Дмитрий Костюкевич: «Коми нужны независимые эксперты по противодействию коррупции»

Государственная власть на постоянной основе совершенствует политику противодействия коррупции путем принятия и издания соответствующих актов, пропаганды нетерпимости к коррупции, а также усиления работы правоохранительных органов. К примеру, согласно данным Судебного департамента Верховного Суда РФ, в 2012 году за взяточничество было осуждено 3598 человек, в то время как уже в 2022-м количество обвинительных приговоров составило 6485.

Множество ведомственных актов и государственных программ нацелены на нивелирование рисков возникновения предпосылок к совершению коррупционного правонарушения, а также его последствий. Об этом рассказал заместитель начальника Управления Минюста России по Республике Коми Дмитрий Костюкевич.

– Какую работу проводит управление минюста в области противодействия коррупции?

– В первую очередь это вопрос ответственности, профессионализма и компетентности самих государственных гражданских служащих, проходящих службу в управлении. Поведение наших специалистов в областях общественных отношений регулируется нормативно: установлены запреты на занятие предпринимательской деятельностью, использование преимуществ должностного положения для предвыборной агитации и некоторые другие. Кроме того, гражданские служащие имеют и обязанности, исполнение которых является неотъемлемой частью механизма по противодействию коррупции. Так, например, государственные гражданские служащие обязаны ежегодно заполнять и предоставлять представителю нанимателя декларацию о доходах и расходах своих и членов своих семей. Мониторинг ответственными лицами указанных документов также способствует выявлению служащих, нарушающих законодательство в сфере борьбы с коррупцией. К счастью, среди наших сотрудников таковые отсутствуют.

Одной из основных мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Так, Министерство юстиции Российской Федерации (и его территориальные органы) является федеральным органом исполнительной власти, обладающим специальным полномочием по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

– Что такое «антикоррупционная экспертиза»?

– Она представляет собой деятельность по выявлению в нормативных правовых актах и их проектах положений-предпосылок, способствующих возникновению коррупции во взаимоотношениях общества и государства. По результатам такой экспертизы составляется экспертное заключение, в котором соответственно отражается вывод о наличии в правовом акте или проекте акта коррупциогенных факторов или об их отсутствии.

В правовом поле Российской Федерации существует несколько актов, регламентирующих процедуру проведения антикоррупционной экспертизы, которыми в своей деятельности руководствуются эксперты управления. Например, Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и одноименное постановление Правительства Российской Федерации. Благодаря такому виду экспертиз, межведомственному сотрудничеству органов власти и теоретическим предвидениям применения норм права во вред обществу становится возможным устранение коррупциогенных факторов и недопущение возникновения коррупционных правонарушений уже на практике.

– В чем заключаются коррупциогенные факторы? Как они выглядят в тексте правовых актов?

– Коррупциогенные факторы – это такие отдельные нормы или целые положения внутри актов, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, это нормы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям. При этом существуют ситуации, когда как раз таки отсутствие необходимых норм в акте приводит к возникновению коррупциогенного фактора.

К примеру, в нашем правовом пространстве действуют акты, регламентирующие контрольно-надзорную деятельность соответствующих органов в отношении граждан и организаций, действующих в определенных областях отношений. Так вот, контролируемые лица имеют право подать жалобу на действия надзорного органа. При этом нормативным актом устанавливается возможность продления сроков рассмотрения должностными лицами этих жалоб, но бывает, не устанавливаются случаи, в которых продлеваются сроки. В данной ситуации отсутствие нормы по установлению соответствующих случаев расценивается как коррупциогенный фактор.

– А кроме государственного регулирования нормотворчества на предмет наличия коррупционных положений и их дальнейшего устранения есть ли еще какие-нибудь механизмы воздействия общества в указанной сфере? Могут ли сами граждане сыграть роль в минимизации коррупционных составляющих внутри нормативной базы региона?

– Законодатель предусмотрел возможность участия институтов гражданского общества и граждан Российской Федерации в реализации антикоррупционной политики посредством проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

– Можно ли говорить о том, что такая экспертиза будет проведена лицом некомпетентным, и потому ее результаты нужно подвергать сомнениям?

