обменивались на настоящие. Часть их выдавалась на карманные расходы, а другая считалась неприкосновенной и переводилась на личный счет. Уже с детского возраста воспитанники имели возможность распоряжаться своими заработанными деньгами, обеспечивали дополнительно свои нужды. Школьный «банк» не только учитывал заработанные деньги, но и анализировал участие каждого ученика в трудовых делах. Среди воспитанников интерната было заведено помогать пожилым людям и ветеранам – вскопать огород, посадить и убрать картошку, оказать другую посильную помощь.

Благодаря усилиям Католикова в школе-интернате воспитанники смогли окончить полный курс средней школы, открылось дошкольное отделение. В 1993 году, пытаясь сохранить школу-интернат, он переформировал его в агрошколу-интернат, благодаря чему не только воспитанники обеспечивались овощами, излишки продавались горожанам. Для агрошколы-интерната были составлены специальные программы, учебный план дополнили рядом специальных предметов – биология, химия, экономика были интегрированы с основами сельского хозяйства. В течение учебного года дети занимались в кружках и факультативах сельскохозяйственной направленности. Католиков добился, чтобы по окончании агрошколы воспитанники получали удостоверения на право владения специальностями мастера животноводства, мастера растениеводства, тракториста категории «А» и «В».

Сейчас в Межадоре растет кедровый сад. Его историю «Республике» рассказала Людмила Дымова. Она проработала в детском доме 36 лет, из них 21 год вместе с Александром Католиковым. После того как Католиков в 1988 году выступил по Центральному телевидению, в интернате стало бывать много людей. Однажды приехал корреспондент «Экономической газеты», осмотрел подсобное хозяйство в Межадоре и предложил познакомить с известным специалистом по кедрам Евгением Титовым. Сибиряк Александр Католиков загорелся идеей вырастить в Межадоре кедровый сад. Списались с Титовым, и тот стал большим другом детей и Сан Саныча. Титов приехал и привез черенки кедров, которые привили на сосну. Но из 27 прививок прижился только один кедр. В следующем году Людмила Дымова с воспитанниками уже сама отправилась в экспедицию за кедрами на Горный Алтай. В лесничестве выкопали 30-сантиметровые саженцы кедров, привезли их домой в рюкзаках и создали у себя плантацию. В первый год прижилось мало. На следующий год снова поехали на Алтай. Так за два раза привезли около 600 саженцев. И вот с 1989 года в Межадоре велась научно-исследовательская работа по адаптации горно-алтайских кедров к условиям севера. Кедры в природе плодоносят через 50-70 лет, а здесь после прививок зацвели и стали плодоносить уже через 12 лет. Каждый кедр был закреплен за отдельным ребенком. Когда старшеклассники уходят во взрослую жизнь, эстафету передают малышам. У каждого кедра есть свое имя: Пушистик, Миленочка, Красавчик.

Католиков считал, что труд на земле не только может дать детям будущую специальность, но и поможет стать им работящими и порядочными людьми, способными создать свою семью, построить свой дом. Педагог был уверен, что именно труд является основой формирования личности. Католиков видел смысл трудового воспитания в приобретении навыков и привычек трудовой деятельности, отчего в итоге зависит счастье в будущей жизни каждого его воспитанника. «Мы детей приучаем к труду, – говорил он, – ибо труд – основа счастья, без него – дискомфорт в душе».

Александр Католиков очень хотел, чтобы агрошкола стала детям родным домом. И это случилось. «Отцов дом», – говорили ребята об интернате и «Межадоре». Долгое время выпускники интерната держали связь с Александром Католиковым, переписывались с ним, были в курсе всех событий, происходивших в жизни интерната.

