Возвращение к юннатам

О том, как можно повысить экологическую культуру населения, дискутировали в Общественной палате Коми на заседании тематического круглого стола. В основном речь шла о том, как научить беречь природу подрастающее поколение.

Как и многие другие мероприятия сентября-октября, посвященные различным актуальным проблемам региона, это было организовано в рамках подготовки к Гражданскому форуму, который пройдет в ноябре.

Заместитель председателя Общественной палаты Коми и экс-министр природных ресурсов республики Юрий Лисин выступил с мини-лекцией на тему экокультуры, отметив, что изменения в сознании людей зависят в первую очередь от усилий в области воспитания, просвещения. И просвещение в сфере экологии играет огромную роль в формировании сознательного отношения к окружающей среде, разумному использованию богатств природы.

– Я всегда говорил, что экологическое воспитание надо начинать с детского сада, со школы, – сказал экс-министр, пояснив, что лично он постоянно брал на разные природоохранные акции внуков. – Но охватывать экологическое просвещение должно все возрасты. Оно должно стать приоритетным для общества.

В свою очередь нынешний руководитель министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Екатерина Киселевич отметила, что тема экологии стала актуальной в последние годы и для бизнеса, который все активнее берет на вооружение принципы «зеленой экономики». А экологическую культуру уже можно рассматривать как часть национальной, общечеловеческой культуры. И активное участие общества в обсуждении вопросов сохранения природы (здесь Екатерина Киселевич напомнила о дискуссиях, собраниях, которые проходили в Коми не так давно в связи с выбором места под новый полигон бытовых отходов) это только подтверждает.

При этом министр подчеркнула, что не существует четкого представления о том, каким же должен быть экологически ответственный человек. И минобразу, и минприроды нужно поработать над этим вопросом – над созданием образа идеального экологически осознанного гражданина.

Заседание продолжилось непосредственным обсуждением существующих практик экопросвещения, обменом опытом.

Начальник отдела дополнительного образования и летнего отдыха министерства образования и науки Коми Елена Казакова сообщила, что к 2030 году во всех муниципалитетах должны открыться экостанции, предназначенные для занятий с детьми, молодежью, – они рассчитаны на посетителей от пяти до 18 лет.

– Тематика их программ должна быть связана с территорией, вопросами, для нее характерными, – пояснила Елена Казакова. – Дети пишут различные проекты, которые нацелены на решение проблем, актуальных для их города, села.

В процессе обсуждения того, чем будут заниматься эти экостанции, участники круглого стола сделали вывод, что это старые добрые станции юннатов из времен СССР. Разве что возможностей, в том числе технических, для занятий с детьми стало больше. Сейчас по модели экостанций уже идет работа в ряде муниципалитетов, в том числе в Сыктывкаре, в Республиканском центре экологического образования, который многие жители столицы Коми по старой памяти называют станцией юннатов.

Упомянутые экостанции должны предлагать занятия по шести направлениям: «Агро», «Био», «Лесное дело», «Экомониторинг», «Проектирование» и «Профи». Открывать их можно, например, на базе школьных «Точек роста», учреждений дополнительного образования, вузов, колледжей, техникумов, при особо охраняемых природных территориях. В общем – подходят все уровни образования. Деятельность экостанций лицензируется, они могут работать в связке с бизнесом, так что отчасти это не просто образовательный, но и профориентационный проект.

Руководитель республиканского центра обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования Татьяна Плато напомнила, что когда-то в регионе была хорошая идея, возникшая как продолжение акции «Речной дозор». Дети не просто должны были исследовать водные объекты, но и комплексно изучать их состояние, как и состояние атмосферного воздуха, почвы.

– Если снабдить экостанции, учебные учреждения полным комплексом исследовательских материалов, тогда мы сможем дать детям представление, в какой республике мы живем, какие у нас есть проблемы, – пояснила она. – Может, вернемся к этой идее? Такой проект комплексного исследования окружающей среды очень важен и нужен.

При обсуждении современных методов экологического образования, когда детям дают возможность научиться проводить на лабораторном оборудовании исследования воды, почвы и другие, была поднята тема подготовки педагогов. Как показывает опыт, учителя зачастую и сами не могут справиться с этим оборудованием, а не то чтобы научить детей им пользоваться.

В качестве положительного примера «продвинутого» педагога, который действительно хорошо разбирается в теме экологии, занятия ведет на высокопрофессиональном уровне, с современным оборудованием на «ты», привели Надежду Лиханову, кандидата биологических наук, учителя из регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки «Академия юных талантов». Кстати, упомянутый проект «Речной дозор» реализовывался в том числе и силами этого центра, и сегодня на его базе существует один из «дозорных» постов. Надежда Лиханова рассказала, что подростки ведут независимый экологический контроль состояния водных объектов, проводят тематические мастер-классы для своих сверстников и ребят помладше, в том числе учат детей проводить лабораторные анализы воды. Также речные дозорные в игровой форме знакомят школьников с самыми примечательными водными объектами Коми – рекой Печорой, болотом Океан, озером Донты и другими, предлагают сверстникам задуматься, какие экологические проблемы могут быть у рек, озер в разных населенных пунктах.

На встрече был высказан ряд идей по расширению экологического просвещения в регионе. Татьяна Плато, например, предложила включить в темы «Разговоров о важном», которые сейчас идут в школах, экологию. Ведь это, несомненно, важно.

Преподаватель кафедры биологии института естественных наук Сыктывкарского госуниверситета Сергей Плюснин высказал готовность приглашать на кафедру школьников, которые интересуются темой экологии, чтобы они получили представление о том, какая работа идет по данному направлению в вузе.

Также был поднят вопрос оснащения центров экологического образования, экостанций, школ качественными методическими материалами, изданиями по этой теме. Обычно таковые выпускаются на средства грантов, тиражи быстро расходятся. Работа по изданию таких материалов должна быть системной, регулярной.

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Возвращение к юннатам"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.