История в бабушкином доме

Жители Корткеросского района создают сельские музеи

Во времена СССР музеи были сплошь государственными, но в 1990-х годах начали появляться частные, как правило, в бойких «туристических» местах. А в нынешнее время в России уже много маленьких музеев, создатели которых и не рассчитывают на большой поток посетителей, получение выгоды, а просто стремятся сохранить историю для себя, своих близких, односельчан. В корткеросском селе Нившера и соседствующей с ним деревне Алексеевка как раз такие музеи – маленькие, созданные энтузиастами, при этом экспозиции в них весьма достойные.

Жительница Нившеры Лидия Габова заядлой коллекционеркой стала еще в детстве. Много времени девочка проводила с бабушкой и дедушкой, их друзьями, слушала их рассказы, разглядывала разные старинные вещи, интересовалась их назначением.

– Для меня и истории о старых временах, и старые вещи всегда были очень дороги. Вот начинают дом разбирать, так я непременно присутствую, мне и его так жалко, и вещи, которые в нем бросают. Ведь таких больше не будет, – вспоминает она. – Увижу какую-то интересную старую игрушку, так себе оставляю.

К концу обучения в школе дома у Лидии скопилась приличная коллекция. Вот только, когда она уехала в город учиться на воспитателя детского сада, родственники ее сокровищами распорядились по своему усмотрению – все раздали. Ну что ж, начала собирать заново.

В 1990-х годах умерла бабушка, дом ее оставался пустым, только изредка в нем ночевали приезжавшие в гости родственники. Тогда и пришла идея превратить часть просторного старинного строения в музей, своеобразный уголок истории деревенского быта 20-70-х годов прошлого века. Но воплотить задумку в жизнь удалось только семь лет назад, после выхода на пенсию.

– Дом для этого подходил хорошо, здесь все по-старому. Полати есть, лавки. Печка даже выбелена глиной, а не краской, как сейчас, – рассказывает Лидия Габова. – Вот здесь я свою коллекцию и разместила, постоянно что-то добавляю.

Экспонаты она собирает, как и в детстве: что-то находит, что-то отдают знакомые. А что-то теперь и покупает, ради этого периодически ездит на барахолку в Сыктывкар. Там, например, удалось найти настоящий патефон. Эта компактная версия граммофона не из самых старых, выпущена уже на излете производства этих приборов, в 1950-х годах. Легко представить, как где-нибудь на танцах в одном из лесных поселков Коми под него танцевала молодежь. Хозяйка музея вертит ручку, ставит иглу звукоснимателя на грампластинку, и женский голос начинает выводить задорные частушки.

Стены бабушкиного дома украшены лакированными репродукциями картин Васнецова, настоящей картиной (тоже приехавшей с барахолки), а среди них – самодельное панно из старых открыток, такие часто делали в деревнях.

Лавки укрыты самоткаными половичками, на тумбочках и полках салфетки с вязаным кружевом, под старинными часами – «новогодний уголок», с наряженной пластиковой елочкой, бумажными флажками-гирляндам и ватным Дедом Морозом. Чуть в стороне зеркало и «парфюмерная» полочка – флаконы от популярных во времена СССР духов и одеколонов, коробочки от пудры. В особом углу различная бытовая утварь – от сделанных деревенскими бондарями бочек до фабричных эмалированных тарелок.

Но главные в этом маленьком музее – явно игрушки. Большие и маленькие пупсы, кудрявые куколки теснятся на полках, делят настоящую детскую колыбельку и игрушечные кроватки, уточка на колесиках ведет за собой на веревочке выводок утят, в механическом заводном гараже заезжают и выезжают в ворота маленькие машинки (ох, как же мечтали о такой игрушке мальчишки в начале 70-х!), строго посматривает на своего соседа Буратино пластиковый Айболит. А самый любимый игрушечный экспонат, по словам Лидии Габовой, – небольшой жестяной саквояжик. Это ее личная игрушка, сохранившаяся с детства. Как она радовалась ей, будучи еще первоклассницей! И теперь улыбается, глядя на свое сокровище, за полвека не потерявшее яркости красок.

Коллекционеры советских игрушек, пожалуй, застряли бы в этом музее очень надолго. Но таковые в Нившеру пока не заезжали. И вообще посетителей в этом домашнем музее немного. Односельчане порой заходят, обычно 9 мая, на обратном пути с праздничного митинга – дом стоит неподалеку от местного мемориального комплекса.

– Но я не ради посетителей все это делаю. А для того, чтобы все это в Нившере сохранить. Может, потом это все людям станет интереснее, – предполагает Лидия Габова. – А пока – как будто для себя все это собираю. Но если люди хотят посмотреть – я не против. Жалко только, что многие заходят буквально на пять минут. А я бы, если бы в подобное место попала, наверное, неделю бы там кружилась.

