Увидеть фотозарисовки столицы Коми АССР конца прошлого века можно на выставке «Ближний круг. Авторская фотография Сыктывкара 1980-1990». Масштабная экспозиция, на которой представлены работы таких мэтров фотографии, как Сергей Зиновьев, Александр Горбачёв и Марк Оникул, открылась в двух залах отдела истории Национального музея Коми.
У каждого автора свой неповторимый стиль. Например, Сергей Зиновьев запечатлел повседневную жизнь города конца советской эпохи и постперестроечного времени. Как он рассказал «Республике», большинство его снимков той поры сделаны «скрытой» камерой – прохожие на улице зачастую просто не подозревали, что попали в объектив фотографа. Но бывало и так, что сыктывкарцы позировали ему. На одном из его снимков лихой мальчишка весело демонстрирует небольшой висячий замок.
– Когда я его фотографировал, то он достал из кармана этот замок и предложил обменять его на фотоаппарат, – рассказал «Республике» историю снимка Сергей Зиновьев.
Марк Оникул много лет преподавал фотографию студентам, но мало кто из его учеников знает, что первым Оникулом, который взял в руки фотокамеру, оказался двоюродный дедушка Марка – инженер-нефтяник Илья Оникул. Он жил в Баку и работал на каспийских нефтяных промыслах. Марку досталась в наследство его раритетная крупноформатная раздвижная фотокамера «Voigtlander» («Фойхтлендер»).
В Сыктывкар Марк Оникул попал по распределению сразу после окончания Владимирского государственного педагогического института. В 1975 году он почти год отработал учителем химии в сыктывкарской школе №21. В 1977 году Марк вернулся из армии в Сыктывкар, и тогда же в городе открылся фотоклуб «Парма». В 1979 году Марк начал работать в Сыктывкарском университете. С 2000 года работал в университете уже постоянно. Его школу в молодежной мастерской «Фотодизайн» прошли сотни начинающих фотолюбителей.
Выставка «Ближний круг» является первой частью мегапроекта «ПАРМА.doc», направленного на изучение, популяризацию и документирование такого культурного феномена, как региональная авторская фотография 1970-1990-х годов. Именно в этот период когда-то созданный авторами выставки фотоклуб «Парма» достигает своего зенита.
«Несхожие миры фотохудожников выражают глубину повседневности в мелочах обыденности бытия, – отмечено в анонсе выставки. – Особый ритм течения времени. Неповторимость природы света в текстурах, из которых создана жизнь. Непохожие фотоснимки создают многогранную мозаику, в которой каждый зритель найдет что-то свое. Объединенные в ближний круг авторы становятся теми, кто создает настоящий фотографический визуальный стиль Коми».
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Ближний круг трех фотографов"