Прикосновение к классике

Комедию Александра Грибоедова «Горе от ума» знают все те, кто учился в школе, многие вспомнят несколько крылатх фраз из нее. А сейчас у сыктывкарцев появилась возможность пощупать и даже понюхать какие-то предметы, связанные с комедией и ее автором.

В Специальной библиотеке для слепых Республики Коми имени Луи Брайля открылась адаптированная для людей с проблемами зрительного восприятия передвижная тактильно-визуальная выставка «Алмаз «Шах» – грани жизни А. С. Грибоедова». Экспозиция посвящена жизни и творчеству этого дипломата, поэта, драматурга, пианиста и композитора, оказавшего глубокое и плодотворное воздействие на развитие русской культуры.

Уникальность выставки в том, что она доступна и интересна всем, но при этом максимально удобна для людей с нарушениями зрения.

Основу экспозиции составляют арт-объекты, специально разработанные для тактильного знакомства. Экспонаты распределены по нескольким тематическим разделам, иллюстрирующим ключевые моменты биографии Грибоедова: детство и образование, музыка и первый русский вальс, произведения автора и комедия «Горе от ума», история любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе, дипломатическая служба и трагическая гибель.

Александр Сергеевич Грибоедов получил прекрасное образование и с юности владел несколькими языками. От чтения его зрение ослабло еще в детстве, но носить очки в отрочестве не полагалось — считалось неприличным, чтобы дети смотрели на старших сквозь увеличительное стекло. Для молодого человека первые очки были признаком взросления. В начале девятнадцатого века юные щеголи, желая показать свою независимость от родительской власти, непременно надевали очки. На выставке можно увидеть оправу очков, похожих на те, которые носил Грибоедов.

Грибоедов, по воспоминаниям друзей, никогда не был охотником до балов, но, чтобы точнее описать представителей московского общества, в 1823 году ему пришлось стать их частым посетителем. Именно московские балы стали источником образов «Горя от ума». О балах на выставке напоминают три пары бальных перчаток, а также изящная бальная книжечка на цепочке – карнэ. Она предназначались для записи приглашений на танцы, и была неотъемлемой принадлежностью дворянских балов в XIX веке. Листочки книжки изготовлены из слоновой кости, чтобы сделанные на них записи можно было стереть и вновь использовать книжечку на следующем балу.

Александр Грибоедов с детства отличался необыкновенной музыкальной одаренностью и прилежанием. Он играл на фортепиано, органе и флейте. В 1820-е годы особую популярность снискал на балах вальс. Из музыкальных произведений до нашего времени дошли два вальса, сочиненных Грибоедовым: вальс ля-бемоль мажор и вальс ми-минор (известный в двух редакциях 1823 и 1832 года). Оба вальса были напечатаны уже после смерти поэта в музыкальном сборнике «Лирический альбом» в 1832 году. Другие произведения Александра Сергеевича Грибоедова, никем не записанные, остались неизвестными. На выставке можно услышать вальсы Грибоедова.

Идея создания комедии «Горе от ума» пришла Грибоедову во сне в 1820 году; но лишь вернувшись в 1822 году из Персии в Тифлис, он сочиняет два первых акта пьесы «Горе – уму». Через год он получает отпуск, приезжает в Россию, набирается новых впечатлений, летом пишет третий и четвертый акты, в Петербурге придумывает развязку и дает пьесе новое название – «Горе от ума». Однако цензура запрещает печать и постановку пьесы. Пьеса была сыграна в театре лишь в 1831 году, уже после смерти автора. Полный текст пьесы был опубликован за границей в 1858 году, через 27 лет после гибели Грибоедова, а в России он появился в 1862 году. На выставке представлены фигурки героев пьесы, выполненные в формате рельефно-графической иллюстрации.

Модуль «Дипломатия» сделан в виде большой шахматной доски, внутри которой спрятаны копия ордена Святой Анны с алмазами, персидский кинжал, шелковый персидский платок, и копия алмаза «Шах». Грибоедов в 20-30-х годах XIX века занимал пост полномочного министра России в Персии. Это совпало с обострением Восточного кризиса, куда была втянута Персия. Русско-персидские, русско-турецкие, а также русско-английские противоречия сплетались вместе с англо-персидскими, англо-афганскими, и персидско-турецкими противоречиями в один узел. В январе 1829 года иранские власти спровоцировали нападение на российскую миссию в Тегеране. Фанатичная толпа разгромила посольство и вырезала почти всех сотрудников. В числе погибших был и Александр Грибоедов, которого смогли опознать по ранению на руке, полученному когда-то на дуэли. Дипломатия – это занятие, очень похожее на игру в шахматы, только здесь вместо фигур – страны, а вместо шахматного поля – территории. В дипломатической деятельности Грибоедова партия разыгрывалась между четырьмя странами, или четырьмя королями, выражаясь шахматным языком. Это Англия, Франция, Россия и Персия. Шахматы с названиями этих стран представлены на выставке.

Модули выставки снабжены аудиометками со звуковым сопровождением, что позволит людям с проблемами зрения самостоятельно знакомиться с экспозицией. Каждый экспонат тщательно подбирается с точки зрения информационной ценности в контексте тактильности: шелковый платок, жемчужное ожерелье, атласные и лайковые перчатки. Кроме того, в модуле экспозиции «Дипломатия» добавлен элемент запаха. Гости выставки могут ощутить ароматы Востока времен Грибоедова: различных специй, кофе и даже оружейного масла и пороха.

Выставку дополнила художественная и научная литература, посвященная личности Грибоедова, и издания комедии «Горе от ума» в различных форматах (укрупненным и рельефно-точечным шрифтом Брайля с рельефно-графическими изображениями).

Все материалы предоставлены Государственной специальной центральной библиотекой для слепых и слабовидящих Санкт-Петербурга. В Сыктывкаре выставка будет работать по 30 сентября. Посетить выставку с экскурсией можно бесплатно по предварительной записи.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Прикосновение к классике"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.