Интересный случай описал Католиков в книге «Моя семья»: «Мы приехали со старшими детьми встречать новый, 1989 год в Межадор. К двенадцати ночи накрыли праздничные столы. Бутерброды наготовили и с окороком, и с ветчиной, и с черной икрой. Ребята за стол сели, черную икру ложками соскребли, а хлеб съели. На следующее утро до завтрака собрал всех, объяснил, чем полезна черная икра, дети проголосовали за то, что ее нужно есть, и опять ни один к ней не притронулся. В чем тут дело? Наверное, и в том, что детям нужно не столько дорогое, сколько сбалансированное, научно обоснованное питание. Поскольку каких-либо рекомендаций, разработанных специально для воспитанников детских домов, мы не имеем, вот и приобретаем продукты «поэкзотичнее». Но вообще-то это хорошо, что мы теперь получили возможность не экономить на питании и кормить наших ребят по повышенной норме. Ведь они у нас ослабленные, не блещущие здоровьем, худенькие, а некоторые прямо-таки дохленькие, и полноценная разнообразная еда им необходима. Особенно хороший аппетит у них в Межадоре, кормим мы их там шесть раз в день. Мы стараемся разнообразить меню, непременно включаем в рацион овощи, фрукты, ягоды, зелень. Зимой у нас постоянно есть мандарины, апельсины, яблоки, брусника, клюква. А летом, как только в городе появляются первые с юга земляника, черешня, вишня, слива, они немедленно доставляются в Межадор».

Педагог-новатор

Александр Католиков всегда интересовался опытом педагогов-новаторов и вместе с единомышленниками сумел создать постоянно действующую и действенную систему повышения квалификации каждого учителя школы-интерната.

Конец 1980‑х годов в целом стал временем общественного признания деятельности Католикова. Он был удостоен звания «Народный учитель СССР», избран народным депутатом СССР, стал членом-корреспондентом АПН СССР, являлся председателем республиканского Детского фонда. В 1987 году Католиков вместе со своими воспитанниками выступил по Центральному телевидению в концертной студии Останкино. В том же году был создан Детский фонд имени Ленина, и Католиков был одним из его основателей и наиболее активным деятелем. На памятной встрече в Останкино Католиков так сформулировал цель своей жизни: «Мечтаю остаться без работы, мечтаю, чтобы матери совсем перестали бросать детей». Свой опыт воспитания сирот, часто весьма трудных подростков, и руководства большим коллективом Александр Католиков обобщил в ряде книг, его опытом пользуются педагоги по всей России.

Католиков успевал заниматься и общественной деятельностью. Несколько созывов избирался депутатом Сыктывкарского горсовета, делегатом Всесоюзного съезда учителей от Коми АССР (1978, 1989), делегатом Съезда учителей РСФСР (1987), народным депутатом СССР (1989). Был первым председателем Коми республиканского отделения Советского детского фонда, сопредседателем Российского детского фонда, членом правления Центра народной помощи «Благовест» и редколлегии журнала «Школьная роман-газета».

Память об учителе

12 июня 1996 года Александр Католиков скоропостижно скончался в Сыктывкаре на 55‑м году жизни. Похоронен в селе Шошка Сыктывдинского района. Но память о нем живет. Одна из улиц Сыктывкара названа в его честь. Сыктывкарская агрошкола-интернат с 1996 года носит его имя, позже она была переименована в ГУ РК «Детский дом имени А.А. Католикова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Перед ее зданием в Сыктывкаре установлен бронзовый памятник легендарному директору. Текст на постаменте гласит: «Народному учителю, защитнику сирот Александру Александровичу Католикову».

В холле Института физики и информационных технологий Московского педагогического государственного университета, где он учился, 13 октября 2020 года установлена памятная доска в честь народного учителя СССР. В Новосибирске по адресу: улица Советская, 21 (здесь прошли детские годы Католикова) 7 октября 2022 году открыта мемориальная доска в память об Александре Католикове.

Педагогу была посвящена первая книга из серии «Республика Коми: люди и время» (вышла в свет в 2016 году), а молодой режиссер Никита Белорусов в 2021 году снял документальный фильм «Католиков. Начало». Картина посвящена пятилетнему московскому периоду жизни знаменитого педагога. В основу фильма вошли воспоминания близких и современников Александра Католикова, архивные документы, фотографии.

С 1997 года в Сыктывкаре проходят ежегодные Католиковские чтения, учреждена специальная премия имени Католикова, назначена стипендия для детей-сирот.