– Думаю, в процессе деятельности вопросы о компетентности не должны возникать. Нормативно установлено, что независимую антикоррупционную экспертизу могут проводить физические лица и юридические лица. Но и к тем, и к другим установлены определенные требования, соблюдение которых необходимо для их аккредитации в качестве независимых экспертов Минюстом России.

Так, например, физические лица должны быть гражданами Российской Федерации, иметь высшее образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет. При этом данные лица не должны иметь неснятую или непогашенную судимость. Сведения о них не должны содержаться в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений. А также они не должны быть должностными лицами органов и организаций, проводящих антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

– А какова дальнейшая судьба экспертного заключения по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы?

– Лица, аккредитованные на проведение независимой антикоррупционной экспертизы, обязаны свои заключения направлять в орган, издавший или принявший акт, который стал предметом независимой антикоррупционной экспертизы. А также копию этого заключения эксперты должны направлять нам, в управление, в случае если проведена экспертиза регионального акта. Если же проведена экспертиза акта федерального уровня, копия направляется в Минюст России.

Отмечу, что органами госвласти республики для проведения независимыми экспертами экспертизы размещаются проекты нормативных правовых актов на интернет-портале pravo.rkomi.ru.

– Значит, орган, получив экспертное заключение, будет обязан устранить все отраженные в заключении коррупциогенные факторы?

– Не совсем так. Хоть орган и обязан в тридцатидневный срок с момента получения заключения рассмотреть его, все же такое заключение носит рекомендательный характер. Это значит, что орган по результатам рассмотрения заключения обязан дать аккредитованному лицу мотивированный ответ, в котором отражается учет результатов экспертизы или причины несогласия с выявленным в экспертном заключении коррупциогенным фактором.

– Лица, проводящие независимую экспертизу, должны получить аккредитацию. Как это сделать?

– Надо понимать, что данная аккредитация – государственная услуга. А предоставление каждой государственной услуги четко регламентировано соответствующим актом. Детально процедура аккредитации изложена в приказе Минюста России от 29.03.2019 № 57. Так, в первую очередь необходимо соответствовать требованиям, предъявляемым к лицам, изъявившим желание на получение аккредитации. Далее заявитель для получения государственной услуги направляет в Министерство юстиции Российской Федерации соответствующее заявление, заполненное собственноручно или в электронной форме, подписанное простой электронной подписью, с приложением к нему необходимых документов. Всю информацию о ходе получения государственной услуги заявитель может получить из открытых источников, например, на официальном сайте Минюста России, на Едином портале государственных и муниципальных услуг или по справочным телефонам.

– Много ли на сегодня в Коми действует независимых экспертов?

– На официальном сайте Минюста России размещен для сведения граждан Государственный реестр независимых экспертов, в котором содержатся сведения обо всех когда-либо аккредитованных лицах. На данный момент в регионе действуют лишь два специалиста, аккредитованных на проведение независимой антикоррупционной экспертизы.

– В чем преимущество независимых экспертов перед остальными участниками антикоррупционной экспертизы?

– Главное преимущество – независимость от органов власти любого уровня. Это позволяет гражданскому обществу стать самостоятельным инструментом эффективной борьбы с коррупцией. Независимые эксперты могут выборочно проводить антикоррупционную экспертизу актов из нормативной базы региона. Это значит, что лицо, являясь специалистом в узкой области права, способно более детально и тщательно изучать акты, зная все тонкости и нюансы исследуемых правоотношений.

Приглашаю жителей Республики Коми к работе по противодействию коррупции в качестве независимых экспертов. Тех экспертов, чья аккредитация еще действует, призываю активнее принимать участие в деятельности по проведению независимой антикоррупционной экспертизы.

Со своей стороны управление выражает готовность оказать содействие в этой важной работе.

Беседовал Даниил ДУБЯНСКИЙ

Фото предоставлено Управлением Минюста России по Республике Коми

 

Дополнительную информацию можно получить в управлении в рамках личного приема по адресу: ул. Интернациональная, д. 160а или по телефону в Сыктывкаре 8 (8212) 44-61-35 (доб. 533, 801, 803).

Оставьте первый комментарий для "Дмитрий Костюкевич: «Коми нужны независимые эксперты по противодействию коррупции»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.