Еще одна коллекция у Лидии Габовой пока хранится исключительно в голове. Это те самые сказки, забавные и грустные истории, которые она когда-то слышала от бабушки и дедушки.

– Иногда даже мысль приходит – начать, что ли, воспоминания писать, чтобы все это сохранилось? Дочке что-то рассказываю, она уговаривает: «Мама, начинай, пиши!» Да все как-то не решусь, – говорит Лидия Габова.

Музей в деревне Алексеевка тоже появился благодаря частной инициативе. Правда, не индивидуальной, это идея местных активных пенсионеров. Но началось все примерно так же, как и с музеем Лидии Габовой, – было помещение, которое зря простаивало, были старинные вещи, которые хотелось сохранить.

Когда-то в Алексеевке работала начальная школа. Малокомплектная, конечно, поскольку даже в лучшие времена население деревни едва превышало двести человек. Так что все ученики размещались в одном классе, хотя и довольно просторном. Плюс учительская, подсобные помещения. Кроме своего прямого назначения школа еще служила местом сбора жителей деревни, других подходящих помещений, чтобы отмечать праздники, решать коллективно разные вопросы, здесь просто не было. Но в начале 2000-х школа закрылась и так простояла несколько лет.

– Когда закрыли школу, мы еще работали, даже в мыслях не было что-то организовывать, а потом дом стоит-стоит, и так нам жалко его стало, вот распилят его, и все. Поэтому мы обратились к главе сельского поселения Нине Степановне Изъюровой с предложением сделать в этом здании музей. Он заодно станет местом, где можно собираться. Клуба ведь у нас тут нет, только за рекой. Она сказала: «Попробуем», – рассказывает жительница Алексеевки Надежда Виноградова. – Но своими силами мы бы вряд ли смогли это сделать. Дом уже ремонтировать нужно было, кровлю менять. Написали проект, подали заявку на грант по развитию территорий в министерство сельского хозяйства. Получили 270 тысяч рублей, отремонтировали дом. А потом буквально за один сезон собрали экспозицию. Что-то собирали по старым домам, которые под снос шли, что-то люди в подарок принесли.

Так что теперь в Алексеевке есть учреждение, которое официально именуется музейной комнатой, а попутно это своеобразный дом культуры. В деревне сейчас живут чуть больше сотни человек, но дома здесь сидеть не любят, так что бывшая школа не пустует.

Часть большой комнаты, где когда-то учились дети, сохранили в прежнем виде – с огромной доской (ведь задания нужно было писать сразу для четырех классов), портретом маленького Ленина. Только большинство парт убрали, а остальные сдвинули поближе к доске, разложив на них старые учебники, тетрадки. Здесь же можно увидеть школьную форму времен СССР.

А вторая комната посвящена уже истории Алексеевки. На стене – портрет основателя деревни Алексея Габова. Родился он в 1879 году, а вот когда умер, толком неизвестно. После революции его раскулачили, имущество реквизировали, но кое-что сохранилось чудом. Старинный колокольчик, который когда-то висел на воротах его дома, нашли на развалинах этого строения. А массивные настенные часы с надписью «Le Roi a Paris» Алексей Габов, зная, что имущество у него со дня на день придут забирать, потихоньку отдал одному односельчанину. «Король Парижа» исправно прожил в доме нового хозяина, а затем его потомков больше полувека, а потом часы встали. Владелец отвез часы в город на ремонт, но оказалось, что мастер их починить не может – шестерни износились капитально. Так что отдал часы в музей.

В музейной комнате можно увидеть коми охотничий инвентарь, ткацкий станок, десятилитровый самовар, другие предметы деревенского быта. Как и в музее в Нившере, здесь немало предметов «родом» из советских времен. Отдельная экспозиция посвящена памяти тех, кто ушел из Алексеевки на Великую Отечественную. Поиском фотографий занимался местный житель Дмитрий Михайлов. Он же делал запросы в архивы, военкомат, чтобы истории героев были максимально полными.

– Это очень важно, это же память, которую нужно сохранить для молодого поколения. Отрадно, что люди стараются, чтобы молодое поколение знало об истории деревни, села, и в Алексеевке, и в Нившере, – отметила глава сельского поселения «Нившера» Нина Изъюрова. – До появления этой музейной комнаты в Алексеевке ведь ни одного социального объекта не было. Только торговая точка. Но люди, собравшись вместе, смогли одним проектом и историю сохранить, и создать место для общения.

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "История в бабушкином доме"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.