Артур АРТЕЕВ

Фото из открытых источников

 

Воспоминаниями о годах работы в школе-интернате с «Республикой» поделилась доцент кафедры общей и специальной педагогики Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, почетный работник высшей школы РФ Ольга Старцева:

– Сразу после вуза меня пригласили работать в интернат в качестве учителя немецкого языка и воспитателя. Дети в интернате зачастую не умели пользоваться некоторыми обычными вещами, в отличие от детей, растущих в семьях. Мне запомнился такой случай. Александр Александрович выстроил во дворе всю школу, посередине поставил урну и стал объяснять принцип ее работы, показывая и комментируя, как правильно ею пользоваться. Прошло несколько лет, и меня назначили заместителем директора 34-го училища. Обучающиеся там дети приехали из разных мест с разными бытовыми условиями и не все знали, как правильно пользоваться сантехникой. И тут я вспомнила Сан Саныча и его мудрость. И точно так же объясняла, как пользоваться урнами и современным сантехническим оборудованием.

Особое внимание Александр Александрович уделял здоровью детей. Целый этаж был отдан под лечебное отделение и работу узких специалистов. Детям не нужно было бегать по поликлиникам, медицинское обслуживание проводилось на месте.

Если придет малышня к нему в кабинет, всегда разговаривал, посадит на стульчик, даст что-нибудь – игрушку, сладость. Поддерживал Александр Александрович и выпускников. Например, он послал девочек учиться в медицинский институт, и пока они учились, материально помогал им, писал, они приезжали в интернат на каникулы. Тех, кто был в армии, Александр Александрович тоже поддерживал. Им посылали посылки.

В 1990-е годы, когда в стране начался полный развал, в интернате дети были хорошо одеты, у них были мутоновые шубки, шапочки, у всех сапожки. Все лучшее, что было возможно, приобреталось в школу-интернат. Около интерната всегда была чистота и порядок. Впервые в республике в 1970-е годы был организован мини-зоопарк. Там находились медведь, лось и птицы. У всех детей были свои любимцы. В самой школе Александр Александрович сделал такой уголок, где содержались птицы и обезьянки, дети могли играть с ними, ухаживать за ними. А городские мамы с детишками приходили к этому мини-зоопарку и любовались его «жильцами».

На Новый год всегда ставили елку с гирляндами, обязательно делали горку. Кроме того, всегда заливался каток, играла музыка, и Александр Александрович всегда разрешал местным ребятам приходить на каток. Поэтому местные дети никогда не конфликтовали с интернатскими, они дружили.

Сейчас у нас Год педагога и наставника, и дай бог, чтобы в нашей республике были такие наставники, как Александр Александрович Католиков.

 

О своей работе в школе-интернате «Республике» рассказала доцент кафедры педагогики и психологии образования Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, почетный работник высшего профессионального образования РФ Светлана Рачина:

– В сентябре 1992 года Александр Католиков предложил мне работу завуча в интернате. Он был очень внимательный, прислушивался к моим идеям. Мы работали с ним в тандеме. Я видела, что педагогический коллектив очень слаженный. С другой стороны, если ты делал просчеты, он мог сказать, стукнуть кулаком по столу и так далее. Давно работавшие не обижались, а молодые не выдерживали и уходили. Александр Александрович выбирал лучшие кадры. Мог пригласить любого нужного человека, независимо, где он работает. Ради того, чтобы организовать духовой оркестр, он пригласил руководителя оркестра из воинской части. А министр культуры возглавляла в интернате хор. Так он отбирал лучших из лучших.

Сан Саныч мечтал создать интернат семейного типа. В то время, когда я работала, детей, если забирали из семьи, их отсылали в интернат и отправляли туда, где было свободное место. А он первым стал собирать детей в одном интернате по типу семьи. Они не жили вместе в одних комнатах, но он поддерживал эту традицию, у нас проводился праздник семьи. И еще одна задумка была. Дети учились в школе в интернате. А он хотел, чтобы дети не в школе-интернате учились, а в городских школах. Для того, чтобы социализация происходила. Сейчас это существует, но в те времена такого не было. Дети старших классов жили в комнате по два человека. У каждого ребенка были личные вещи.

Внутри между спальным и учебным корпусами был живой уголок. На небольшой ферме содержались кролики, овечки, козочки, курочки. За ними ухаживали малыши. То есть заботились о них, как дома, как в семье это должно быть. В Межадоре у детей были собственные грядки, на которых выращивали морковку. Сами заготавливали грибы и ягоды. Они очень много добывали для своего питания сами. Дети работали, и всем, даже маленьким, начислялась зарплата и перечислялась на счет.

Оставьте первый комментарий для "Спешите быть добрыми!"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.