Ближний круг трех фотографов

Увидеть фотозарисовки столицы Коми АССР конца прошлого века можно на выставке «Ближний круг. Авторская фотография Сыктывкара 1980-1990». Масштабная экспозиция, на которой представлены работы таких мэтров фотографии, как Сергей Зиновьев, Александр Горбачёв и Марк Оникул, открылась в двух залах отдела истории Национального музея Коми.

У каждого автора свой неповторимый стиль. Например, Сергей Зиновьев запечатлел повседневную жизнь города конца советской эпохи и постперестроечного времени. Как он рассказал «Республике», большинство его снимков той поры сделаны «скрытой» камерой – прохожие на улице зачастую просто не подозревали, что попали в объектив фотографа. Но бывало и так, что сыктывкарцы позировали ему. На одном из его снимков лихой мальчишка весело демонстрирует небольшой висячий замок.

– Когда я его фотографировал, то он достал из кармана этот замок и предложил обменять его на фотоаппарат, – рассказал «Республике» историю снимка Сергей Зиновьев.

Марк Оникул много лет преподавал фотографию студентам, но мало кто из его учеников знает, что первым Оникулом, который взял в руки фотокамеру, оказался двоюродный дедушка Марка – инженер-нефтяник Илья Оникул. Он жил в Баку и работал на каспийских нефтяных промыслах. Марку досталась в наследство его раритетная крупноформатная раздвижная фотокамера «Voigtlander» («Фойхтлендер»).

В Сыктывкар Марк Оникул попал по распределению сразу после окончания Владимирского государственного педагогического института. В 1975 году он почти год отработал учителем химии в сыктывкарской школе №21. В 1977 году Марк вернулся из армии в Сыктывкар, и тогда же в городе открылся фотоклуб «Парма». В 1979 году Марк начал работать в Сыктывкарском университете. С 2000 года работал в университете уже постоянно. Его школу в молодежной мастерской «Фотодизайн» прошли сотни начинающих фотолюбителей.

Выставка «Ближний круг» является первой частью мегапроекта «ПАРМА.doc», направленного на изучение, популяризацию и документирование такого культурного феномена, как региональная авторская фотография 1970-1990-х годов. Именно в этот период когда-то созданный авторами выставки фотоклуб «Парма» достигает своего зенита.

«Несхожие миры фотохудожников выражают глубину повседневности в мелочах обыденности бытия, – отмечено в анонсе выставки. – Особый ритм течения времени. Неповторимость природы света в текстурах, из которых создана жизнь. Непохожие фотоснимки создают многогранную мозаику, в которой каждый зритель найдет что-то свое. Объединенные в ближний круг авторы становятся теми, кто создает настоящий фотографический визуальный стиль Коми».

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Ближний круг трех фотографов"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.