Надежда Тимушева: «Больше всего в детстве я любила играть в школу»

Педагог из села Объячево Прилузского района Надежда Тимушева недавно была отмечена благодарностью Президента России. Высокая оценка главы государства стала итогом многолетнего труда учителя начальных классов и заслуг в области образования. О том, с чем связана работа школьного педагога, какие дороги ведут к успеху в этой профессии, мы попросили рассказать саму Надежду Тимушеву.

– Вы работаете в школе с 1981-го, целых 42 года. А помните тот момент, когда вы приняли для себя решение стать учителем. Кто стал для вас примером?

– Больше всего в детстве я любила играть в школу. Почему не знаю, но я очень хотела быть учителем. У меня была специальная доска небольшого размера, на которой я постоянно писала. Тайком брала в школе мел, выполняла на ней домашнее задание, кого-то учила и как будто, что-то рассказывала своим ученикам.

Примером для меня были мои школьные учителя, в частности, Мария Потапова. Училась я в малокомплектной школе села Читаево, в ней было всего три класса. А потом по семейным обстоятельствам мы переехали в Объячево, здесь я уже училась с пятого по десятый класс, сюда же и пришла работать. Учителя этой школы для меня всегда были образцом. Они меня тоже хорошо помнят. Я являюсь председателем Совета ветеранов школы и постоянно поддерживаю связь с прежним составом педагогов и директором.

– Вы, наверное, хорошо учились?

– В школе хорошисткой была. Учиться мне нравилось. В школьные годы я была и председателем Совета отряда, и комсоргом, и вожатой – всегда занимала активную позицию.

– С чем связано ваше самое яркое воспоминание о том времени?

– Часто вспоминаю поездку в Краснодарский край после девятого класса. Мы классом ездили в совхоз «Солнечный» на сбор томатов вместе с учащимися из других городов и районов Коми. Это был своего рода стройотряд. Тогда я впервые увидела Азовское море и искупалась в нем. Наш отряд назывался «Северяне». Я помню, как было весело и интересно. А еще школа запомнилась сбором макулатуры и металлолома, все это очень сближало нас.

– Какой предмет вызывал у вас наибольший интерес?

– Мне нравилось изучать языки: русский, немецкий. Но поступать я решила на «Педагогику и методику начального обучения». Этот факультет в пединституте был молодой, шел набор всего на третий поток. Конечно, я переживала за экзамены, Желающих попасть в КГПИ было очень много – до этого ведь все учителя начальных классов обучались в педучилище. А перспектива у высшего образования была совсем другой. Но я поступила. Учиться в институте, как и в школе, было интересно. А на каникулах я подменяла на работе маму, которая трудилась в селе в небольшом хозяйственном магазине продавцом.

– Расскажите о своей семье.

– Семья родителей была простая. Мама работала продавцом, папа – сначала на электростанции, а потом кузнецом. Получилось так, что высшее образование в нашей семье получила только я. Госэкзамены в Пединституте сдала на пятерки. Родители этим фактом были очень довольны. На вручение диплома об окончании института в город приезжали и мама, и папа. Помню, что они испытывали большую гордость за меня.

Мой супруг Валерий Тимушев (его уже, к сожалению, нет) тоже преподавал в школе. Он работал учителем физики почти 30 лет. Две наши дочери работают в других сферах.

– Вы помните свой первый урок в качестве учителя? О чем он был?

– Когда я пришла в школу, учительница, у которой я проходила практику, ушла на пенсию и оставила мне свой третий класс. Первая встреча с ребятами была 1 сентября на классном часе. Конечно, были и страх, и волнение по поводу того, смогу ли я найти общий язык с ними, наладить дисциплину. Но, все прошло просто замечательно.

Больше мне запомнился открытый урок перед коллегами, во время которого я рассказывала про произведения для начальных классов, посвященные Владимиру Ленину. К нему я очень тщательно готовилась, мне казалось – от того, насколько я успешно выступлю, будет зависеть многое, ведь передо мной настоящие профессионалы своего дела.

– За что вы любите свою работу?

– Мне нравится работать с детьми. Раньше дидактических пособий не было, наглядный материл изготавливали своими руками. У меня все летние каникулы уходили на то, чтобы подготовиться к новому учебному году: я вырезала треугольнички, квадратики из картона, делала кружки на резинке, иллюстрации к буквам.

Сейчас работать стало легче. Много идей и материалов есть в интернете, остается доработать их и сделать удобоваримыми для себя. Но и дети стали более требовательными, их окружает много информации, которой они активно пользуются. Они быстро учатся разбираться в компьютерной технике и технологиях. Учителю тоже нужно идти в ногу со временем, меняться, чтобы знать в какие игры дети играют, чем они живут и интересуются, чтобы понимать их и быть им интересным.

А вообще, я не представляю себя на другой работе. Я ни разу не пожалела, что выбрала профессию учителя. Здесь я реализуюсь в полной мере, чувствую себя в своей тарелке и радуюсь, что могу приносить пользу людям.

– Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель?

– Все знают, какую важную роль играет учитель в жизни каждого ребенка. Он должен не только давать знания, но и любить детей. Быть для них другом, терпеливым, сдержанным наставником, никогда не повышать голос. И в то же время нужно оставаться требовательным, уметь формулировать задачи и направлять ученика в нужное русло.

– Случалось ли так, что дети вас не слушались?

– Лично у меня проблем с дисциплиной на уроках никогда не было. Бывает, что дети балуются, но это понятно, на то они и дети. А так, чтобы они срывали уроки – никогда. К каждому хулигану можно найти подход. Выяснить причину такого поведения, найти его слабые и сильные стороны, и попытаться увлечь тем, что ему интересно и тем, к чему он тянется. У меня всегда получалось.

– Сколько выпусков классов у вас уже было?

– В следующем году я выпускаю одиннадцатый по счету класс. Каждый выпуск был чем-то интересен и выделялся по-своему. Каждый из них оставил неповторимый след в моей памяти.

– Тяжело привыкать к новым детям, запоминать их по именам?

– Я бы не сказала. В селе мы друг друга хорошо знаем и детей в том числе, поэтому учеников я запоминаю легко. Особенно сейчас, когда ко мне приходят учиться уже дети моих учеников. Иногда достаточно посмотреть на ребенка, чтобы понять, чей он, из какой семьи. То же самое касается семей, где воспитывается не один ребенок. К примеру, сейчас в моем классе учится девочка, две старшие сестры которой в начальных классах также учились у меня. Их бабушка, когда поздравляла меня с получением благодарности от президента, сказала, что я отдала их семье 12 лет. Было приятно, раньше я об этом и не задумывалась.

– Волнуетесь ли вы перед первой встречей с новым классом?

– Конечно, каждый раз. Думаешь, как отношения сложатся с родителями, как с детьми. Изучаешь эти семьи. Учитель заранее знает, какой класс у него будет. Поэтому после того, как появляются списки, мы проводим собрания, встречаемся, знакомимся. Правда это волнение проходит с опытом, точнее остается, но чувствуется гораздо меньше.

– А как найти общий язык с родителями?

– Современные родители тоже отличаются требовательностью. Они хотят, чтобы у ребенка были знания. Это хорошее желание, но ребенку надо в этом помогать. Идеально, когда над задачей работают три стороны: ученик, учитель и семья, которая поддерживает ребенка в учебе и во всех его начинаниях.

Я считаю, что ребенок сам должен делать домашние задания, но контроль за качеством их выполнения должны осуществлять родители. По крайней мере в начальных классах, когда формируется привычка учиться. Мне кажется, это обязательно. Некоторые считают, что ребенок должен работать над школьными заданиями самостоятельно, но самостоятельность самостоятельности рознь.

– О чем вы думаете, идя в школу?

– Каждое мое утро начинается с того, что я настраиваю себя на работу. Когда домашние спрашивают у меня: «Почему молчишь?». Я так и отвечаю: «Тихо, я настраиваюсь!». К урокам я готовлюсь всегда с вечера, а утром еще раз анализирую, прокручиваю план работы в голове.

По дороге в школу отбрасываю все ненужное, стараюсь идти туда с позитивными мыслями. Если человек любит свою работу, он не может идти туда с плохим настроением, так ведь?

Благодарность президента – не единственная награда в копилке Надежды Тимушевой. Педагог является победителем муниципального конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в номинации «Лучший работник в сфере образования», районного конкурса педагогических идей и дипломантом республиканского конкурса «Аукцион идей и педагогических технологий».

Надежда Тимушева была инициатором и руководила созданием пришкольного отряда юных инспекторов дорожного движения и является лауреатом-победителем Всероссийской добровольной интернет-акции «Безопасность детей на дороге». А также имеет несколько благодарностей за личный вклад в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от отделения Министерства внутренних дел России по Прилузскому району.

Кроме того, за многолетний добросовестный труд она награждена Почетными грамотами отдела образования, Министерства просвещения Коми АССР и Коми обкома профсоюза работников просвещения, Министерства образования и высшей школы Республики Коми, имеет нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

Екатерина ЖВАНЬКО

Фото из архива Надежды Тимушевой

Оставьте первый комментарий для "Надежда Тимушева: «Больше всего в детстве я любила играть в школу»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.